Восточные славяне

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:48, доклад

Описание работы

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв.

Работа содержит 1 файл

Теория происхождения и расселения.docx

— 31.19 Кб (Скачать)

Теория происхождения и расселения 

Первым, кто попытался  ответить на вопросы: откуда, как и  когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIП вв. Так, В.О.Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.  

К эпохе средневековья  восходит зарождение и распространение  еще одной миграционной теории происхождения  славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской  хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - ХVШ вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. 

В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились. 

Иной вариант миграционной теории дал другой крупный историк  и языковед академик А. А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - III вв.). Слдовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была  втоорая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства. 

Существовал и существует ряд других теорий миграционного  характера происхождения славян и их «прародины»- это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней  Азии, где предполагалась общая для  всех индоевропейцев «прародина», это  и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и ряд других теорий. 

Очевидно одно, что, согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним  пришлым населением на занимаемой ими  территории (VI - VIII вв.), т. е. авторы этих теорий не считали их постоянными  обитателями тех земель, где славяне  были известны с древности. 

В противоположность теориям  миграционного характера в советской  историографии признается автохтонность происхождения славян. Интересными на этот счет являются взгляды историков не только нашей страны, но и наших соседей. В частности, близкими к воззрениям наших ученых 50-х - 70-х годов XX в. были и чешские исследователи, последователи крупного славянского ученого Л. Нидерле. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения - восточные славяне явились автохтонами (местными жителями) на своей земле. Подобные взгляды были высказаны болгарскими и польскими учеными.

 

Религия славян. 

До принятия христианства восточные славяне были язычниками. Было бы неверно считать, что язычество, в отличие от таких мировых религий, как ислам или христианство, представляет собой примитивную, лишенную какой-либо сложности религию. Конечно, в язычестве нашло своеобразное отражение детство народов, в том числе и славянских. Однако религиозные представления выстраивались по определенной внутренней логике, отражавшей взаимоотношения человека с окружающим миром, его самосознание.

Для язычества характерны культ предков и природы.

Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Весь окружающий мир они заселили разнообразными сверхъестественными существами. В  зависимости от последствий тех  или иных явлений природы осуществлялась своеобразная оценка богов и определялось их место в пантеоне (сообществе богов): мир славянских божеств — это мир богов сильных и слабых,

 

добрых и коварных, главных  и второстепенных; это присутствие  сверхъестественного во всех проявлениях  и творениях природы и соответственно объяснение этого мира действием  сверхъестественного. Отсюда формировалась модель поведения: необходимо было заручиться поддержкой божественной силы, задобрить, привлечь на свою сторону могущественного бога, способного ослабить происки другого, враждебного или чужого.

Тесное общение с соседними  племенами — в первую очередь  с иранскими, балтскими и угро-финскими — пополнило славянский пантеон. Подобный переход не был случайностью:     древние     славяне охотно поклонялись богам, доказавшим свое могущество и доброту в сравнении с прежними, утратившими свой «авторитет». Так в славянском пантеоне рядом с Дажьбогом появился близкий ему бог солнца Хоре, которому поклонялись ираноязычные народы.

Славянский пантеон —  это прежде всего земледельческий пантеон. Важное место в пантеоне занимал, по-видимому, Род — бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Перун был богом грома и молнии. Впоследствии его культ получил особое распространение в дружинной среде. Известен «скотий бог» Волос, или Велес; Ярило — бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира и др.

Можно говорить о главных  богах славян-язычников, хотя само это  понятие достаточно относительное: у каждого рода и племени были свои, особо почитаемые боги.

Языческий культ отправлялся  в капищах, где обычно устанавливались  изображения богов — идолы. Культ  отправляли волхвы и кудесники.

Общественный строй восточных  славян. 

Тысячелетиями древние славяне  жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять  и разрешать все споры и  столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный огородить род от посягательства чужеродцев, то есть обеспечить его сохранение и выживание. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени играли народное собрание — вече, и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель.

Со второй половины I тыс. родовой строй вступил в период разложения. Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение всей структуры общественных отношений внутри и между племенами ведут к упадку родовых отношений. Кровно-родственные связи уже не могут служить первоосновой общества. Родовая община постепенно сменяется территориальной, или соседской, общиной, которая на долгие столетия станет определять историческое развитие.

Сам процесс разложения родовой  общины хорошо прослеживается по археологическим  данным. Обширные жилища, где жили все  члены рода, сменяются на небольшие  жилища для семей. Однако коллективные формы хозяйственной деятельности, общинная собственность сохраняются. Необходимость взаимной поддержки  диктуется самой жизнью, при которой  коллективные формы существования  были условием выживания общества. Сама природа Восточно-Европейской  равнины с ее «разорванными» и  напряженными ритмами хозяйственной  деятельности требует выполнения целого ряда работ, осуществить которые  можно лишь сообща.

Разложение родового строя  находит свое выражение в изменении  положения племенных вождей. Они  возвышаются над своими сородичами и соплеменниками, вокруг них сплачиваются боевые соратники — воины, составляющие дружину. Дружинники начинают ориентироваться  на удачливых военных предводителей, утрачивают прежние племенные связи. Все большее значение приобретает  военная добыча. Она являлась своеобразным тараном, разрушающим старые отношения, убедительным аргументом для расширения власти князя.

