Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:19, реферат
Цель работы: рассмотреть историю восточных славян в древности
Задачи:
-ознакомиться с мнениями историков о переселении народов и особенностями славянской колонизации,об быте древних славян,их нравах и верованиях
Введение…………………………………………………………… …… ……2
1. Великое переселение народов………………………………………………4
2 Соседние народы во время колонизации славян…… ……………………9
3 Этническое единство………………………………………………… …..15
4 Религия и верования……… …… …………………………………………18
5 Занятия восточных славян и семья………………………………… ……24
6 Общественный строй………………………………………….…..………27
7 Формирование государства……………………………………..………31
Заключение………………………………………………………………… 34
Список используемых источников…………………………………………35
Так последовательно
в продолжение почти целого тысячелетия
южные степи нынешней России были
предметом спора прошлых
Что касается до славян, то древнейшим
местом их жительства в Европе были, по-видимому,
северные склоны Карпатских гор, где славяне
под именем венедов, антов и склавен были
известны еще в римские, готские и гуннские
времена. Отсюда славяне разошлись в разные
стороны: на юг (балканские славяне), на
запад (чехи, моравы, поляки) и на восток
(русские славяне). Восточная ветвь славян
пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и,
постепенно расселяясь, дошла до озера
Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян
вблизи Карпат остались хорваты и волыняне
(дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи
основались на правом берегу Днепра и
на его правых притоках. Северяне, радимичи
и вятичи перевалили за Днепр и сели на
его левых притоках, причем вятичи успели
продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже
вышли из системы Днепра на север, на верховья
Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене
заняли речную систему озера Ильменя.
В своем движении вверх по Днепру, на северных
и северо-восточных окраинах своих новых
поселений, славяне приходили в непосредственную
близость с финскими племенами и постепенно
оттесняли их все далее на север и северо-восток.
В то же время на северо-западе соседями
славян оказывались литовские племена,
понемногу отступавшие к Балтийскому
морю перед напором славянской колонизации.
На восточных же окраинах, со стороны степей,
славяне, в свою очередь, много терпели
от кочевых азиатских пришельцев. Как
мы уже знаем, славяне особенно «примучили»
обры (авары).
Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя, составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток. Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию «волхвы» и «кудесники») поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII—Х вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших дней. Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям
Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских набегов и были окончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляют теперь слабое и мало развитое племя.
Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкунь — бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах, теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же, где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.
По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами. Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан («каган» или «хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространено магометанство, но держались и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские сами стали нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.
Перечень соседей русских славян необходимо
дополнить указанием на варягов, которые
не были прямыми соседями славян, но жили
«за морем» и приходили к славянам «из-за
моря». Именем «варягов» («варангов», «вэрингов»)
не только славяне, но и другие народы
(греки, арабы, скандинавы) называли норманнов,
выходивших из Скандинавии в другие страны.
Такие выходцы стали появляться с IX в.
среди славянских племен на Волхове и
Днепре, на Черном море и в Греции в виде
военных или торговых дружин. Они торговали
или нанимались нарусскую и византийскую
военную службу или же просто искали добычи
и грабили, где могли. Трудно сказать, что
именно заставляло варягов так часто покидать
свою родину и бродить по чужбине; в ту
эпоху вообще было очень велико выселение
норманнов из Скандинавских стран в среднюю
и даже южную Европу: они нападали на Англию,
Францию, Испанию, даже Италию. Среди же
русских славян с середины IX столетия
варягов было так много и к ним славяне
так привыкли, что варягов можно назвать
прямыми сожителями русских славян. Они
вместе торговали с греками и арабами,
вместе воевали против общих врагов, иногда
ссорились и враждовали, причем то варяги
подчиняли себе славян, то славяне прогоняли
варягов «за море» на их родину. При тесном
общении славяне варягами можно было бы
ожидать большого влияния варягов на славянский
быт. Но такого влияния вообще незаметно
— знак, что в культурном отношении варяги
не были выше славянского населения той
эпохи.
3 Этническое единство
Наличие цельной мировоззренческой системы
послужило формированию западноевропейского
(западнохристианского) суперэтноса. В
Восточной Европе сильнейшего динамического
напора тогдашних процессов не выдержали
гунны, авары, хазары, печенеги и другие,
исчезнув с этнической карты. Славянству
динамика его тогдашнего существования
не принесла катаклизмов благодаря действию
такого относительно устойчивого фактора,
как славянское этническое единство. Кроме
того, проводником стабилизирующих тенденций
в Восточной Европе была Византия, переживавшая
культурный и военно-политический расцвет
и являвшаяся ядром православной культуры.
