Восточный и Западный пути возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:29, доклад

Описание работы

Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.97 Кб (Скачать)

Восточный (азиатский) путь возникновения  государства   

 Научные  поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют  о том, что первые признаки  государственности появились не  в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые  государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах  крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата,  Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия.    

 В этих  климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом.  

 Вместе  с тем все это обусловило  сохранение сельскохозяйственных  общин и соответственно общественной  формы собственности на основное  средство производства — землю.  Поскольку, как и прежде, все  произведенное обобществляется,  а затем перераспределяется, и  это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.  

 Возникают  родоплеменная знать и такое  социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при  распределении общественного продукта  увеличивается. Управлять становится выгодным.  

 Вместе  с зависимостью населения от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.   

 Постепенно  родоплеменная знать превращается  в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. На основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности возникает политическое господство родоплеменной знати. В той мере, в какой удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.  

 Нередко  административные функции совмещались с культовыми(религиозными), что придавало им особый авторитет.  

 Следовательно,  одной из главных предпосылок  как государствообразования, так  и образования классов «по  восточному типу» было использование  властвующими слоями и группами  сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.  

 На Востоке узурпировались не сами средства производства, ауправление ими.  Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие советники, визири; далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды — сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер.  

 Восточное  общество было застойным: на протяжении веков и тысячелетий оно практически не развивалось. Так, в Китае государство возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). В Китае социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.) приводили только к смене царствующих династий, само общество до начала XX в. оставалось в основном неизменным.  

 Восточные  государства имеют много общего:   

» они основаны на государственной и общественной собственности  на основные средства  производства  (землю),  что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе;  

» эти  государства  обладают сильным  чиновничьим аппаратом, который является фактически собственником средств производства; 

  » были абсолютными монархиями, деспотиями; монарх олицетворял государство и считался воплощением Бога на земле или верховным жрецом; 

  » правовые системы государств в большинстве неразвиты, закреплены  в  религиозно-нравственных догмах и  часто поддерживаются  обычаями, «культом предков» и т.п.;  

» как восточное общество в целом, государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.  

 Восточный  путь возникновения государства  представлял собой плавный переход,  перерастание первобытного, родоплеменного  общества в государство.   

 Восточные  государства в некоторых своих  чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.  

 Можно  определить главные характеристики азиатского (восточного) пути: 

= возникновение  из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;  

= экономическая  основа - общественная и государственная  собственность; 

= политическое  господство основывается не на  богатстве, а на занимаемой должности;  

=  чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников.

Западный  путь возникновения  государства   

 В отличие  от восточного пути, имевшего  универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Именно западное общество, европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и  в  решающей  степени  определили  весь  ход  человеческого прогресса.  

 Основным  фактором образования государства  на территории Европы было  классовое разделение общества. На стадии протогосударства (чифдома), формой которого была «военная  демократия» происходило интенсивное  формирование частной собственности  на землю, а также на другие  средства производства: скот, рабов.   

 Для европейского пути характерно следующее: 

 » государство  возникло до появления классов.  

 » насильственный  путь перехода власти от родовой  знати к богатой аристократии; 

 » основой  государства является частная  собственность; 

 » классовая  дифференциации по занимаемому  отношению к собственности; 

 » определение  политическое господство через  богатство; 

 » административная  структура складывается после  появления частной собственности; 

 » государство  отделяется от общества, возвышается  над ним, возникает противоречивая  политическая структура;  

 В европейском  пути выделяют несколько форм  возникновения государства:

a) Афинская форма   

 В литературе  Афины нередко называются классической формой возникновения государственности. В Древних Афин государство развивалось, преобразуя органы управления родового строя и постепенно вытесняя их государственными органами власти. Внешние (случайные) обстоятельства существенного влияния не оказывали.  

 Афинская  форма государственности - естественный, ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых, разделение на классы).  

 Афинское  государство возникало непосредственно  и вследствие раскола Афинского  общества и из классовых противоречий. Постепенно формируемая частная  собственность стала основой  экономического господства имущих классов. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и базилевса (выступавшего военоначальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их богатой прослойкой общества для защиты своих интересов. 

 В Древней Спарте возникновение государства имело свои особенности, что отличает её от Древних Афин. Спарта была аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя.  

 Появление  государства в Спарте обусловлено:  

  • необходимость руководить завоеванными соседними территориями и держать в повиновении их население; 

  • стремление не допустить имущественного неравенства (а, следовательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей, 

  • постоянная угроза восстания рабов-илотов, численность которых многократно превышала численность спартанцев и другие.

b) Римская форма государства  

 В основном  процесс государствообразования  в Риме похож на Афины. Так  же, как и в Греции, шло разложение  родоплеменного строя и экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя и образование государства. В результате борьбы плебеев с патрициями рухнул римский родовой строй, и возникло государство.  Римская форма возникновения государства характеризуется отделением родовой знати через насилие, делением общества на шесть классов.  

 Необходимость  умерять столкновения различных  социальных групп необъятной  империи и удерживать в повиновении  подвластные и зависимые эксплуатируемые  народы, привела во II в. до н.э.  к созданию мощного государственного  аппарата управления.

c) Германская   

 Германские  племена долгое время служили  поставщиками рабов для могучего  Рима.  

 Если само  положение Греции и Рима способствовало  ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности и полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

Древнегерманская  форма возникновения государства  явилась следствиемвнешнего насилия - завоевания франками Римских территорий. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения.  

Информация о работе Восточный и Западный пути возникновения государства