Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:09, реферат
Славяне - большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов.
Введение.
Основная часть.
Общественный строй восточных славян.
Религиозные верования славян: быт, нравы, обычаи.
Происхождение древнерусского государства. Политический строй Киевской Руси.
Заключение.
Литература.
Особое место среди языческих обрядов занимал обряд погребения. На протяжении длительного периода сильно колебалось соотношение двух основных видов погребального обряда - трупоположения и сожжения. Первобытное погребение скорченных трупов, которым искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего и хоронили подготовленным к этому второму рождению. Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком - либо другом существе, а перемещается в воздушное пространство неба. Культ предков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась к небесным силам, столь важным для тех земледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все зависело от небесной воды. С другой стороны, благожелательных предков, «дедов», необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Много времени спустя, в IX-X вв. н.э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой части русской знати в третий раз появился обряд простого захоронения без сожжения, что произошло, по все вероятности, под влиянием возобновившихся связей с христианской Византией.
Славянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в первые два столетия её формирования, когда культ Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской Руси. Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Общим названием жрецов было «волхвы» или «волшебники». В составе всего жреческого сословия было много различных разрядов. Известны «волхвы - облакопрогонители», те которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы ценители, лечившие людей средствами народной медицины, волхвы - хранильники, руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов, оберегов. Интереснейший разряд волхвов составляли волхвы - кощунники, сказители «кощюн» - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также «баянами», «обаятелями», что связано с глаголом «баять» - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов - ведунов, существовали и женщины - колдуньи, ведьмы, чаровницы, «потворы».
Около полутора столетий (IX-X) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Действительность требовала какого - то упорядочения первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни.
К концу X в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшинства и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.
Перун. Глава княжеского пантеона, Русский Зевс - громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походах на Балканы в IV в. и в процессе создания государственности Киевской Руси. IX-X вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.
Стрибог - Род - Святовит - Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог - отец». Уподобен христианскому богу - творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.
Дажьбог - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.
Макошь. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре и христианской матери божьей.
Семаргл. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.
Хорс. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога - Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы» и русское наречие «хорошо» - «солнечно».
Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования. Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о смене времён года, о жизни языческих богов… Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д.
К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и языческого божества, свести вмести в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие прздники, связанные с земледельным циклом:
1. Праздник первых ростков - 2 мая.
2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моление о дожде - с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала - 24 июня.
6. Моление о дожде - с4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
8. Моление о дожде - с 15 по 18 июля.
9. Праздник Перуна - 20 июля.
10. Начло жатвы - 24 июля. Моление о прекращении дождей.
11. «Зажинки», окончание жатвы - 7 августа.
Годичный цикл древнерусских празднеств складывались из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвертым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Многочисленные
праздники, коляды, игрища, святки скрашивали
быт древнего славянина. Многие из этих
обрядов живы в народе и по сей день, особенно
в северных областях России, именно там
христианство приживалось дольше и труднее,
на севере особенно сильны языческие традиции,
что привлекает повышенное внимание со
стороны этнографов.
Происхождение
Древне - Русского государства.
Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода становления феодализма. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Естественно, что начальный период образования государства у восточных славян отражен в источниках недостаточно: ведь письменность распростроняется уже после создания государства, и летописные известия об этой поре содержат отдаленные от событий по меньшей мере двумя веками исторические припоминания, носящие часто черты легенды.
В XVIII-XI вв. многие историки придерживались так называемой нормадской теории, приписывающей норманнам - скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) создание Русского государства. Основание для этой теории послужил летописный рассказ о призвании славяней на княжение в Новгороде в 862г. варяжских князей Рюрика Синеуса и Прувора. Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их дружины подверглись на Руси сильной славянизации.
Сведения о возрасте Рюрика, подробностях его княжения в Новгороде и причин смерти до нас не дошли. Так же мало знаем мы и о раннем периоде Игоря. Известно только что малолетством Игоря после смерти его отца Русской землей стал править родственник Рюрика Олег (879 - 912г.), который, перейдя с Ильменя на Днепр, покорил Смоленск, Любич и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицей своего княжества, говоря, что Киев будет, «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Географическое положение Киевской Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское, Черное и Каспийское моря, в значительной степени определяло её отношение со Скандинавией, Хазарским каганатом и Византией. В Скандинавии киевские князья пополняли наемную силу. Через Хазарию шел торговый путь в страны Средней Азии. Что касается Византии, то она оказала особенно сильное и глубокое влияние на историю Древнерусского государства.
Византия была для Киевской Руси рынком, куда князья и дружинники сбывали меха и рабов и откуда привозились для них дорогие ткани и другие предметы роскоши. Важнее было то, что в Царьграде «языческая Русь» знакомилась с великолепием христианской культуры. Роскошь и богатство Царьграда служили соблазнительной приманкой для любых завоевателей, в том числе и для киевских князей. Время княжения Олега примечательно его военными походами к Царьграду в 907 -911 годах. Летописцы сказывают, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса подступить к городу. Изумленные греки признали себя побежденными, заплатили Олегу дань и подписали выгодный для Руси договор в 911 году.
Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей; он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения Хазарами и устроил путем, договоров правильные торговые отношения Руси с Византией: словом он был создателем русско - славянской независимости и силы. Княжение Олега, призванного «Вещим», согласно летописному изданию, продолжалось 33 года. По своему значению это правление было рубежным: именно с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей.
Одна из летописей донесла до нас поэтическую легенду о смерти Олега, пытавшегося обмануть предсказание Волхов и все же погибшего от змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня.
После смерти Олега вступил во власть Игорь (912 - 945) по - видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию (941) и на Константинополь. Оба они закончились неудачей. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 году договор, менее выгодный для Руси, по сравнению с договором 911 года. Второй киевский князь ушел из жизни преждевременно. Игоря погубила его страсть к стяжанию. Древляне исправно платили великому князю установленную дань, но Игорь счел её не достаточной. В945 году, после похода на Византию, он с небольшой дружиной отправился в Древлянскую землю, чтобы принуждением заполучить двойную дань. Древляне возмутились, перебили княжескую дружину и захватили самого князя. Потом они нагнули два дерева, привязали к ним Игоря и, отпустив деревья разорвали его надвое. Игорь был убит, а древлянский князь Мал (славянский,а не варяжский князь) отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Речь шла разумеется о династическом браке: взяв в жены вдову убитого врага Мал тем самым распространял свою власть и на Полянскую землю, и на всю Русь. Однако Ольга жестоко расправилась с древлянскими послами и пошла войной на древлянскую землю. Ей удалось победить древлян, столица их Искоростель была сожжена, знать истреблена, часть древлян обращена в рабство, на остальных наложена дань. Сын Ольги Святослав, пожалуй, самая легендарная фигура из всех киевских князей. Вся его сознательная жизнь (прожил он 31 год), начиная с раннего детства и кончая неравной битвой с печенегами у Днепропетровских порогов, когда он возвращался со своими воинами из Болгарии, прошла в походах и сражениях. Ему присуще были все положительные черты настоящего военачальника того времени. После смерти матери, Святослав решил вернуться в Болгарию. У Святослава было три сына: Ярополк и Олег от законной жены и Владимир от рабыни. По совету бояр Святослав на время своего отсутствия посадил Ярополка в Киеве. Древляне попросили в князья Олега, а новгородцы Владимира. После смерти Святослава (972год) между братьями произошли междоусобия, в которых погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным. Потрясенное усобицей государство являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы дисциплинировать варягов. Пошатнулось после неудачи Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много воин с разными соседями. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. За крещением князя тотчас же последовало принятия христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси. Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.