Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:32, реферат
Исследуя всякое правовое явление, истории его уделяют большое внимание. Эта закономерность вполне применима к прокуратуре, которая только в нашей стране насчитывает почти три столетия. Изучение истории, наглядно показывает причины и предпосылки, развитие и тенденции и, в конечном итоге, перспективы того или иного института государства.
Введение
1. Предпосылки появления прокуратуры в России
2. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи
3. Прокуратура страны Советов
4. Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
Филиал
ФГАОУ ВПО ДВФУ в г. Уссурийске
Кафедра
права
по дисциплине «Правоохранительные органы»
специальность030501.65
юриспруденция
на тему
«Возникновение и исторические этапы
развития прокуратуры в России»
_______________ А. С. Зайцева
проверила к.ю.н.
г. Уссурийск
2011
Содержание
Введение
1. Предпосылки появления прокуратуры в России
2. Возникновение
и развитие прокуратуры в
3. Прокуратура страны Советов
4. Прокуратура Российской Федерации
Заключение
Библиографический
список
Введение
Исследуя всякое
правовое явление, истории его уделяют
большое внимание. Эта закономерность
вполне применима к прокуратуре,
которая только в нашей стране
насчитывает почти три
Само слово "прокуратура"
появилось во Франции, во время правления
короля Филиппа Красивого. Обвинительный
процесс, который установился в
судах во Франции XI-XII вв., требовал личного
участия тяжущихся и неохотно
допускал поверенных. Для короля же
было сделано исключение, и он мог
действовать через своих
1. Предпосылки появления прокуратуры в России
Возможность реализации
своих идей по коренному преобразованию
Государства Российского Петр I получил
после окончания «периода троецарствия»,
когда был впервые создан единственный
прецедент: одновременное юридическое
правление родных братьев Иоанна
Алексеевича и Петра
А необходимость
коренного преобразования Государства
Российского с целью
Наиболее серьезным препятствием для такого преобразования представляла так называемая система «кормления», при которой чиновники осуществляли «государеву службу» на безвозмездной основе и могли себя обеспечить лишь путем «мздоимства» с населения вверенной территории. Это приводило к многочисленным фактам злоупотреблений. В качестве широкого распространения данного социального порока можно привести Именной указ «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов».
Разумеется, предусматривалась ответственность за различного рода злоупотребления. Так, в апреле 1654 г. был принят Именной указ «О наказании за взятки»[1]. Аналогичен ему по содержанию Именной указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за них» от 24 декабря 1714 г. Преступность как социальное явление не только констатировалась, но и принимались соответствующие нормативные правовые акты по борьбе с ней, вплоть до искоренения. В Именном указе «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут» от 19 марта 1719 г. речь идет не о пресечении воровства, но об «искоренении» лиц, их совершивших, что может лишь свидетельствовать о широком распространении этого социального явления в Российском государстве. Ответственность за взятки была предусмотрена в Сенатском указе «О наказании за взятки и лихоимство» от 21 мая 1720 г., а также в аналогичных по форме нормативных правовых актах: «О разных Государственных сборах, о наказании хищников за взятки лишением имения и живота» от 22 июня 1720 г. и «О рачительном сборе податей и наказании за взятки» от 3 октября 1720 г[2].
В 1708 г. территория России была упорядочена и поделена на восемь губерний[3]. В 1711 г. был учрежден Сенат. Так же система «кормления» подданных, состоящих на государственной службе, была заменена новой для России системой жалования. Эти изменения традиционного отечественного уклада послужили условиями возникновения прокурорского надзора и прокуратуры.
Но наряду с
условиями возникновения
Надзор старост
как предпосылка возникновения
прокурорского надзора
В Именном указе
«Об отдаче под суд Воевод за противозаконные
поступки и самовольство» от 16 февраля
1700 г. речь идет об ответственности
подданного, осуществлявшего
Именной указ «О наблюдении за торговыми людьми города Самары, чтобы они вина, пороху и других заповедных товаров и беглых людей на Яик не привозили» от 28 февраля 1700 г. фактически направлен против контрабанды и незаконной миграции подданных Российского государства.
В наказе «Брянским Бурмистрам из Московской Бурмистерской палаты» «О выборе земских Бурмистров и о наблюдении за исправностью таможенных и питейных сборов» от 30 сентября 1700 г. фактически закреплена еще одна предпосылка — «наблюдение земскими бурмистрами за исправностью таможенных и питейных сборов».
Установление
запретов как предпосылка возникновения
прокурорского надзора
В Сенатском указе «О подтверждении Губернаторам, что если в сборе, достальных рекрутов, лошадей и третных доточных из подьячих и монастырских служек учинится медленность, то наложено будет на них Губернаторов взыскание» от 11 июля 1711 г. обнаруживается такая предпосылка, как «взыскание с губернаторов за учинение медленности».
О предпосылке
возникновения прокурорского
В Именном указе «О жалованье разным лицам; об учреждении при Губернаторах и Вице-Губернаторах Ландратского Совета и о наказании вредителей государственного интереса» от 24 апреля 1713 г. речь идет о следующей предпосылке — «наказание вредителей государственного интереса». В этом нормативном правовом акте, а также в Именном указе «О доношении всяким людям о Государственных интересах Царскому Величеству Самому» от 23 октября 1713 г. важное значение имеет использование термина «государственный интерес».
Еще одна предпосылка
возникновения прокурорского
Вышеуказанные
предпосылки, являясь ни чем иным, как
первоочередными интересами государства
в обеспечении законности и исправном
функционировании государственного аппарата,
повлекли за собой…
2. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи
Первым нормативным правовым актом о прокурорском надзоре принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 г. «Об обязанностях сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и берг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и геральд-мейстеру, а в каждой коллегии по прокурору...». Шесть дней спустя указом от 18 января 1722 г. были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Этот указ положил начало ликвидации фискальных органов (они прекратили свое существование 29 декабря 1729 г.) с последующей передачей их функций прокуратуре.
После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, в особенности в период царствования Анны Ивановны, т.е. по существу была ликвидирована. Она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I.
Полностью же прокуратура
сформировалась, как орган надзорного
типа при Екатерине П. С разделением
Сената на департаменты Генерал-прокурор
охватывает своим контролем всю
их деятельность, а к концу XVIII в.,
продолжая оставаться органом надзора,
фактически становится высшим органом
управления общей компетенции. В
значительной мере был усилен прокурорский
надзор за законностью в деятельности
местных (губернских) органов власти.
В этом большую роль сыграл правовой
акт – «Учреждения для
Информация о работе Возникновение и исторические этапы развития прокуратуры в России