Возникновение государства нового исторического типа Франции 18в

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Главным итогом первого этапа революции деятельности собрания во Франции явилась конституция, окончательный текст которой был составлен на принятых многочисленных законах, имевших конституционный характер (1789–1791гг). Однако из-за противоречий короля Конституция была утверждена лишь 3 сентября 1791г, после чего, король присягнул на верность Конституции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Французское государство начального периода революции XVIII в…5
Начало революции. Учредительное собрание……………………………5
Декларация прав человека и гражданина 1789…………………………...8
Глава 2. Возникновение государства нового исторического типа Франции VIII века…………………………………………………………………………..19
Установление конституционной монархии……………………………..19
2.2 Конституция 1791г……………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы…………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Возникновение государства нового исторического типа Франции 18в .docx

— 177.20 Кб (Скачать)

В итоге государство оказалось  в руках политической группировки, объективно представлявшей интересы богатых  буржуа и либеральных дворян. Ее руководители – маркиз Лафайет, аббат Сиейес, ученый-астроном Байи, ученый-социолог А. Барнав, А. Ламет и особенно граф Мирабо – блестящий оратор, но беспринципный политик – не стремились к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, поэтому они называли себя конституционалистами. В основе их политической деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

«Отмена феодализма». В Учредительном  собрании была торжественно провозглашена  «отмена феодализма». Однако опубликование  этого закона (август 1789 г.) показало, что главные требования крестьян не были удовлетворены. Речь шла об отмене относительно второстепенных так  называемых личных феодальных прав (серваж, право «мертвой руки», исключительное право охоты и т. д.). С безвозмездным отказом от них соглашались легко, тем более что они фактически уже были потеряны – крестьяне игнорировали их с первых дней революции. Все остальные: права – на землю и реальные платежи и повинности, вытекавшие из держания крестьянином, участка земли, принадлежавшей сеньору, сохранялись.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 26 августа 1789 г. Учредительным собранием был принят важнейший документ революции – Декларация прав человека и гражданина [17].

Составленная как программа  революции, она, по замыслу ее творцов, должна была содействовать успокоению народа, сохранению «братского единства». Вместе с тем ее содержание в немалой  степени определялось своеобразием конкретно-исторического момента, переживаемого  страной. Тогда еще не произошло размежевания политических сил в революционном лагере, заинтересованность в победе революции предопределяла общую направленность их антифеодальной борьбы. Часть революционеров и их идеологи еще верили в возможность немедленного торжества идеалов свободы, равенства и братства. Но немало было и таких, кто хотел видеть в Декларации сумму абстрактных принципов, к которым должно стремиться общество, но которые не обязательны к немедленному претворению в жизнь. «Задачи Декларации,– говорил в своем выступлении в Учредительном собрании один из его ведущих депутатов, Дюпор,– заключаются в том, чтобы выразить истины для всех времен и народов. Что в том, если она и будет противоречить отчасти той конституции, которая будет принята нами?» Показательно, что это заявление не вызвало возражений правящего большинства, уже во время принятия Декларации допускавшего возможность отступления на деле от ее наиболее прогрессивных положений.

История показала, что творцам  Декларации, среди которых важная роль принадлежала Лафайету, Сиейесу, Мирабо, Мунье, Дюпору, не удалось «примирить» народные массы с новым правительством. Но это не умаляет значимости проделанной ими работы [19].

Четкость формулировок Декларации, строгая, логически обоснованная взаимосвязь всех ее положений свидетельствуют о высоком уровне теоретической подготовки авторов документа. Им удалось в предельно концентрированной форме изложить главные выводы прогрессивной политической мысли Франции XVIII в. относительно принципов ее будущего общественно-политического строя. Во многом это явилось следствием гигантской работы, проделанной французскими философами и политическими мыслителями задолго до революции. Авторы Декларации основывались в первую очередь на трудах энциклопедистов. Кроме того, на их творчество оказали заметное влияние произведения английских ученых. В качестве конкретного образца они имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г., Виргинскую декларацию прав 1776 г., а также документы отечественной государственно-правовой истории: декларации французских Генеральных штатов, ремонстрации парижского парламента и др.

