Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:40, реферат
Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен – ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне Вислы, и, может быть, более восточные земли.
3. Нравы//отношение к женам.
Петрушевский А. Ф. ( историк XIX века).
«Славяне были нрава доброго и очень гостеприимны. Выходя из дому, славянин не запирал дверь и на столе оставлял разную еду, на случай, если зайдет странник. У иных не считалось даже бесчестием, если хозяин за бедностью украдет что-нибудь для гостя. С пленными славяне относились кротко и через несколько лет отпускали их на волю. Но не мало было и худого в славянах: они любили напиваться без меры, ходили грязные, не мытые; многие племена были очень грубы, жили по-скотски. Девушкам была большая воля, а замужним никакой: они были рабынями своих мужей и работали самые тяжелые работы».
Д.И Иловайский ( XIX век) пишет о том, что « невесту обыкновенно похищали, а потом платили за нее родителям вено ( плата, подарок). Существовал так же обычай многоженства, и после смерти мужа одна из его жен должна была следовать за ним в могилу».
Н. М. Карамзин писал о том, что мать могла умертвить новорожденную дочь, если в семье к этому времени был не достаток в пище и т. п., а вот сына – нет, т. к. он будущий защитник отечества.
4. Верование: язычество.
Охватывало всю сферу духовной, а так же большую часть материальной жизни. Имеет индоевропейские истоки, было сопряжено с античной мифологией. В широком смысле восточнославянское язычество рассматривается как комплекс древних (первобытных и раннесредневековых) воззрений, верований, обрядов, послуживших основой для позднейших религий, духовности, ментальности ( Е. В. Аничков, В. Я. Пропп, Б. А. Рыбаков и др.). В узком смысле его рассматривают как племенные культы.
Существует множество
принципов классификации
А) отражавших природу и олицетворявших природу,
Б) космологическое деление: Перенос персонажей мифологии на структуру Вселенной, звезд, планет и т. п.
В) Главные, второстепенные, мелкие и т. п.
Но чаще всего выделяют три периода русского язычества:
1. Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу, каким являлись берегинии;
2. Складывание Культа Рода и рожаниц;
3. Складывание культа Перуна, оформление лика и функций других божеств.
1. Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу, каким являлись берегинии.
Упыри ( вампир) – злые духи пьющие кровь у людей и животных. Оживают по ночам, а жертвы тоже могут стать упырями. Чтобы «успокоить» упыря, надо было забить в гроб осиновый кол. А чтобы не допустить превращения покойника в него, надо было вложить ему в рот серебряную монету.
Другие загробные злые демоны:
А) сказочные – Баба Яга, Ведьма, Кощей, Лесной царь ( лесовик), Водяной царь (Водяной), Морской царь, Ящер.
Б) Нечистая сила – Черт (Шиш, Шишига), кикимора, ночницы (Ночные демоны), шуликуны (Сезонные демоны), Лихорадки ( 12 болезней) и т. д.
Берегинии – охраняли людей от упырей. Связаны с водой, хранительницы благополучия.
2.Складывание Культа Рода и рожаниц.
Род – мифологический персонаж, воплощающий единство рода. Функции трактуются по-разному: родитель живого; символ плодородия, совокупность мужских членов племени. По Б. А. Рыбакову – творец Вселенной, универсальное божество. Был вытеснен Перуном. Культ всячески преследовался церковью.
Рожанницы – женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому. Потерпели трансформацию: получили в различных славянских племенах различные названия – Золотая Баба, Макошь и др. Одновременно – семь планет, оказывающих влияние на судьбы людей.
3.Складывание культа Перуна,
оформление лика и функций
других божеств.
Древнерусский пантеон
(божества, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире I в 980 г.)
Велес – бог скота, покровитель богатства.
Даждьбог – огонь, свет небесный, податель земных благ. Сын Сварога. Умирает осенью, а 24 декабря вновь рождается.
Макошь – богиня судьбы, мать хорошего урожая. «Ма» - мать, «кошь» - корзина, кошелка. Содействовала домашним работам. В русском православии перевоплотилась в Параскеву Пятницу ( чествование – 28 окт., время окончания сбора урожая и начала домашних работ).
Перун – бог молнии, грозы, града, войны. В мифологии представлен в виде всадника на коне, поражает змеевидного врага. В Христианское время был замещен Ильей-пророком. По Б. А. Рыбакову день Перуна – 20 июля.
Сварог – божество небесного огня, податель культурных благ. После крещения был вытеснен Кузьмой и Демьяном.
Семаргл – Зооморфное существо. Функция не известна. Но по Рыбакову - бог растительного мира.
Стрибог – бог ветров, имеет отношение к богатству. По Рыбакову тождественен Юпитеру.
Хорос – божество солнечного светила, но не света. Некоторые авторы отождествляют его с Даждьбогом, или считают его богом Луны..
Соседи восточных славян.
Авары – тюркоязычный племенной союз, упоминаемый в источниках с сер. V в. Представлял собой сложное сочетание этнических групп – различных частей аварской орды. В сер. VI в. авары вторглись в степи Западного Прикаспия, позже появились в Восточной Европе. Аварский каганат – племенное объединение в Панонии (VI в.); по типу – «варварская» империя со слабой экономической базой, военным подчинением без точных и постоянных границ. Возглавлялся ханом Баяном, осуществлял активную экспансию, завоевал часть славянских племен. В VII в., после поражения под Константинополем и восстаний покоренных племен, начался распад каганата. В VIII в. авары были окончательно разгромлены франками под покровительством Карла Великого. В «ПВЛ» упоминаются под именем обров.