Византия втягивала в орбиту своего влияния
- несмотря на неизбежные трения - южных
и восточных славян, внося заряд своеобразия
в их дальнейшую историю. После того как
в 795-796 гг. аварский каганат пал под ударами
франков, во главе которых стоял король
Карл (буквально через несколько лет после
этого он получил прозвище Великого), славяне
стали самостоятельным этносом, осознавшим
свое положение в мире. Важным показателем
самосознания славян как этнического
целого явилось формирование классического
общеславянского языка. На его основе
сложился литературный старославянский
язык, единый для всех славянских народов.
Это непосредственно связано с созданием
в 60-х годах IX в. Кириллом и Мефодием славянской
письменности. Вскоре вслед за переводами
Священного Писания и богослужебных текстов
появились первые собственно славянские
литературные произведения. До сих пор
в исторической и лингвистической литературе
широко распространено мнение об исходном
единстве всего восточноевропейского
славянства, о распространении всех восточных
славян из единого центра, каковым признается
Поднепровье. В соответствии с указанным
представлением находится и господствующая
в славянском языковедении концепция,
согласно которой в древнейший период
(до XIII в.) язык восточных славян был единым,
без разделения на диалекты. Последние
якобы возникли в эпоху раздробленности
русских земель, когда разные княжества
и области оказались разделены политическими,
экономическими и культурными барьерами.
Между тем, еще в начале века высказывалась
и иная точка зрения. Так, основываясь
на изучении этнографии и диалектологии
восточных славян, Д.К. Зеленин утверждал:
“южнорусское население (т.е. русское
население Рязанской, Тамбовской, Воронежской,
Тульской, Орловской и Калужской губернии)...
отличается от северорусского (в Новгородской,
Владимирской, Вятской, Вологодской и
др. губерниях) значительно больше, чем
от белорусов”. Из этого он сделал вывод
о существовании двух “русских народностей”
и, следовательно, четырех восточнославянских
народов: “украинцы, белорусы, севернорусские
(окающий диалект) и южноруссие (акающий
диалект)”. Исторические корни такого
этнического деления ученый видел в том,
что восточные славяне в VII-VIII вв. распались
на три “племени”: “Восточная группа
русских, фигурирующая в древнейших рукописях
под названием вятичи, проникла на восток
и заселила области по северному течению
Дона; ей впоследствии принадлежала Тьмутаракань
-третий после Киева и Новгорода значительный
культурный центр Древней Руси. Северные
русские распространились к северу; летописец
называет их словенами (на оз. Ильмень
возле Новгорода), кривичами и полочанами.
Южные русские остались на древней территории,
т.е., согласно терминологии летописи,
поляне - на Днепре, около Киева, древляне
- в Полесье, дулебы - на Буге, уличи и тиверцы
- на Днестре, северяне - на Десне, Сейме
и Суле, дреговичи - между Припятью и Двиной”.
Выводы о неоднородности восточных славян,
основанные на этнографических наблюдениях
и данных диалектологии, хорошо согласуются
с результатами исследования языка берестяных
грамот древнейшего периода, предпринятого
в последние годы А.А. Зализняком. Он установил
существование древнейшего новгородско-псковского
диалекта, который в XI-XII вв. отличался
от южнорусского не менее чем двумя десятками
существенных признаков. В то же время
этот диалект был сходен многими элементами
с языками балтийских славян, а также сербско-словенской
группы южных славян. Таким образом, становится
ясно, что начальная история расселения
славян в Восточной Европе была более
сложной, нежели представлялось ранее.
Северо-Западная Русь, сохранившая древние
вечевые порядки на многие столетия, вобрала
в себя не днепровский, а главным образом
западнославянский контингент населения.
Северу и Югу были присущи различавшиеся
между собой традиции, а Древнерусское
государство возникло в результате объединения
в IX-X вв. двух систем славянства. К сожалению,
письменные источники далеко не всегда
дают достаточный материал, чтобы можно
было уточнить, о каком именно из указанных
групп идет речь в каждом конкретном случае.
В частности, это было, вероятно, связано
с тем, что цивилизованные соседи не всегда
могли отличить их друг от друга, а самих
восточных славян гораздо больше занимало
не то, что объединяло в этническом плане
формировавшийся союзы племен, а локальные
различия между собой.
4 Религия и
верования
Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий, сделанные учёными XIX в., позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных славян.
