Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:01, курсовая работа
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.
Возникновение государства в Древнем Риме
Образование Римского государства
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.
С момента основания Рима и до 509 года н.э. у римлян существовал родовой строй, который находился уже в стадии разложения. Наряду с земледелием и скотоводством важным занятием населения Рима было ремесло. Зарождалась торговля.
Предание гласит, что легендарный
основатель Рима, первый его царь Ромул,
разделил землю между членами
городской общины так, что каждый
из них получил по 2 югера земли
(около 0,5 га). Это были приусадебные
участки, поскольку, по мнению большинства
историков, пахотные земли у римлян
долгое время считались собственностью
всей городской общины. Пахотная земля,
луга, пастбища и другие угодья предоставлялись
во владение и пользование отдельным
семьям городской общины. Приусадебные
участки являлись собственностью всей
семьи и переходили по наследству.
Глава семьи распоряжаться
Основной социальной единицей
родовой организации был
Роды у римлян были разделены
на семьи, которые усиливались по
мере ослабления родовых отношений
и становились основными
С имущественной дифференциацией
социальная структура общины усложняется.
В родах выделяются отдельные
богатые аристократические
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов.
Патриции, клиенты и плебеи
Оказавшееся вне римской
родовой общины пришлое
В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.
Военизированный характер римской
родовой организации позволял ей
какое-то время поддерживать свой замкнутый
характер. Но в Риме развивались
процессы, которые неизбежно должны
были ускорить ее крушение. Рост численности
плебса, концентрация в его руках
ремесленного производства и торговли
превратили плебеев в своеобразную,
правда, этнически пеструю, но с преобладанием
этрусского элемента, общину. Социальное
значение и сила этой общины возрастали.
Внутри нее, также как и в римской
общине, развивается имущественная
дифференциация. Появляются плебеи —
богатые ремесленники и торговцы,
которые начинают играть все возрастающую
роль в экономике Рима. Они остро
ощущают свое бесправие. Вместе с
тем увеличивается число
Положение осложнялось и
тем, что римляне были вынуждены
привлекать плебеев к участию
в военных походах. Развивающееся
несоответствие между большой ролью,
которую в жизни Рима стал играть
плебс, и его бесправным положением
породило борьбу плебеев за уравнение
в правах с членами ослабленной
внутренними противоречиями римской
родовой общины, представленной ее
ведущей силой — патрициями. Перипетии
этой борьбы неизвестны, но ее результат
очевиден — она закончилась победой,
разрушившей замкнутую римскую
родовую организацию и
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
Государственный строй Древнего Рима в «царский период». Реформы Сервия Туллия
Особенности государственного устройства Рима в «царский период»
В определенные дни роды,
курии, племена, а затем и весь
союз племен сходились на собрания
для рассмотрения дел, отнесенных к
их компетенции: о спорных наследствах
и судебных спорах вообще, о приговорах
к смертной казни и т. д. Всего
родов было 300, по 100 в каждом племени.
Десять родов образовывали курию (10
курий — триба — племя)[2.С.80]
Главы родов составляли совет
старейшин, или сенат, который с
течением времени приобрел значение
главной правительственной
Сенат. Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при так называемом царе, но пользовался большим влиянием в решении многих вопросов и предварительно обсуждал важные дела, которые потом принимались народным собранием. Помимо этого сенат влиял на избрание царя.
Народное собрание. Так же как и у греков в героическую эпоху, это собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Но в отличие от общего собрания, существовавшего у греков, римский народ собирался по куриям, в которых происходило обсуждение и решение вопросов, подлежащих ведению народного собрания. Каждая курия имела один голос, и подсчитывались голоса не отдельных граждан, голосовавших в куриях, а решения каждой курии в целом.
Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).
Главой римской общины, ее гражданским управителем и верховным военачальником был реке (царь).
Царь. Положение так называемого царя было таким же, как и греческого базилевса. Он был военачальником, верховным жрецом и производил суд по делам об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Его должность была выборной.
Царь имел неограниченное
право наказания и был
Жреческие коллегии. Большое значение имели в Древнем Риме жреческие коллегии. Самыми древними жреческими коллегиями были коллегии авгуров, понтификов и фециалов. Позднее образовались другие коллегии.
Авгуры давали свои заключения о действиях должностных лиц на основании всяких знамений и гаданий (гадания по полету птиц, по стихийным явлениям природы, расположениям внутренностей животных и пр.).
Понтифики [5.С.130] были хранителями и толкователями обычаев, а впоследствии - обычного права. Председатель коллегии понтификов мог приговаривать к смертной казни за так называемые сокральные преступления, например весталок, нарушивших обет девственности.
Фециалы совершали акт объявления войны (бросания копья с окровавленным концом на территорию врага).
Разложение родового строя
и социальная дифференциация на самых
ранних стадиях истории Рима вызвали
обострение классовой борьбы, которая
и явилась причиной революции, положившей
конец родовому строю. Земля к
этому времени была почти равномерно
распределена между патрициями, но
торговым и промышленным богатством,
хотя и не очень развитым, обладали
плебеи. Стремление плебеев к уравниванию
в правах с полноправными римлянами
усиливалось тем
Реформы Сервия Туллия
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами царя Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.. По своему историческому значению его реформа равна реформам Солона 594 г. до н.э. и Клисфена 509 г. до н. э., так как она завершила процесс превращения римской родовой общины в государство.
Самое главное в реформе Сервия Туллия - это новая классификация всего населения по имущественному цензу. В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения [2.С.82].
Таким образом, было
положено начало господству
Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении. После устранения должности царя как главы государства Рим стал республиканским.
Государственный строй
Древнего Рима в
Центральные органы управления. Римская армия.
В 509 году до н. э. в Риме была
установлена республика. В течение
почти 500-летнего периода
В римской республике центральными органами государства были: народные собрания (куриатные, центуриатные и трибутные комиции), сенат и магистратуры.
Народные собрания. В Римском государстве народным собранием считалось собрание, которое было организовано в виде комиций. Народные собрания созывались только по инициативе магистратов и выслушивали их предложения. Эти предложения могли либо быть принятыми, либо отвергнутыми собраниями полностью. Постановления народных собраний нуждались некоторое время в утверждении сената. Такие собрания народа были полномочны выносить решения, имевшие юридическую силу.
Главным видом народных собраний были центуриатные комиции. Они принимали законопроекты, внесенные теми магистрами, которые выбирались в этих комициях, производили выборы высших магистров (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции имели и судебную власть. Им были подсудны дела по обвинению в наиболее тяжких преступлениях, за совершение которых предусматривалась смертная казнь.
Вторым важным видом народных собраний были трибутные комиции. Этот вид народных собраний появился в V в. до н. э. как результат борьбы плебеев с патрициями. Они обладали в принципе почти той же компетенцией, что и центуриатные, избирали некоторых магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т. д. Позднее они получили также законодательную и судебную власть.
Существовали две
Сохранились как пережиток от родового строя собрания по куриям, которые со временем потеряли свое значение и были заменены собранием 30 ликторов, которые представляли прежние 30 курий[5.С.139]. В собраниях по куриям совершались акты формального характера: введение в должности высших магистратов, наделение их правом обращаться к богам. Они утверждали также акты об усыновлении и завещаниях.
Информация о работе Возникновение государства в Древнем Риме