Восточные славяне

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:48, доклад

Описание работы

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв.

Работа содержит 1 файл

Теория происхождения и расселения.docx

— 31.19 Кб (Скачать)

Не приходится сомневаться  в важности этой торговой артерии  для восточных славян. Она влияла не только на экономическое, но и на общественное развитие. Именно здесь  возникали племенные центры, превратившиеся со временем в города, среди которых  главные — Киев и Новгород.

Но по Восточно-Европейской  равнине пролег не один «путь из варяг в греки». Обилие рек — главных дорог раннего средневековья — позволяло наладить торговлю с Востоком. Купцы шли по Волге, где в среднем течении существовало государство Булгар, затем попадали в Хазарский каганат, расположенный в низовьях Волги, и на Каспий.

Торговые пути легко превращались в маршруты военных экспедиций. Последние  не были по силам одному или даже нескольким племенам. Здесь требовались  иные формы общественной организации. И они возникли в VII—VIII вв.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА  У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Такая община являлась основной производственной ячейкой первобытнообщинного строя. Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности.

Однако уже в то время  родовой строй начал изживать себя. При родовом строе в руках  глав родов сосредоточивались продукты труда членов рода - он был их главным  распорядителем. Это создавало предпосылки  для появления имущественного неравенства  и частной собственности.

У славян выделились вожди  с наследственной властью. Вокруг них  складываются отряды профессиональных воинов и советников - "дружины". В то же время большую роль продолжали играть народное ополчение и народное собрание. Подобные периоды в истории  общества именуются вождеством". Для них характерным является то, что уже существует социальное и имущественное неравенство, но еще отсутствует узаконенный аппарат принуждения.

К IX веку родовые отношения  у славян находились в стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, торговля способствовали укреплению позиций родоплеменной  знати, ее обогащению, укреплению военно-дружинной  организации. На место родовой общины приходит соседская /территориальная/ община. Связи между общинниками  были в ней не кровными, а хозяйственными.

Итак: возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и  богатства в руках родовых  и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной - все это создавало  предпосылки для появления государственной  власти.

 

 

Принятие христианства Русью. Владимир 1.(980-1015 гг.)

 
Князь Владимир I Святой (Красное солнышко) сын Святополка (братья Ярополк и Олег) после смерти отца правил Новгородом. После победы над Ярополком (своим родным братом)занял Киевский престол.

 
При Владимире произошло одно из величайших событий в русской  истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане  были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века.Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, но по некоторым источникам, был ярым противником христианства. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву (даже человеческие).Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. К тому же по политическим соображениям Владимир понимал необходимость принятия одной из мировых религий (чтобы повысить свой авторитет внутри государства, повысить статус Руси на мировой арене и т.д). Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого государства во главе с монархом; введение новой морали; необходимость объяснить нарастание социального неравенства (при язычестве – все равны перед богом); соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк  ориентировался на союз с папством. Еще одной из причин принятия христианства явилось то, что в христианстве главой церкви являлся глава светской власти. С решением Владимира принять христианскую веру была также связана его женитьба на византийской принцессе Анне (сестре Василия II). Византия стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов. На переговорах Руси и Византии в 987 г. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия 2 принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.  
Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов. Русь получила две азбуки, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами. 
Принятие Русью христианства явилось  прогрессивным  шагом  и имело важные  последствия.  
Последствия: 
На Русь пришла церковная иерархия которая укрепляла гос. Иерархию; с принятием христианства на Руси исчезло рабство; установлен моногамный брак; появление письменности церковные организации – центры образования; предание забвению предшествующей языческой культуры;


Информация о работе Восточные славяне