Во второй половине I тыс. н.э. главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. С.М. Соловьёв, выдающийся историк XIX в., считал, что Перун носил ещё другое имя - Сварог; некоторые исследователи называют Сварога богом неба или небесного огня. Сварог породил двух сыновей, двух Сварожичей: Солнце и Огонь. В Ипатьевской летописи сказано: "И по сем (т.е. после Сварога) царствовал сын его, именем Солнце, его же называют Даждьбог..." Братом Солнца, сыном Свароговым называют также и огонь: "Огню моляться, зовут его Сварожичем".
Сварог-Перун в народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого было направлено против злых духов; вероятно, действию злых духов приписывали сгущение атмосферы, прекращавшееся после грозы. Народные обычаи оказались настолько сильны, что ещё в XIX в. многие люди, особенно в сельской местности, во время грозы затворяли окна, опрокидывали вверх дном сосуды (например, чайные чашки и рюмки), веря, что злые духи, гонимые молнией, стараются спрятаться в каком-нибудь отверстии. На связь Сварога-Перуна с оружием указывает обычай клясться перед Перуном, положив рядом оружие.
Среди славян было распространено поклонение Солнцу. Бог Солнца назывался Хоре (Хорос) или Ярило. Обожествлялись также месяц и звёзды, находившиеся с Солнцем в "родственных" отношениях.
Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. В летописи он назван "скотьим" богом. Бога ветра и повелителя вихрей звали Стрибогом. Наибольшие разногласия вызывает славянское божество по имени Симаргл (Семаргл), идол которого упоминается в летописи среди других, поставленных Владимиром Святославичем на холме в Киеве. Исследования современных учёных указывают на его иранское происхождение - он близок к персидскому Симургу (вещей птице в иранской мифологии).
Мокошь (Макошь) - женское божество, до сих пор остающееся не разгаданным до конца. Указывая на обычай чехов молиться и приносить жертву Мокоши во время засухи, некоторые исследователи видят в ней богиню воды, дождя, непогоды, грозы, т.е. богиню плодородия. Другие предполагают связь Мокоши с прядением и ткачеством. Мокошь невидима, но об её присутствии можно узнать по жужжанию веретена. Её представляют в виде женщины с длинными руками. Ещё в XIX столетии крестьянки боялись Мокоши и приносили ей жертвы, дабы она не путала пряжу. В XVI в. на исповеди священник укоризненно спрашивал женщин: "Не ходила ли к Мокоши?" По народным поверьям, если эту богиню удавалось умилостивить, она якобы помогала женщинам прясть или даже сама пряла в их отсутствие.
Трудно сказать, были ли у восточных славян жрецы, - точных сведений о них нет. Лишь изредка летопись называет таинственных "волхвов", явно связанных с языческими верованиями и долгое время боровшихся против христианства. Однако их роль в религиозных обрядах неясна. Скорее всего культовые ритуалы совершались старейшинами племени и рода или князьями. В княжеском кургане Чёрная Могила наряду с другими вещами археологи обнаружили предметы культового назначения - бронзового идола, жертвенный нож, игральные кости, служившие, вероятно, для обрядовых гаданий.
В летописях нет никаких известий о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают некоторое представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они располагались обычно на вершине холма или на большой поляне в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутренний вал ограждался частоколом. В центре стоял деревянный столб (идол), а рядом жертвенник, где и сейчас ещё находят кости животных, принесённых в жертву. Места, где поклонялись идолам, назывались "капища" (от старославянского "капь" - изображение, идол), а те, где приносились жертвы (требы), - "требища". Возможно, первоначально, в глубокой древности, жертвенниками служили горы, скалы, камни огромной величины, деревья с большими кронами. Одно из таких святилищ, посвящённых Перуну, согласно Новгородской летописи, находилось в урочище Перынь близ озера Ильмень, недалеко от Новгорода. Здесь стоял деревянный идол Перуна, который, как сообщает летопись, после крещения Руси в 988 г. был срублен и сброшен в реку Волхов. Ров, окружавший культовую площадку, имел восемь дугообразных выступов в виде цветка, на которых разжигали ритуальные костры во время языческих праздников, а на восточном выступе горел неугасимый огонь. В центре возвышались вертикальный столб или статуя бога, вокруг которой располагались изображения других славянских божеств.
Из поколения в поколение передавалось предание о священном Перуновом холме. Даже в XIX в. моряки, проходившие на судах мимо Перыни, бросали в воду монеты - приносили жертву Перуну.
В славянских поселениях находят каменных и деревянных идолов - фигуры богов. Так называемый Новгородский идол, обнаруженный в 1893 г. при расчистке русла Шексны и Белозерского канала, высечен из гранита. Его высота 0,75 м. Примитивным рельефом выполнены глаза, рот и подбородок. Голова идола увенчана шапкой.