Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:40, реферат
Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен – ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне Вислы, и, может быть, более восточные земли.
В отличии от своих южных соседей – скифов, фракийцев, кельтов, в среде которых еще во второй половине I тысячелетия до н. э. возникла государственность, праславянские зарубинецкие племена не вышли пока за границы первобытного строя жизни. Однако, судя по археологическим данным, уже четко отмечается, что они распадались на ряд локальных группировок. В их среде выделяется отдельная семья, а несколько таких семей составляют территориально-соседскую общину, т. е. социальную организацию, которая возникает в момент распада первобытно общинного строя и формирования новых предгосударственных образований.
Представляется, что после того, как в середине I тыс. до н.э. под ударами гуннов рухнули западно- славянские оседлости (Черняховская археологическая культура), потомки носителей зарубинецкой культуры, жившие севернее их и менее подверженные разрушению, стали расселятся на юг, причем эта волна расселения была более мощной, чем некогда на север. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславянские группировки, объединившие известные по летописи северян, полян, бужан и уличей, в третей четверти I тыс. н. э. создают одно из древнейших восточнославянских объединений, получившее в источниках наименование «Русская земля», в которую не вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов) и хорватов.
В сложных условиях формировались северные восточнославянские племена вятичей, кривичей, словенов новгородских. Они так же были потомками зарубинецких племен, однако включали в себя элементы как славянские, так и балтийские.
Вопрос о том, откуда и какими путями продвигались славяне, осевшие в Новгородской земле с середины I тыс. н. э., на археологическом материале, как утверждает В. В. Седов, пока не может быть решен. Можно утверждать, что обширные пространства Верхнего Поднепровья и Полоцко-Витебцкого Подвинья вплоть до VII в. были заселены племенами днепровских балтов. Отметим немаловажный факт, что славяне, расселившиеся в бассейне озер Ильмень и Псковского, какое-то время были отрезаны от основной массы славянства. Подобная картина расселения славян наблюдается в начале средневековья и в некоторых других районах Европы (Седов,1989).
В VI-VII вв., можно сказать, завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтническими племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членение единого языка на отдельные славянские языки. Происходит складывание современных славянских народов, у которых образуются общественные классы с их противоречиями и начинают возникать первые государственные образования.
Племенные союзы восточных славян и их расселение.
«По среднему течению Днепра, т. е. в районе города Киева, жили поляне; южнее полян – уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне – северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине – кривичи; по берегам Припяти – древляне; к Северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи; по рекам Оке и Москве – вятичи; в междуречье Днепра и Десны – радимичи; вокруг озера Ильмень – ильменские славяне (словене)»
Но полезно знать и следующую информацию (Стариков Н. В., История России. Справочник Студента – М.: Приор, 200, - 464 с.):
Бужане – название группы племен восточных славян, живших в верховья Западного Буга. С конца X в. входили в состав Древнерусского государства.
Волыняне – одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр – Волынь (в летописи упоминается с 1018). В 907 г. – союзник Киева.
Вятичи – союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.
Древляне – племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город – Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г.
Дреговичи – племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Руси с X в. Стали основой Туровского княжества.
Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.
Ильменские словене – одно из самых многочисленных славянских объединений, располагавшихся у о. Ильмень, по рр. Волхов, Ловать, Мста, Молоча. Соседи – финно-угорские племена Чудь и Меря. В нач. IX в. вместе с Кривичами и Чудью создали объединение Славию, ставшую ядром Новгородской земли.
Кривичи - союз восточнославянских племен в VI – X вв. Располагался на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Главные города – Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. в составе Киевской Руси. В XI – XII вв. территория кривичей – в Смоленском и Полоцком княжествах, северо-западная часть – в новгородских владениях.
Поляне – восточнославянский племенной союз VI-IX вв. по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства.
Радимичи – племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом - воеводой князя Владимира.
Северяне – союз племен в VII – IX вв., располагающийся по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам. Примерно с 865 входили в состав Руси.
Тиверцы – племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XII в. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами.
Уличи – одно из племенных объединений восточных славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. В течении трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом. Под натиском кочевых племен отошли на Север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.
Хозяйственная деятельность
Условно хозяйственную деятельность можно разделить на:
1. Земледелие.
2. Собирательство (мед диких пчел (бортничество) и ягоды, воск) .
3. Охота на зверей.
4. Скотоводство (коровы, свиньи овцы, козы, лошади).
5. Рыболовство.
6. Ремесло и торговля.
О Земледелии стоит сказать отдельно.
Доказательства:
При раскопках В старой Ладоге, Новгороде и др. городах (в слоях VII – VIII) обнаружены семена злаков (рожь, пшеница ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы), а также технические культуры (лен и конопля).
Системы земледелия:
А) подсечно-огневая.
Место – север, районы густых таежных лесов.
Суть – в первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Участка хватало на два – три года, потом земля истощалась.
Основные орудия труда – топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.