Еще одно проявление кризиса  родового строя — появление у  восточных славян союзов племен.

Автор «Повести временных  лет» перечислял 15 племен славян. На самом  деле это не племена, а союзы племен. Но создание столь крупных образований  несвойственно родовому строю. Призванные защищать свою территорию или организовывать военные походы, союзы племен, по сути, решали задачи политические.  Покоренные племена облагались данью.

Иными становились взаимоотношения  внутри племен, входивших в союз: эта форма объединения естественно  способствовала возвышению отдельных  племен и их вождей. Отсюда уже был  один шаг до появления племенных княжений, очень скоро возникших на основе наиболее сильных союзов племен.

Русская летопись рисует нам  следующую картину расселения восточных  славян в VIII—IX вв. По берегам Днепра, недалеко от устья Десны, жили поляне. В бассейнах рек Десны и Сейма — северяне. На верхних притоках Днепра — радимичи. По Припяти — древляне. Между Припятью и Западной Двиной — дреговичи. По Полоте — полочане. Вдоль Волхова, Шел они, Ловати и Меты — ильменские словене, в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги — кривичи. По Оке располагались поселки вятичей. Наконец, по Западному и отчасти Южному Бугу жили бужане, южнее, к Дунаю,— тиверцы и уличи.

В Причерноморье жили печенеги и другие кочевые тюркские племена. На Средней и Нижней Волге —  булгары и хазары. Отношения с последними были особенно враждебны. Опираясь на мощь государства — каганат, хазары ходили походами на славянские племена, подчиняли и облагали их данью. Несколько иначе строились взаимоотношения с финно-угорскими и балтекими племенами — весью, чудью, муромой, корелой, мордвой. Диапазон взаимоотношений простирался от столкновений до взаимного проникновения, ассимиляции.

 

Занятия восточных славян. 

На первый взгляд кажется, что вопрос о жизни восточных  славян, их занятиях и быте из разряда  скучных — в нем нет ни напряженности, свойственной политической истории, ни яркой событийной канвы. Но такая  точка зрения поверхностна. На самом  деле ответ на этот вопрос позволяет  историку заглянуть в существо происходящего  в обществе: понять его структуру  и взаимоотношения, направление  развития, разглядеть истоки духовной жизни. Словом, реконструировать повседневность, неотъемлемую часть истории.

Хозяйство восточных славян велось на основе четырех отраслей — земледелия, скотоводства, рыболовства  и охоты. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи.

Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным  условиям. На юге с VIII в. широкое распространение получил плуг. Севернее чаще встречалась соха, но не потому, что здешние племена в силу «отсталости» не могли перенять более совершенный плуг: она просто лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке.

Природно-географический фактор определял системы земледелия. Жители Поднепровья использовали перелог: освоенный

 

участок земли интенсивно эксплуатировался до истощения, затем  забрасывался до восстановления — появления дерна. Позднее, в VII—VIII вв., появилось пашенное земледелие с двухпольем и даже трехпольем.

Севернее была широко распространена подсечно-огневая система земледелия. Неисчерпаемое обилие земли и леса позволяло использовать освоенный участок до полного истощения, а затем не восстанавливать его плодородие, а бросать и поднимать — выжигать, корчевать, рыхлить — новый. В результате хозяйственная деятельность изначально приняла экстенсивное направление.

Основными сельскохозяйственными  культурами у славян были пшеница, ячмень, просо. По мере движения на север пшеницу  теснили овес и рожь, культуры более  выносливые и приспособленные к  континентальному климату. Из домашних животных были лошади, свиньи, овцы и  коровы.

Сельскохозяйственный год  в Восточной Европе продолжался 4—5 месяцев. В сравнении с жителями Центральной Европы земледельцы  Восточно-Европейской равнины принуждены были выполнять весь объем необходимых  сельскохозяйственных работ за менее  короткое время. Зато долгие снежные  зимы побуждали славян к иным занятиям. Таким образом, рабочий цикл, определявший все жизненные циклы, отличался  неритмичностью: то напряженнейшая, от зари до зари, работа, когда «один день год кормит», то невольное освобождение от сельских забот. По мнению историков, подобная неритмичность, сохранившаяся и позднее, нашла свое отражение в национальном характере великороссов.

Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед (бортничество), пушнину. Последняя особенно высоко ценилась при торговых обменах.

Изобилие рек и озер позволяло заниматься рыболовством. Они же служили и главными торговыми  артериями: далее в степной полосе двигаться водой было легче и  безопаснее. Разветвленная система  рек несколько компенсировала необъятные пространства, облегчала контакты. Через Восточно-Европейскую равнину  протянулся знаменитый торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь из варяг в греки». Начинался он в Византии, от стен Константинополя, шел по Черному морю и затем вверх по Днепру; перетащив ладьи волоком в реку Ловать, купцы попадали в Ильменское, а затем в Ладожское озеро; полноводная Нева выносила корабли в Варяжское — Балтийское — море.

Информация о работе Восточные славяне