Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:24, контрольная работа
Издревле, селясь, на обширных равнинах от Дуная до Волги (а еще раньше в Азии), индоевропейские предки славян постоянно смешивались с другими народностями, перенимали у них и передавали им расово-генетические, языковые и культурные черты. История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов.
Происхождение восточных славян……………………………………………стр.3
Строй и образ жизни восточных славян……………………………………стр.5
Тест……………………………………………………………………………………………..стр.8
Разложение первобытного строя у восточных славян сопровождалось:
Переходом от кровно - родственной общины к соседской территориальной.
Ростом имущественной дифференциации соплеменников.
Выделением из общинной среды «лучших» людей и дружинной знати.
Формированием княжеско-боярской правящей прослойки общества.
Повышением роли вече и вои в общественной жизни.
Список литературы…………………………………………………………………………………стр.9
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине Отечественная
история
Тема
Восточные
славяне на исходе первобытной
эпохи (VI – сер. IX вв.)
Восточные
славяне на исходе
первобытной
эпохи (VI – сер. IX вв.)
План
Разложение первобытного
строя у восточных славян сопровождалось:
Вопрос о происхождении славян является одним из наиболее сложных и противоречивых
вопросов, стоящих перед исторической наукой.
Издревле, селясь, на обширных равнинах от Дуная до Волги (а еще раньше в Азии), индоевропейские предки славян постоянно смешивались с другими народностями, перенимали у них и передавали им расово-генетические, языковые и культурные черты. История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов.
Исходной точкой для рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива.
Славяне относились к третьей по численности группе народов, крупнейшей на земле индоевропейской языковой семьи. В V- IV тыс. до н. э. заселяли территории Центральной Азии, Балканский полуостров и Малую Азию. Выделение праславянских племен и формирование праславянского языка началось приблизительно в середине II тыс. до н. э. или в середине I тыс. до нашей эры на территории Верхнего Ордера до Северного Днепра. Во время великого переселения народов.
Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I-II векам н.э. (Тацит, Плиний, Птолемей).
Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне р. Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II-V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра.
К VII-VIII векам славянские племена расселились на огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории Днепра и его притоков, Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, Белого озера и Волги. Вдоль водных путей они строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.
Существует несколько теорий происхождения славян.
а) Нестор.
Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров.
в) В. О. Ключевский
В. О. Ключевский считает, что первоначально славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны.
г) А. А. Шахматов и Л. Гумилев
Академик А. А. Шахматов, чье мнение поддерживает также Л. Н. Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточная Венгрия и южная Польша) .
д) Б. А. Рыбаков
Б. А. Рыбаков, отвергая все названные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов. Славяне это часть населения, проживающего под владычеством скифов в 5 веке до н. э.
В целом, проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения.
В ходе Великого переселения народов, проходившего в III-VII вв., славяне, осваивая различные территории, разделились на три ветви: западную (поляки, чехи, словаки и др.), южную (болгары, сербы, хорваты и др.) и восточную ( белорусские, русские и украинские народы).
Авторам VI в.славяне были известны под тремя именами, происходившими от одного слова «вене» - венеды, анты и славены. Венеды селились к северо-востоку от Карпат, в верховьях Вислы и Днестра, славены – в районе нижнего Дуная, а анты – вдоль широкой полосы от Дуная до азовского моря.
При феодальном строе восточнославянские племена на большой территории объединились в высшую этническую (народную) общность – древнерусскую народность.
Преодолению племенной обособленности способствовало развитие земледелия, скотоводства, промыслов, ремесел, торговли. Отмежевание ремесла от земледелия и скотоводства ускоряло дальнейшее развитие товарного производства и торговый обмен внутри племен и между ними, а также с соседними странами. Торговля укрепляла экономические связи между Киевской, Черниговской, Переяславской, Северской, Волынской, Галицкой, Новгородской, Смоленской и другими землями Киевской Руси.
Совместная жизнь в одном государстве приводила к постепенному стиранию различий (в языке, обычаях и т.д.) между родственными восточнославянскими племенами на большой территории. Они все активнее общались между собой и сближались. А это постепенно привело к формированию из местных диалектов древнерусского языка, понятного для всего населения Киевской Руси. Это население создало самобытную материальную и духовную культуру, отражавшую достижения в земледелии, скотоводстве, ремеслах, быте, зодчестве (строительстве), фольклоре, литературе, изобразительном искусстве.
В конце
VIII в. Древнерусская народность сформировалась
окончательно.
Строй и образ жизни восточных славян.
Во II-V вв. Только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI – IX вв. пашенное
земледелие продвигается далеко вглубь лесной зоны.
Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок.
К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты – кузнецы, литейщики. Мастера золотых и серебряных дел, позднее – гончары. Создавались ремесленные поселки. Ремесленные мастерские концентрировались на городищах-погостах и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стирались.
На протяжении VI –IX вв. продолжался интенсивный распад родоплеменных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делало излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новых земель силами отдельных семей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользоваться угодьями, принадлежащими общине.
В пределах общины развивался институт частной собственности. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой отличалась по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.
Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства – все это подготавливало возникновение нового, феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.
Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную земля — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина - это особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, в частности нападением. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники занимались не только завоевательными походами, но и управляли присоединенными землями. На Руси в то время сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — это члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске.
Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе славянских богов стоял великий Сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и роженицам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен.
Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияние славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается бог грома и молнии Перун. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечают появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, так же существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.
Культура славянских племен накануне образования древнерусского государства известна мало. Источником ее изучения является русский язык, который в то время был близок другим славянским языкам. Неисчерпаемая сокровищница народной мудрости – фольклор. Не сохранились произведения народной словесности, которые с достоверностью модно было бы отнести именно к рассматриваемому времени. Но анализ архаических черт фольклора восточных славян и сопоставление его с западно и южнославянским материалом позволяют считать весьма древним целый ряд трудовых обрядовых песен, погребальных плачей, загадок, сказок, отразивших сложную систему взаимоотношений человека с силами природы. К далекой древности восходят многие детские и юношеские игры, развивавшие силу, ловкость и смелость.
Дошедшие
до нас образцы прикладного
Информация о работе Восточные славяне на исходе первобытной эпохи (VI – сер. IX вв.)