Декларация была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозглашающего права  свободных людей, свергнувших господство абсолютизма: «Люди рождаются и  остаются свободными и равными в  правах». Декларировались принципы демократического государственно-правового  строя, среди которых особое место  принадлежало «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету»  и «разделению властей». В Декларации устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись  права человека, их обеспечение возлагалось  на демократически организованное государство («государственный союз»), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного  права, которая главную цель государства  видела в защите неотъемлемых прав человека. Четко и последовательно  формулировалась идея правового  государства, которому свойственно  верховенство права, утверждающего  естественные и неотъемлемые права  человека [1].

Влияние естественно-правовых теорий дало о себе знать и в  проведенном Декларацией (хотя и  не всегда последовательно) различии между  правами человека, которые ему  присущи от природы как «естественные  и неотъемлемые», и правами гражданина, получающего их от государства в  силу своей принадлежности к нему. К последним обычно относили права, определяющие степень предусмотренного законом участия гражданина в легальной политической жизни своей страны, в деятельности государства.

В качестве естественных и  неотъемлемых прав провозглашались  свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Свобода  определялась, как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других естественных прав человека, встречает «лишь те границы», которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом (ст. 4). Были названы индивидуальная свобода (ст. 7, 8), свобода печати (ст. 11), вероисповедания (ст. 10). Не упоминалось о свободе собраний и союзов, что объяснялось, во-первых, враждебностью законодателей к массовым выступлениям и организациям рядовых граждан, во-вторых, опасностью возможного возрождения цехового строя и связанной с ним регламентации и, кроме того, отрицательным отношением ко всякому роду союзам, которое доминировало в естественно-правовых теориях. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают выражение общей воли народа [17].

Декларация подчеркивала значение права на собственность: помимо ст. 2, относившей ее к естественным правам человека, ей была целиком посвящена  ст. 17, объявлявшая право на собственность неприкосновенным и священным. Но игнорирование принципиального различия между отдельными видами собственности создавало видимость равной защиты имущественных интересов всех – буржуа и рабочего, крупного землевладельца и батрака.

Наиболее четко сформулированная Руссо идея о суверенитете, полностью  и безраздельно принадлежащем народу, нашла воплощение в ст. 3. Она служила  обоснованием принципа народного представительства. Декларировалось право всех граждан  лично или через своих представителей участвовать в создании закона (ст. 6), который объявлялся выражением общей воли.

Выводы Монтескье, видевшего  обеспечение свободы и безопасности граждан в организационно независимых  друг от друга и взаимоуравновешивающих ветвях государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), получили в ст. 16 категорическую формулировку: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» [22].

Провозглашались и другие не менее важные принципы. Так, в ст. 7 декларировалась неприкосновенность личности. «Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом... Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию».

Провозглашались принцип  «нет преступления без указания о  том в законе» (ст. 7, 8) и презумпция (предположение) невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном  законом порядке (ст. 9).

Стремление положить конец фискально-административному произволу монархии сыграло не последнюю роль в провозглашении права всех граждан устанавливать самим или через своих представителей размеры государственного обложения, порядок и продолжительность их взимания (ст. 14). Должностные лица обязывались давать отчет обществу по вверенной им части управления (ст. 15) [22].

Декларация произвела  огромное впечатление на современников как во Франции, так и за ее пределами. У многих она изменила миропонимание эпохи, стимулировала их борьбу с абсолютистским строем за становление демократии.

Вместе с тем положения  Декларации, звучавшие как утверждение справедливости, даруемой всем, были весьма абстрактны. Это давало возможность придать им определенное конкретно-историческое толкование. Во время революции провозглашение прав человека и гражданина в Декларации 1789 г. было воспринято крестьянами и многими рабочими как обещание уничтожить феодальный гнет, разделить дворянские земли, предоставить им право собственности на них. (Немало рабочих еще не порвали связи с деревней, мечтали стать самостоятельными хозяевами.) Ожидались уменьшение безработицы, снижение цен на продукты питания, наделение рядовых граждан правами, провозглашенными в Декларации. Однако действительность разбила эти иллюзии.