Б) перелог.
Место – южные районы.
Суть - земли плодородны, следовательно, могли засеиваться два-три года. С истощение переходили («перекладывались») на новую землю.
Основные орудия труда – рало, а в последствии – деревянный плуг с железным лемехом.
Серпами славяне жали хлеба.
Размывали зерно каменными
Охота.
Добыча: лисы, зайцы, медведи, птицы и т.д.
Орудия: стрелы, рогатина, копье с железным наконечником, секира (тяжелый топор).
Ремесло и торговля.
Представлены: кузнечным делом, ювелирным, камнерезным, столярным и др.
Кузнечное дело.
инструменты: гончарный круг, наковальня, молот, клещи, зубило, обжимки и т.п.
Развитие ремесла и торговли привело к появлению городов.
Историкам известен знаменитый «путь из Варяг в Греки», который соединял Балтийское и черное моря (см. атлас, карту №3, Киевская Русь в IX – начале XII вв.)
Процессы социальной дифференциации.
Состав отельных семей, входивших в территориальные общины, был различным. Следует учитывать разный уровень их благосостояния и накопленных богатств, неравенство угодий, основанных на началах трудовой заимки, захват богатыми и многочисленными семьями прилежащих земель и угодий и т. п. – все это создавало условия для имущественного и социального расслоения сельской общины. Племенная знать использовала свое богатство, свою власть и авторитет для подчинения своих соплеменников. Князья и дружинники собирали с сельского люда дань, которую превращали в товар и реализовывали на рынках Константинополя и других городов. Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств.
Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т. п. Вырастает господствующая верхушка из старой племенной знати и из местных богатых людей (старой, или нарочитой чади).
Захватывая земли и угодья, накапливая ценности, создавая военную дружинную организацию, совершая походы для захвата военной добычи и пленников, превращаемых в рабов, собирая различные поборы, древнерусская знать отрывалась от племенных и общинных объединений. Господствующий класс превращался в силу, стоящую над обществом и подчиняя себе раннее свободных и равноправных общинников.
Итак, во главе восточнославянских союзов становятся князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая знать – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы решались на народных собраниях вечевых сводах.
Существовало у восточных славян обще племенное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли тысяцкие и сотские.
Постепенно вокруг князя складывается организация профессиональных воинов – дружина. Дружина делилась на младшую, из которой выходили послы и княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживающую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению своего князя собирали с покоренных племен дань. Дань обычно брали «от рала» - от слова рало (прим. авт. сайта: еще «с дымки», т. е. с каждого дома, а в нем обязательно был дымоход). Походы дружинников за сбором дани получили название «полюдье» (от слова «люди»).
Несколько иной точки зрения на этот вопрос придерживаются Кацва Л. А., и Юрганов А. Л
Во-первых, они считают, что с появление дружины, княжеская воля перестала зависеть от народного собрания, а дружинники стали зависеть только от полученной добычи. Князья собирали дань с общин.
Во- вторых, они считают, что выделение знатной верхушки еще не означало широкого распространения имущественного неравенства, ссылаясь на археологические данные. Считают, что расслоению в обществе на первых парах препятствовали традиции и обычаи.
Быт и верования.
1. Община.
Жизнь восточных славян среди
дремучих лесов и болот нельзя
назвать легкой. Прежде чем срубить
дом, нужно было найти сухое и
сравнительно открытое место, а главное
расчистить его. Невозможно было в одиночку
заниматься и земледелием. Трудоемкие
задачи мог выполнять только большой
коллектив. В его задачу так же
входило следить за правильным распределением
земли. Поэтому большую роль в
жизни русской деревни
С усовершенствованием орудий
труда на смену родовой пришла
соседская, или территориальная
община, в пределах которой возникает
и укрепляется частная
Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т. п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Единство соседской общины поддерживалось не кровной, а хозяйственной связью. Моногамная семья, состоящая из мужа, жены, детей, становится составной частью соцмальной клеточки общества – соседской общины.
2. Жилище.
Как правило поселок не велик – от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов, по-видимому, были большой редкостью. Византийский автор писал, что славяне живут в бедных, разбросанных по одиночке хижинах. Раскопки позволяют представить облик древнеславянского жилища. Это небольшая полуземлянка с полом на метр-полтора ниже уровня земли, деревянными стенами, обмазанной глиной крышей, почти касающейся скатами земли. Внутри глиняная или каменная печь, топящаяся по- черному (т. е. без дымохода). Площадь жилья составляла от 10 до 20 квадратных метров. Поселки обносились земляными валами, следы которых нередко встречаются археологам. На валах ставили частоколы для защиты от врагов и диких зверей. Поселки располагались обычно по берегам рек. По-видимому, несколько поселков составляли одну общину. В пользу такого утверждения говорит группировка древних городищ «гнездами», разделенными расстоянием несколько десятков километров. Внутри гнезда поселки располагались значительно ближе друг к другу.