Восточные славяне

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:06, реферат

Описание работы

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...стр.3
Исторические источники о происхождении и расселении восточных славян..…стр.4
Расселение славян с Дуная…………………………………………………………..стр.11
Обособление восточных славян…………………………………………………….стр.15
Предпосылки образования государства и ранние политические объединения....стр.21
Заключение…………………………………………………………………………..стр.23
Список используемой литературы…………………………………………………стр.24

Работа содержит 1 файл

отечественая история.docx

— 68.49 Кб (Скачать)

  Верования. Верховное божество у славян (как и у прочих индоевропейцев) было триединым. Оно так и звалось – Триглав, олицетворяло древнейшую триаду: Сотворение – Жизнь – Разрушение. Каждое из трех ликов Триглава было самостоятельным богом.

       Каждое восточнославянское племя  имело своего бога – покровителя.  В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу – Творцу, богу небесного огня. Он изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Сын Сварога – Стрибог, повелитель ветра, а также покровитель кузнецов и ремесленников вообще. Позже был уподоблен христианскому богу – творцу Савоафу.

  Другой  сын Сварога – Даждьбог – бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет с круглой чашей-щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Он был покровителем земледельцев.

       Со временем всё большую роль  начинает играть Перун – бог  грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Он был покровителем воинов. Перун не являлся сначала главой пантеона богов. Лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя – военноначальника и его дружины культ Перуна стал укрепляться. После христианизации был уподоблен пророку Илье.

       Несколько наособицу от Триглава стоял Велес или Волос. Он земной бог, не всегда был в ладах с небесной троицей. Он был богом мертвых, повелителем зверей, покровителем скотоводства, мудрости, волшебства, искусства и торговли. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом либо помесь человека с медведем. Культ Велеса – очень древний. Вероятно, он возник в период, когда основными занятиями древних людей были охота и собирательство. Позже он стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство, достаток. В период христианизации культ этого божества трансформировался в облик святого Власия.

       Наиболее почитаемым женским  божеством была Макошь (Мокошь), богиня судьбы и достатка, земли и плодородия. Покровительствовала ткачихам и вышивальщицам. Изображалась зрелой женщиной с прялкой и коробом либо с турьим «рогом изобилия».

       Семаргл – божество семян, ростков и корней растений. В более широком смысле символ «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Представлялся в виде крылатой собаки. 
 
 
 

  Предпосылки образования государства  и ранние политические объединения

  К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства.

  Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и  распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло  отделение ремесла от других видов  хозяйственной деятельности, рост городов  и внешней торговли. Шёл процесс  формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

  Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в  жизни рода начинала играть военная  добыча. Размежевание племен кочевых  и оседлых, земледельческих и  скотоводческих, а также племен, живших по преимуществу охотой и перешедших к производящему хозяйству, дополнялось  начатками внутриродового разделения труда: появились профессионалы-ремесленники (гончары и специалисты по выплавке или обработке металлов), профессионалы-воины. Частые переселения родов, возникновение  и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп  искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях. 

  Политические - появились большие племенные  союзы, которые стали заключать  между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

  Государство возникло потому, что в его появлении  было заинтересовано подавляющее большинство  членов общества в общества. Земледельцу-общиннику  появлении было удобно и выгодно, чтобы князь дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Здесь следует заметить, что реальная отделенность и отдаленность власти от общества, а привилегированного княжеского дружинника от хлебопашца-смерда сложилась намного позднее; в первые века существования государства каждый земледелец мог очень легко изменить свое общественное положение и, подобно былинному Илье Муромцу, поступить на княжескую службу. 

  Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности  связанные с межродовыми спорами. Князья и их дружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных  родов; старейшины, которые испокон  веку должны были заботиться об интересах  своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. Разрешение межобщинных споров силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически новой структуре - государству.

  Внешнеполитические - важнейшим для образования и  укрепления государств у всех народов  было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Таким образом, мы можем сделать следующие  выводы по изученному вопросу:

  а) Славянство как общность возникло на основе надрелигиозных, ведических мировоззрений.

  б) Начало развития – приход из Азии носителей  других знаний.

  в) Славянство сформировалось на полиэтнической основе.

  г) Распад славянской общности произошел после ослабления ведических духовных методик в волхвизме.

  д) Полиэтническая основа привела к разнообразию славянских языков и диалектов.

  е) Рассмотрение вопроса происхождения  славян и процесса славянообразования за границами ведической культуры приведет к невозможности разрешения.

  Также в работе я сделала краткий  обзор хозяйственной жизни славян, их быта, нрава. Это важно для понимания восточных славян как реально существующего народа, со своими особенностями жизненного уклада. Ко всему прочему, мы можем узнать в славянине самого себя, потому как многое передавалось из поколения в поколение.

  Определение предпосылок образования государства необходимо для установления связи между прошлым и настоящим. Они являются своеобразным доказательством того, что наши корни уходят в то первое славянское государство, созданное славянским народом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века. Отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев – М. 1996, с.39-56
  2. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории – Ставрополь 1993 с.7-22
  3. Гумилев Л.Н. От Руси до России – М. 1996
  4. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период – Ленинград 1990
  5. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории – 1987

Информация о работе Восточные славяне