Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:09, реферат
Славяне - большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов.
Введение.
Основная часть.
Общественный строй восточных славян.
Религиозные верования славян: быт, нравы, обычаи.
Происхождение древнерусского государства. Политический строй Киевской Руси.
Заключение.
Литература.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Общественный строй восточных славян.
Религиозные верования славян: быт, нравы, обычаи.
Происхождение древнерусского государства. Политический строй Киевской Руси.
Заключение.
Литература.
Введение
Славяне - большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов.
Первые достоверные и обстоятельные сведения о славян, в частности о славянах на Восточно - Европейской равнине, в сочинениях древних авторов, относятся к VI-VII столетиям н.э., ко времени грандиозного наступления, предпринятого славянством на Балканские провинции Византийской империи. В этот период славяне занимали в Европе обширные пространства. Они являлись далеко не первобытными раздробленными племенами, а могучей и зрелой для того времени политической и военной силой, приступившей к созданию своих первых государств и уверенно взявшей в свои руки дальнейшую историческую судьбу Восточной Европы.
Выступлению славянства на Европейской политической сцене в VI-VII вв. предшествовали, несомненно, многие века его жизни в глубинах первобытной Европы, в отдалении от границ древних рабовладельческих цивилизаций Европейского юга.
Славяне в Европе рассматривались как пришельцы, расселившиеся в ее пределах в течении I-го тысячелетия н.э. Южные славяне двинулись на Балканы, восточные - к Поднестровью и среднему течению Днепра. Здесь возникла прародина восточных славян, откуда восточные славяне расселились в дальнейшем, заняв территорию, которая в последствии стала территорией древней Руси - на севере вплоть до оз. Ильмень, на востоке - до р. Дон. Споры о древнейшей истории славян продолжаются и в настоящее время. Наиболее отчетливо выделяются две гипотезы: висло-одерская и среднеднепровская. Висло-одерская гипотеза была выдвинута польскими учеными, поддерживается и развивается в настоящее время в Польше и в некоторых других странах. Из числа русских ученых - языковедов висло - одерскую гипотезу поддерживает В.В Мартынов. Согласно данной гипотезе, древнейшие славяне сформировались как самостоятельная этноязыковая единица между Вислой и Одером, т.е. примерно на территории современной Польши, откуда приблизительно в первые века н.э. начинается их расселение на юг ( через Карпаты к Дунаю и на Балканы ), на восток( к Днепру и далее) и отчасти на запад.
Выдвигаются новые гипотезы, привлекается новый материал, но сама проблема прародины славян еще далека от окончательного решения и вряд ли будет решена в ближайшем будущем.
Общественный строй восточных славян.
Славянские племена занимали в первые века новой эры огромную территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. В античных источниках они известны под именем венедов (венетов). По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германцам.
Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне во II-V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общественно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод.
Об общественном устройстве славян сообщают источники более позднего времени ( византийские авторы VI в). « Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», - писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский. Особенно поразило византийца свободолюбие славян. «Племена антов сходны по своему образу жизни, - отмечал он, - по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей строне».
У славян господствовал еще первобытнообщинный строй. Но уже начался процесс его разложения. Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, Включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Вождь или князь возглавляли военную дружину. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы назывались «полюдье»
Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече). Прокопий Кисарийский пишет: «Славяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы,на которых совещались по всем военным вопросам». Но постепенно на вече тон задавать стала всё больше родоплеменная знать. В её образовании сказалась роль как появления определенных излишков в производстве сельскохозяйственной продукции, так и распределение богатой военной добычи, которая не раз доставалась славянам - так, по свидетельству источника, захватив Балканский полуостров, славяне и здесь «разбогатели, имеют золото и серебро». Табуны лошадей и оружие усиливали их боевую мощь. Благодаря захватам золота, драгоценностей, лошадей, скота появились более богатые члены племени, как правило, прославленные воины и военные вожди. Большим влияние пользовались князья,имевшие свои дружины. Шел процесс образования княжеской военной власти.
Постепенно разлагалась родовая система, уступая место общинной. Родовые старейшины имели большую власть в своем роде; а, сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя. Но так бывало только в особо важных случаях, например, в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, не только ослабела связь между родами, но распадались и самые роды, поделившись на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах.
Точно так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять всеми хозяйствами родичей, потому что эти хозяйства были разбросаны на большие расстояния. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи, к домовладыке. С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задугу, вервь) и избирали для ведения общих дел старейшин. Как уже говорилось, распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи.
Появление
городов, а с ними торговых иноземцев еще
больше поколебало старый племенной быт.
Люди, собиравшиеся в города из разных
мест, выходили из своих родовых союзов
и соединялись по своим делам и занятиям
в иные сообщества: становились воинами-дружинниками,
вступали в торговые компании, обращались
в городских промышленников. Те люди, которые
оставались в волостях на своих пашнях
и лесных угодьях, тоже чувствовали на
себе влияние городов с их торговлей и
промыслами. Когда на Руси развилась торговля
и выросли города, на городские рынки стал
требоваться товар, всего более мед, воск
и меха, бывшие главными предметами русского
вывоза. Эти предметы добывались в лесах
деревенским людом. Там, где прежде всего
производили сами для себя и сами же все
потребляли, понемногу начали многое покупать
со стороны и запасать товары для продажи,
или копить доходы за проданные товары,
иначе говоря, образовывали капиталы.
Религиозное верование славян. Быт, нравы, обычаи.
«Язычество», как известно, крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.
Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.
Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы - сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.
Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, время постройки первых укреплений и т.п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.
В самом начале XII в. Русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:
1. Культ «упырей (вампиров) и берегинь» - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.
2. Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожениц ». Исторически две роженицы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.
3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе X в.
4.После принятия христианства в 988г. Язычество продолжало существовать, отодвинувшись окраины государства.
Праславянское общество VI-IVвв. До н.э., занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полутора тысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов - кочевников (Ш в. до н.э.) и вторжением гуннов (IV в. н.э.). Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются V-VI века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды авар, хазар, печенегов встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных обще племенных «соборах», «собраниях».
Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно - водной зоны.
У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух речек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее - где бы человек не был, он всегда находился между каких - либо двух рек или речек, ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где - то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях. Реальное историческое черноморско - азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название «Русского моря». До этого моря можно доскакать «скорою ездою», как говаривали в XVI в., всего лишь за три дня.
Для язычников был важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка - земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли - почвы, «матерью урожай» была Макошь, введенная в 980 г. В пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по - разному воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи и солнце. Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и туманов привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где - то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, «утучнить» её и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое по средствам дождевых капель. Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условий произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли - солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму.