Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:06, реферат
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается.
Введение……………………………………………………………………………...стр.3
Исторические источники о происхождении и расселении восточных славян..…стр.4
Расселение славян с Дуная…………………………………………………………..стр.11
Обособление восточных славян…………………………………………………….стр.15
Предпосылки образования государства и ранние политические объединения....стр.21
Заключение…………………………………………………………………………..стр.23
Список используемой литературы…………………………………………………стр.24
Расселение
по русской равнине. Отсюда, с этих
склонов восточные славяне в VII в. постепенно
расселялись по равнине. Это расселение
можно признать вторым начальным фактом
нашей истории. И этот факт оставил некоторые
следы в нашей Повести, также значительно
проясняющиеся при сопоставлении их с
иноземными известиями. Византийские
писатели VI и начала VII в. застают задунайских
славян в состоянии необычайного движения.
Император Маврикий (582 - 602), долго боровшийся
с этими славянами, пишет, что они живут
точно разбойники, всегда готовые подняться
с места. посёлками, разбросанными по лесам
и по берегам многочисленных рек их страны.
Прокопий, писавший несколько ранее, замечает,
что славяне живут в плохих хижинах, разбросанных
поодиночке, на далёком одна от другой
расстоянии, и постоянно переселяются.
Причина этой подвижности открывается
из её следствий. Византийцы говорят о
вторжениях задунайских славян в пределы
Империи во второй четверти VII в.; приблизительно
с этого времени одновременно прекращаются
и эти вторжения, и византийские известия
о задунайских славянах: последние исчезают
куда-то и снова появляются в византийских
сказаниях уже в IX в., когда они опять начинают
нападать на Византию с другой стороны,
морским путём, и под новым именем Руси.
О судьбе восточных славян в этот длинный
промежуток VII - IX вв. находим у византийцев
мало надёжных известий. Прекращение славянских
набегов на империю было следствием отлива
славян с Карпат, начавшегося или усилившегося
со второй четверти VII в. Этот отлив совпадает
по времени с аварским нашествием на восточных
славян, в котором можно видеть его причину.
Обособление восточных славян
Изучая начало нашей истории,
мы сейчас видели, как выделялись
славяне из этнографической
Хозяйственная жизнь. Славянские племена занимались обычными для оседлого населения видами деятельности: земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Различия в хозяйственной жизни отдельных племен определялись природно-климатическими условиями. На черноземных землях полян, в условиях мягкого климата, основу хозяйства составляло пашенное земледелие. Обладая достаточными запасами железной руды, славяне быстро освоили железо и с VI в. делали из него не только оружие, но и, что не менее важно, сельскохозяйственные орудия: плуги с железными лемехами, железные серпы. Однако земледелие было не единственным занятием полян. Они занимались также и скотоводством (разводили коров, свиней, коз, выращивали лошадей), огородничали. Кроме того, по землям поляк, а так лее северян и тиверцев проходил «днепровский» торговый путь, благодаря которому стали формироваться торгово-ремесленные центры. Развитию у славян пушного и рыбного промыслов, а близость к торговым путям Балтики - развитию мореходства. Древляне, вятичи и дреговичи, селившиеся среди непроходимых болот и лесов, занимались в основном охотой, рыбной ловлей, бортничеством, собирали грибы и ягоды. Но удаленность их земель от оживленных торговых путей, некоторая изолированность замедляли развитие хозяйства в этих племенных союзах. Заниматься земледелием жителям лесов было очень непросто. Для этого нужно было сначала вырубить вековые деревья или непроходимые заросли кустарников, затем сжечь их, чтобы получить таким образом золу - крайне необходимое для бедной нечерноземной почвы удобрение, да еще выкорчевывать огромные пни. Чтобы все это проделать, требовались усилия всего рода в течение нескольких лет. Такой способ земледелия называют подсечноогневым, он гораздо более трудоемкий, чем пашенный, когда просто распахивали степную целину. Транзитные торговые пути «из варяг в греки» (Балтика-Днепр-Черное море), «из варяг в персы* (Балтика-Волга-Каспийское море) способствовали развитию хозяйственной жизни славян. Зерно, воск, меха, мед становились предметами внешней торговли. Уже с VII-VIII вв. господствовавшее в хозяйстве восточных славян земледелие соседствовало с высокоразвитым ремеслом. В поселениях, особенно на пересечении торговых путей, концентрировались ремесленные мастерские: кузнечные, гончарные, кожевенные. Впоследствии на месте таких поселений образовались русские города - политические, военные, религиозные, торговые и ремесленные центры, обнесенные укреплениями. «Повесть временных лет» называет к IX веку около 30 крупных городов. Однако именно земледелие было тем основным занятием, которое во многом определило структуру древнеславянского общества, его характер.
Быт. Когда славяне стали расселяться в восточной Европе, они уже далеко не были первобытными дикарями, но прошли довольно значительную стадию культурного развития. Это был оседлый земледельческий народ, который знал и умел разводить полезные растения, водил домашних животных, промышлял охотой и рыбной ловлей, знал некоторые мастерства и ремесла. По данным лингвистики можно судить, что эту стадию культурного развития славяне проходили частью еще в то время, когда они не отделились от других индоевропейских народов, а частью уже в обособлении от них, но до своего разделения на восточных, западных и южных и в известном общении с соседними народами. Так, названия, относящиеся до жилища и его частей и отчасти сходные с именами других индоевропейских народов, звучат более или менее одинаково во всех славянских языках: дом (греч. δόμος, лат.domus ), изба (истба, stube), стена, кров, стреха, окно, дверь; сходны названия хозяйственных строений: двор, клеть, хлев, житница, гумно, плот (ограда); главных видов селений: село или весь, город. В родстве с именами других индоевропейских народов и между собой стоят в разных славянских языках названия, относящиеся до возделывания земли, например, орати (греч. àροω, лат. aro) — сеять, семя (лат. semen, верхненемецкое samo); названия хлебных и волокнистых растений: рожь (литовское rugys, сев.-нем. rugr), овес (лат. avena, литовское aviza), жито, ячмень, просо, мак (греч. μηχον, сев.-нем. mago, прусск. moke), лен (греч. λίνον, лат. linum, готское lein, литовское linai, ирландское lin), конопля; овощей: боб (лат. faba, прусское babo), репа (греч. ραπύς , лат. rapum, нем. rube), лук, чеснок, горох, чечевица; плодовых деревьев: черешня (греч. χεράσσιον, верхненемецкое chirse), вишня (греч. βνσσινήά), яблоня (ирландское aball, англ. apple, литовское obulas), груша (литовское kriasia), слива (литовское slywas), орех. В таком же родстве находятся и имена земледельческих орудий; рало (греч. âροτρον, лат. aratrum, ирландское aratar), плуг (сев.-нем. pflug, литовское pliugas), серп (греч. âπρη), борона, коса, грабли, вилы, лопаты, мотыга, воз, колесо. Общеславянскими и в родстве с именами других индоевропейских народов являются названия разных домашних животных: бык (греч. βοΰς, лат. bos), вол, корова, теля, конь, кобыла, жеребя, вепрь (лат. арег, верхненемцкое ebur), свинья, порося (лат. porcus, верхненемецкое farah), баран, овца (греч. οΐς, лат. ovis), коза, ягня (лат. agnus), гусь (нем. gans), утка (лат. anas, нем. ente), куря, голубь; названия животных продуктов: мясо (готское mimz, литовское mesa), молоко (старонемецкое milug), сыр (литовское suris), масло, шкура, руно, волна (греч. λάνος, готское wulla, литовское vilna), яйца. По инвентарю общеславянских слов можно заключать о занятиях славян в эпоху их совместной жизни пчеловодством: слова — пчела, матица, трутень, улей, борть, мед (санскр. madhus, греч. μέζν, верхненемецкое meto), воск (литовское waskas, верхненемецкое wahs) встречаются в разных славянских языках. Точно так же называются одинаково и промысловые животные, составляющие предмет охоты и водяной ловли, а равно и самые орудия охоты и ловли: бобры, куницы, волки, медведи, зайцы, олени, лоси и т. д.; лосось, линь, щука, осетр, угорь, окунь и т. д.; лук, стрела, тенета, сеть, пряжа, невод, уда. Предметы, получавшиеся от всех этих занятий, славяне уже умели перерабатывать, приспособлять известным образом к потреблению. Хлебные зерна они умели молоть, превращать в муку; из муки делали тесто и пекли хлеб (лат. libum, готское klaifs, литовское klepas); из муки же и хмеля варили дрожжи (сев.-нем. dreggo, прусское dragis), брагу и пиво; из волокон льна и конопли пряли нити, из которых ткали полотна и плели сети, мрежи и невода; кожу животных превращали в усму и приготовляли черевики; из кожи с шерстью шили кожухи, шубы; из шерсти готовили сукна; из рыбы варили уху (лат. ius, литовское jusa); из меда напиток того же имени.
