Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:09, контрольная работа
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское Киевское государство Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В многоукладном древнерусском обществе существовала и "невольная челядь". Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину - рабой, объединяя тех и других общим понятием "челядь".
Челядь была почти
полностью бесправной. Русская Правда
приравнивает ее к скоту: "от челяди
плод любо от скота", - говорит одна
из ее статей. В этом отношении челядь
Древнерусского государства напоминала
античных рабов, которых в Риме называли
"говорящее орудие". Однако на
Руси холопы не составляли основу производства,
рабство было преимущественно
В Древнерусском государстве еще отсутствовало закрепощение крестьян. Феодальная зависимость исторически может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина.
В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.
Города являлись центрами
культуры. Древнерусская деревня
долгое время была неграмотной. Но в
городах грамотность была распространена
широко, причем не только среди купцов,
но и среди ремесленников. Об этом
свидетельствуют как
Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.
Древнерусское государство
было полиэтничным, как уже отмечалось,
притом с самого начала. "Повесть
временных лет", перечисляя племена,
которые якобы приглашали варяжских
князей, называет и явно неславянские
племена - чудь и весь. По мере продвижения
славян на северо-восток они неизбежно
вступали в ареал расселения финских
племен. Однако этот процесс проходил
в основном мирно и не сопровождался
покорением коренного населения. В
необъятных лесах Волжского бассейна
и за ним всем хватало места, и
славяне мирным путем смешивались
с местными племенами. С введением
христианства этому синтезу способствовало
и одинаковое крещение всех язычников
- и славян, и финнов. Русский митрополит
Илларион в своем "Слове о законе
и благодати" (XI в.) говорит о
равноправии всех христианских народов,
отнюдь не подчеркивая приоритета русских.
В законодательстве мы тоже не встретим
никаких преимуществ для
Идеи интернационализма, отсутствие всякого шовинизма пронизывают и древнерусскую литературу. [6, с. 67]
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
С.В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современные исследователи в большинстве своем считают это государство с самого начала раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенные характерные черты.
Организация государственного
единства. Проблема эта вызвала большие
споры как в дореволюционной,
так и в современной
Думается, что более
убедительной выглядит точка зрения
С.В. Юшкова, который считал, что Древнерусскому
государству свойственна
Государственный механизм.
Древнерусское государство было
монархией. Во главе его стоял
великий князь. Ему принадлежала
верховная законодательная
Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры - военного, торгового и иного характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и др. Дипломатические переговоры возглавлял и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию. Выполняли князья и судебные функции.
Фигура князя выросла из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.
Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжи мужи.
Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. По мнению С.В. Юшкова, именно на таком съезде была принята Правда Ярославичей.
В Древнерусском государстве существовало и вече, выросшее из древнего народного собрания. В науке идут споры о распространенности веча на Руси и его значении в отдельных землях. Бесспорна высокая активность веча в Новгороде; что же касается его роли в Киевской земле, то источники не позволяют ответить на этот вопрос однозначно. [8, с. 28]
Первоначально в Древнерусском
государстве существовала десятичная,
численная система управления. Эта
система выросла из военной организации,
когда начальники воинских подразделений
- десятские, сотские, тысяцкие - стали
руководителями более или менее
крупных звеньев государства. Так,
тысяцкий сохранил функции военачальника,
сотский же стал городским судебно-
Десятичная система
еще не отделяла центральное управление
от местного. Однако позже такая
дифференциация возникает. В центральном
управлении складывается так называемая
дворцово-вотчинная система. Она
выросла из идеи соединения управления
великокняжеским дворцом с
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения "корм". Так сложилась система кормления.
Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.
Города или во всяком случае их центральная часть были крепостями, замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. Владимир Святославич для обороны от печенегов построил цепь крепостей на левобережье Днепра, набрав для них гарнизоны из северных русских земель.
Князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).
В Древней Руси еще
не существовало специальных судебных
органов. Судебные функции выполнялись
теми или иными представителями
администрации, включая, как уже
говорилось, самого великого князя. Однако
имелись специальные
Государственное управление, войны, да и личные потребности князей и их окружения требовали, конечно, немалых денег. Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов, дани.
Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный, т.е. находящийся под данью.
Первоначально дань собиралась
путем полюдья, когда князья, обычно
раз в год, объезжали подвластные
земли и собирали доходы непосредственно
со своих подданных. Печальная судьба
великого князя Игоря, убитого древлянами
за чрезмерные поборы, заставила его
вдову княгиню Ольгу
Сложилась система
разнообразных прямых налогов, а
также торговых, судебных и иных
пошлин. Налоги собирались обычно мехами,
но это не означает, что они были
только натуральными. Меха куницы, белки
были определенной денежной единицей.
Даже когда они теряли товарный вид,
их ценность как платежного средства
не исчезала, если на них сохранялся
княжеский знак. Это были как бы
первые русские ассигнации. На Руси
не было своих месторождений
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны - Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.
В науке существует
спор о том, откуда пришла к нам
новая религия. По летописному преданию
Владимир, прежде чем изменить религии
предков, позвал представителей разных
стран и разных церквей. Из Хазарского
каганата, где, как мы помним, верхушка
общества исповедовала иудейство, приехали
апологеты этой религии. Из Волжской
Булгарии прибыли защитники
Информация о работе Возникновение Древнерусского государства