Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:01, курсовая работа
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.
Сенат. Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат, члены которого в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н. э.– цензорами. Переход к республике усилил влияние сената как единственного постоянного органа власти, выражавшего волю патрициата. Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты.
Первоначально сенат
имел право утверждать или
отклонять решения комиций (
Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат[4.С.105]. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Вершина власти сената приходится на 300—135 гг. до н. э., когда без него не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в области внешней и внутренней политики. Приблизительно с 444 года до н. э. в состав сената после долгой и упорной борьбы были допущены плебеи.
Магистратуры. Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.
Высшими должностными лицами — магистратами — были консулы, преторы, народные трибуны. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год.
Следуя принципу коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи избирали несколько народных трибунов. По общему правилу, магистраты (начальники) не вмешивались в дела друг друга.
Безвозмездность определялась тем, что магистраты не получали жалованья за свою работу. Это мотивировалось тем соображением, что нельзя брать вознаграждение за службу отечеству.
По объему полномочий и по степени своей власти магистраты делились на магистратов, облаченных высшей властью, и магистратов, не имевших всей суммы полномочий, принадлежавших первой группе.
Магистраты первой группы обладали следующими полномочиями: высшей военной властью (командование войском); правом созывать сенат и народное собрание и председательствовать на них; правом суда и наложения наказаний;
Власть магистратов облаченных высшей властью была ограничена, а власть магистратов первой группы была безгранична.
Магистраты обладали правом применять принуждение в случае неисполнения их распоряжений в виде задержания ослушников, наложения штрафа и ареста имущества. Каждый магистрат имел аппарат, состоявший из совета, канцелярию, в которой работали секретари и письмоводители, ликторов (стражи). Все эти лица получали жалование.
Магистраты делились на ординарные и экстраординарные ( чрезвычайные).
Ординарные магистраты. Во главе ординарных магистратов стояли два консула. Они избирались из патрициев, но плебеи после упорной и долгой борьбы добились издания закона Лициния и Секстия, по которому один из консулов должен был выбираться из плебеев [5.С.142].
Консулам принадлежало также высшее военное командование. Кроме того, они обладали рядом других полномочий: руководители набором римских граждан в армию, осуществляли правосудие в армии, распоряжались военной добычей, заключали перемирие с врагом и др.
Преторы. Помощниками консулов стали преторы. Должность которых была учреждена в IV в. до н. э. Они замещали консулов во время их отсутствия в Риме и выполняли обязанности по охране общественного порядка, т. е. руководители полицией.
Цензоры. В разгаре борьбы
патрициев с плебеями в 443 году появилась
должность цензора. В обязанности
цензора входило установление ценза
граждан Рима в целях распределения
их по трибам, разрядам и центуриям
и составление сенаторского списка.
Цензоры принимали также
Эдилы. Эдилы выполняли полицейские обязанности (наблюдение за порядком в городе). Эдилов было четверо.
Квесторы. Квесторы первоначально были помощниками консулов без какой-либо особой специализации в своей деятельности. Затем в их ведение входило производство предварительного следствия по уголовным делам, заведование государственным казначейством, хранение государственного архива и другие обязанности.
Плебейские трибуны. В процессе борьбы плебеев с патрициями появилась (после 494 года до н. э.) должность плебейских трибунов. Плебеи добивались права избирать из своей среды двух представителей в качестве защитников своих интересов. Личность трибунов и их помощников (эдилов) была неприкосновенна. Однако полномочия плебейских трибунов не простирались дальше городской черты.
Низшие магистраты. К низшим магистратам в Древнем Риме были отнесены магистратуры для выполнения обязанностей полиции, расследования преступлений, совершения смертной казни, заведования чеканкой монеты, надзора за содержанием дорог и улиц. Эти магистраты носили общее название «двадцати шести мужей» [5.С.144].
Экстраординарные магистратуры. Они создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").
Римская армия. Военную службу должны были отбывать все граждане, зачисленные в пять разрядов, и она считалась не только долгом граждан, но и делом их чести. К ней допускались только полноправные граждане и кроме того, обладающие имущественным цензом, минимум которого составляло владение землей до 5 югеров или в денежном исчислении 11 000 ассов. Пролетарии, т. е. совершенно неимущие, в строевой службе не участвовали, а рабам было вообще категорически воспрещено состоять в армии. Наряду с разделением по имущественному положению было разделение по возрасту. Военнообязанные от 17 до 46 лет были главной боевой силой, а граждане от46 до 60 лет состояли в резерве.
Армию набирали консулы на основании списков, составленных цензорами. После окончания боевых действий армия распускалась. В V в. до н.э. была произведена реформа армии, в соответствии с которой воинам было установлено жалованье (выдача продовольствия и снаряжения от государства).
Местное управление. Суд.
Долгое время в управлении
Италией не было единообразия. В
одних завоеванных территориях
местные жители ставились в зависимость
от римских колоний, которые сами
пользовались правами самоуправления.
Жители тех территорий, которые получали
полностью права римских
В тех территориях, которые не получали полностью прав римского гражданства, были организованы так называемые муниципии, имевшие ограниченную автономию. Судопроизводство в них было поручено особым должностным лицам из Рима, поэтому эти территории назывались префектурами.
Суд. Первоначально в Риме сохранились следы древнего самоуправства, но уже в период образования государства преступления против Римского государства разбирал царь, которому принадлежало неограниченное право назначения наказаний. Преступления против частных лиц преследовались только по инициативе потерпевших. Только за некоторые, наиболее тяжкие из них инициатива преследования принадлежала органам государственной власти.
В рассматриваемый период возбуждение уголовного преследования и судопроизводство по уголовным делам осуществлялись вначале консулами, а затем преторами. Консулы при отправлении правосудия проявляли произвол, особенно по отношению к плебеям.
Апелляция на смертный приговор, вынесенный магистратом, в центуриатные комиции влекла за собой новый разбор данного дела. Но центуриатные комиции могли либо отменить полностью приговор магистрата, либо утвердить его. Изменять его они не имели права [5.C.147].
В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы, проявлявшие произвол, занимавшиеся вымогательством и совершавшие другие злоупотребления. Жалобы на действия этих магистратов до истечения срока их полномочий не допускались.
Императорский Рим. Государственный
строй в период принципата и домината.
Реформы Диоклетиана и
Список использованной литературы
1. Бокшанин Л.Г. История Древнего Рима. М.,1985
2. Всеобщая история государства и права/ Под ред. К. И. Батыра. М., 2002.
3. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.
4. История государства и права зарубежных стран/ Под общей ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1999. Т. 1.
5. История государства и права зарубежных стран/ Под ред. П. Н. Галанзы и Б. С. Громакова.¬- М., Юридическая литература, 1980.
6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т./ Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2003.
Информация о работе Возникновение государства в Древнем Риме