Аланы – многочисленные ираноязычные племена сарматского происхождения. Со II в до н. э. известны под названием роксаланы. Обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии. Осуществляли активную экспансию, вели войны в Закавказье, Малой Азии. К IV в. н. э. были этнически разнородны, подверглись нашествию гуннов. В VI в. были разгромлены аварами. Участвовали в великом переселении народов, в Западной Европе и Северной Африке совместно с вандалами образовали государство. Оказались включенными в этнокультурную ассимиляцию. Культуру IV-V представляют городища и могильники предгорной зоны Северного Кавказа. С VII по X в. значительная часть Алании (от Дагестана до Прикубанья) входила в состав Хазарского каганата.
Булгары – тюркские племена. Образовали союз, который в VII. разделился на несколько групп. Часть кочевала в Приазовье и на Северном Кавказе. Другая группа проникла на Балканы, где слилась с местным населением. Третья осела в Среднем Поволжье и подчинила себе ряд финно-угорских племен. Волжско-Камская Булгария – многонациональное государственное образование в Среднем Поволжье.
Готы – группа германских племен. В III в. н. э. пришли в южнорусские степи из Прибалтики, жили в Северном Причерноморье. Соперничали с сарматами, аланами. Делились на вестготов и остготов. Пали под ударами гуннов. Исчезли с этнической карты, оставив отдельные реликтовые островки.
Гунны – кочевой народ, сложившийся во II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров. В 70-хх гг. IV в. начали массовое переселение на Запад, подчинили ряд германских и других племен, возглавили мощный племенной союз. Нашествие гуннов удалось остановить на Северо-востоке Франции при городке Труа (451). Наибольшего могущества достигли при Атилле. Позже растворились в среде других народов.
Касоги – принятое в русских летописях название адыгов – многочисленной группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя адыге и обитавших на юго-западе Северного Кавказа и Черноморском побережье. В древности упоминались под назывательными именами меотов, зихов, керкетов. С V в. началось возвышение зихов, которое до X в. возглавляли союз адыгских племен. Со времени монгольского нашествия на Русь распространилось другое название адыгов - черкесы. В XIII-XIV вв. часть адыгов продвинулась на Восток – в бассейн Террика, где жили прежде аланы, истребленные и оттесненные монголами в горы; оставшаяся часть аланов смешалась с адыгами. Так образовалась кабардинская народность.
Сарматы – объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксаланы, савроматы, языги и др.). В IV – VI вв. до н. э. жили на территории от реки Тобол до Волги. В II. до н. э. вытеснили скифов из Северного Причерноморья. Вели войны с Римом и государствами Северного Закавказья. В VI в. были разгромлены гуннами.
Скифы – собирательное название древних племен, обитавших в Северном Причерноморье с VII в. до н. э. до III в. н. э. Описание скифов дано Геродотом. Делились на «царских», «кочевников», «землевладельцев», «пахарей». Занимались земледелием, скотоводством, обработкой металлов, торговлей с античными причерноморскими городами. Создали мощное государство. Хорошо была развита военная организация. Вели торговлю с античными городами-государствами. Было имущественное и социальное неравенство. Вскоре были покорены и растворились в среде новых пришельцев (сарматов и др.), частично были ассимилированы славянами.
Тюркский каганат - союз тюркоязычных племен, образовавшийся в VI в. на Урале и в Монголии. Подчинили своему влиянию обширные территории. Следствием распада стало образование новых племенных союзов – аварского, хазарского, булгарского.
Хазары – тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в IV в., после нашествия гуннов. Кочевали в прикаспийских степях. В сер. VII. возник Хазарский каганат - государство в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, часть распавшегося Тюркского каганата. В начале VIII в. хазары владели обширными территориями Кавказа, Приазовья, Крыма . Позже, под давлением арабов, каганат переместился на нижнюю Волг. Гегемония каганата распространялась на значительную часть восточнославянских земель (отсюда споры о «хазарском иге» над Русью). С конца IX часть хазарской территории заняли печенеги. В X в. с хазарами активно воевали русские дружины, важный вклад в их разгром внес Святослав (964-965).
Языги – сарматское племя. Первоначально обитали восточнее Дона и были соседями роксалан. В конце I в. н. э. спустились к низовьям Дуная, а затем осели на территории современной Венгрии, между Дунаем и Тисой. Изначально – кочевое скотоводческое племя.
Византия – возможно славянские племена осуществляли на них побеги. Есть сообщения в византийских источниках о посольствах из Руси. Но не точно ясно имеют ли эти сведенья к восточным славянам.
Литература.
Прокопий из Кесарии. Война с готами.М.,1959.
Кобычев В. П. В поисках прародины славян. М., 1973.
Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1982.
Седов В. В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982.
Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. М., 1989
Стариков Н. В. История России. Справочник студента. – М.: Приор,2000, - 464 с.
Л. А. Л. История России VIII-XV вв. – М: МИРОС, «ВентанаГраф», 1996. – 240с.: илл. М. Пятецкого. История России для старшеклассников и абитуриентов. – Т.I. – М.: Московский Лицей,1998.432 с. Схожее мнение в книге Кацвы Л.А и Юрганова
Министерство сельского хозяйства РФ.
ФГБОУВПО Иркутская
Контрольная работа
по дисциплине «История России»
Тема: «Восточные славяне»
Выполнила: студентка 1 курса 2 группы специальности 111201 «Ветеринарии» Аверина Валентина Валерьевна.
Проверил: преподаватель
Серебренников Александр
Иркутск 2011.