Пришедшая к власти буржуазия, заботясь о своих интересах, дала Декларации свое, по существу обязательное для всей страны толкование. Законодатели, отстаивавшие в Учредительном собрании право на свободу, в силу ряда исторических причин не могли полностью осознать глубинные мотивы своей позиции. Борьба за свободу, как, впрочем, и за другие права, воспринималась ими в  свете идей Просвещения. Но вместе с  тем право на свободу мыслилось ими, прежде всего как максимально возможная независимость в сфере производства, которое государство должно было охранять, по возможности не вмешиваясь в него [17].

Первый избирательный  закон. События, почти совпавшие  по времени с принятием Декларации, показали, что новые правящие круги  встали на путь не только фактического, но и нормативного нарушения принципов  Декларации. Спустя четыре месяца после  ее опубликования, в декабре 1789 г.

Учредительное собрание приняло Декрет о введении имущественных и других цензов для избирателей. Согласно Декрету все граждане делились на активных и пассивных. Избирательные права получали только активные граждане, пассивные отстранялись от участия в выборах. Чтобы числиться активным гражданином, следовало: «1) быть французом, 2) достигнуть 25-летнего возраста, 3) прожить фактически в данном кантоне не менее одного года, 4) платить прямой налог в размере трехдневной заработной платы, 5) не быть в положении прислуги, т. е. не быть слугой на жалованье» [23].

Еще более высокий имущественный  ценз устанавливался для тех активных граждан, кто мог быть избран. Они  должны были обладать земельной собственностью и платить налог, равный одной  серебряной марке (весьма значительная по тем временам сумма).

Декрет о «марке серебра» вызвал недовольство даже среди состоятельных  граждан. В 1791 г. Учредительное собрание несколько понизило имущественный  ценз, ограничив его доходом с  собственности или узуфрукта  в размере, равном местной средней  оплате наемного труда за 200 дней в  городах с населением свыше 6 тыс. человек. Равноценным признавался  наем жилых строений, дававший доход, равный соответственно оплате труда  за 150 и 100 дней, или аренда поместья, оцененного в сумму, равную местной  оплате труда за 400 дней [12].

В итоге главное осталось неизменным – в основе деления граждан лежала собственность.

Законодательная деятельность Учредительного собрания. Были приняты  декреты об отмене сословного деления, упразднении цехового строя, внутренних таможен и других средневековых институтов, препятствовавших развитию промышленности и торговли. Прогрессивной мерой стали ликвидация старого территориального деления страны и введение нового единообразного административно-территориального деления на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны. В Учредительном собрании неоднократно обсуждались и уточнялись новые административно-территориальные границы, структура и компетенция местных органов управления и многие другие связанные с этим вопросом. В итоге страна была разделена на 83 приблизительно равных департаментах, каждый из которых представлял собой область, связанную единством экономической жизни [9].

Были приняты декреты  о передаче церковного имущества  в распоряжение нации. Церковные земли были объявлены национальным имуществом и выставлены на продажу. Из-за высоких цен они оказались практически недоступными для основной части крестьянства, их скупала сельская и городская буржуазия. Эти декреты не только подорвали могущество феодальной церкви, но и способствовали погашению внутреннего дореволюционного государственного долга. В этом была особенно заинтересована крупная буржуазия, долгое время финансировавшая монархию. Кроме того, устанавливался контроль государства над духовенством, во многом вызванный сопротивлением высшей церковной иерархии новой власти. Вводилось так называемое гражданское устройство церкви; упразднялось административное подчинение французской католической церкви Ватикану; священники должны были выбираться прихожанами и приносить присягу верности государству, причем только присягнувшие священники получали жалованье от государства; церковь лишилась права на «десятину». Из ее ведения было изъято право регистрации актов гражданского состояния.

Информация о работе Возникновение государства нового исторического типа Франции 18в