Славянам еще до разделения известны были некоторые металлы и способы их обработки. Слова: золото, серебро (готское silubr, прусское siraplis), медь, железо (прусское gelso, литовское gelezis) — общеславянские, равно как: кузнец, ковач, золотарь. Употребление металлических орудий — ножа, топора, пилы, молота, наковальни, долота и клещей — было в полном ходу. При помощи этих орудий славяне рубили избы, изготовляли мебель и домашнюю посуду — столы, стулья, лавки, бочки, кади, дежи, ведра, жбаны, корыта, чаши, ложки, челны, ладьи. Известно было им приготовление посуды из глины и металлов: горнец, гончар, котел — слова общеславянские. Общеславянскими являются и наименования оружия: копье, щит, сулица, секира, лук с тетивой, стрела, броня, шлем (helm); металлических украшений: перстень, обручи, гривны; музыкальных инструментов; бубен, гусли. Инвентарь общеславянских слов можно еще пополнить названиями, свидетельствующими о начавшемся торговом обмене: торг, мера, локоть.
Нравы. Древнейшие известия о славянах вообще и о русских в частности рисуют их жизнерадостным народом, любившим пляски, песни, музыку. Плясанья и «бесовские песни» были на игрищах меж сел; «с плясаньем и плесканьем» совершались на Руси свадьбы; «бесовское пенье и блудное глумление» (вероятно, нескромные песни или шутки) были обычной принадлежностью пира или беседы у русских славян и после принятия христианства, как свидетельствуют о том христианские моралисты-проповедники; свое жизнерадостное настроение наши предки подогревали хмельным питьем, до которого были великие охотники. Сладкий опьяняющий напиток — мед (ό μεδος) был в большом употреблении у славян еще в V веке; им подчевали византийского посла Ириска и его спутников, ехавших в стан к Аттиле, оседлые жители Паннонии, перевозившее послов на лодках через реки. Араб Кардизи писал о восточных славянах, что у них водится много меда и вина; у одного человека бывает по сту жбанов меда. Ибн-Фадлан, рассказывая о купцах, приезжавших из Руси, писал между прочим: «они весьма склонны к вину, пьют его днем и ночью, так что случается им иногда и умирать с кружкой в руках». Византиец Скилица, описывая болгарский поход Святослава, рассказывает, что воины Святослава не помнили об осторожности, пьянствуя по целым ночам, увлекаясь свирелями, бубнами и плясками. Можно поэтому думать, что подлинная действительность нашла себе выражение в известном изречении, вложенном нашим книжником XI века в уста князю Владимиру: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».
Эта жизнерадостность в связи с давнишним экономическим общением с другими народами, породила некоторые черты славянского характера, о которых согласно говорят иноплеменные наблюдатели. Византийский император Маврикий писал о славянах: «они ласковы с чужеземцами, принимают их у себя, провожают от одного места в другое, куда ему нужно, и даже, если гостю приключится какая-либо беда по вине хозяина, то тот, кто принял после него гостя, выступает против нерадивого, считая честью для себя заступиться за гостя». Подобные же отзывы дают арабские писатели о русских славянах и немецкие — о западных. Русь, по словам арабского писателя IX века, «чтит чужеземца и приветливо обходится с отдающимися под ее попечение, либо часто бывающими у нее и охраняет их от всяких приключений». «Нет народа, — пишет Адам Бременский о поморских славянах, — более гостеприимного, чем они». Эта выработавшаяся особенность народного характера, в свою очередь, явилась благоприятным условием для дальнейшего культурного общения славян и даже слияния их с соседними народностями.
Общение с иноплеменниками и его последствия. Выше было указано на то, что восточные славяне после своего расселения по южным пространствам нашей страны вступили в оживленные торговые сношения с греческими колониями на Черном море и Византией, а также с Хазарией, Болгарией и халифатом. Эта торговля содействовала образованию среди восточного славянства класса богатых, состоятельных людей — лучших, вячших, купцов, которые заводили известную роскошь в своей одежде, пище, домашней обстановке и вооружении, пользуясь для этого привозными изделиями Греции, Востока, Скандинавских стран. Но наряду с дорогими тканями, украшениями, винами, оружием в эту среду стали проникать и семена образованности, книжного учения. К началу Х века в нашей стране существовала уже письменность. Купцы, приезжавшие из Руси в Царьград, по свидетельству Олегова договора с греками 912 года, составляли иногда «рукописание», т. е. письменное духовное завещание. Ибн-Фадлан, видевший в 921 году погребение знатного русса в Итиле, сообщает, что руссы ставили над могилами своих покойников столбы, на которых надписывали имена умерших и того князя, при котором он умер. Хотя все эти известия относятся к руси, а не славянам, но Русь в то время, по всем признакам, была уже туземным классом, в состав которого входили не только пришлые варяги, но и славяне.
Но общение с соседями приводило не только к повышению, но и к известному понижению культурного уровня восточного славянства. В этом отношении с течением времени должно было произойти известное расслоение среди восточных славян, различие между ветвями их, расселившимися в южных пространствах, и ветвями, расселившимися в северных пространствах.