Восточно-Прусская операция 1914 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование Восточно-Прусской операции, рассмотрение и анализ подготовки враждующих сторон к войне, а также причин поражения русской армии. Объектом исследования является, непосредственно, сама Восточно-Прусская операция, предметом – военная подготовка участвующих в операции сторон, основные боевые действия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть положение военного искусства европейских стран в преддверии войны.
2. Охарактеризовать планы воюющих сторон.
3. Исследовать основные военные действия русских армий в Восточной Пруссии.
4. Проанализировать причины провала операции.

Работа содержит 1 файл

Подготовка войны.docx

— 79.62 Кб (Скачать)

 

    1. Соотношение вооруженных сил.

 

      Империалистические государства усиленно развивали свои вооруженные силы как важнейшее средство для насильственного осуществления задач внутренней и внешней политики. Численность сухопутных войск и военно-морских флотов с каждым годом росла. Армии и флоты перевооружались новейшими образцами оружия и боевой техники.

      Больше  всех остальных европейских стран  сухопутные силы увеличивала  Германия, опасающаяся усиления  Франции. Так, численность германских  войск с франко-прусской войны 1870-71 гг. по 1890 г. увеличилась почти на 62 % и составила 510,3 тыс. человек. В ответ на это вооружается Франция, которая затем включает в гонку вооружения Россию, Англию, Италию.

      К началу войны численность сухопутной германской армии была доведена до 808 280 человек6.

      В увеличении численности армии не отставала от Франции и Германии и Россия. Русская регулярная армия мирного времени с 1871 по 1904 г. была увеличена с 761 602 человек до 1 094 061 человека. По штатам же 1912 г. в составе армии предполагалось иметь 1 384 905 человек. В конце 1913 г. в России была утверждена так называемая «Большая программа по усилению армии», которая предусматривала увеличение сухопутных сил России мирного времени к 1917 г. еще на 480 тыс. человек. Значительно усиливалась артиллерия. Осуществление программы требовало единовременного расхода в 500 млн. рублей.

      Таким образом, численность русской вооруженной силы в мирное время к 1914 г. достигала 1 300 000. С объявлением общей мобилизации призывалось еще 3 500 000 людей, которые представляли собой весь запас военнообученных людей до 38-летнего возраста включительно. Из них около 2 200 000 предназначалось для доведения воинских частей до штатов военного времени, а также для формирования новых частей; остальные 1 300 000 шли на формирование запасных войск и учреждений глубокого тыла7.

      В русской армии под влиянием японской войны усовершенствовалось обучение, расширились боевые порядки, начала проводиться в жизнь эластичность их, было обращено внимание на значение огня, роль пулеметов, связь артиллерии с пехотой, индивидуальное обучение отдельного бойца, на подготовку младшего командного и в особенности офицерского состава и на воспитание войск в духе активных решительных действий. Но, с другой стороны, оставлено было без внимания выдвинутое японской войной значение в полевом бою тяжелой артиллерии, что, впрочем, следует отнести и к погрешностям всех остальных армий, кроме германской. Не были достаточно учтены ни громаднейший расход боеприпасов, ни значение техники в будущей войне.

      Обращая большое внимание на обучение войск и на усовершенствование младшего командного состава, русский Генеральный штаб совершенно игнорировал подбор и подготовку старшего командного состава: [14] назначение лиц, просидевших всю жизнь после окончания академии на административном кресле, сразу на должность начальника дивизии и командира корпуса было не редкостью. Генеральный штаб был оторван от войск, ограничивая в большинстве случаев свое знакомство с ними кратким цензовым командованием.

      В результате русский порыв вперед был беспочвен и неумел, дивизии и корпуса медленно ходили на театре военных действий, не умели совершать в больших массах марши-маневры, и в то время, когда германские корпуса легко в такой обстановке проходили по 30 км много дней подряд, русские с трудом делали по 20 км8.

      Однообразного понимания военных явлений и однообразного подхода к ним ни в русской армии, ни в ее Генеральном штабе достигнуто не было. Последний, начиная с 1905 г., получил автономное положение. Он сделал очень мало для проведения в жизнь армии единого взгляда на современное военное искусство.

      Русская армия начала войну без достаточно хорошо подготовленного офицерского и унтер-офицерского состава, с малым запасом кадров для новых формирований и для подготовки призываемых, с резким, по сравнению с противником, недостатком артиллерии вообще и тяжелой в особенности, весьма слабо снабженной всеми техническими средствами и боеприпасами и с плохо подготовленным высшим командным составом, имея у себя в тылу не подготовленную для ведения большой войны страну и ее военное управление и совершенно не подготовленную к переходу для работ на военные нужды промышленность.

      В общем русская армия выступила на войну с хорошими полками, с посредственными дивизиями и корпусами и с плохими армиями и фронтами, понимая эту оценку в широком смысле подготовки, но не личных качеств.

      Германская армия после успехов своего оружия в 1866 г. и в особенности в 1870 г. пользовалась репутацией лучшей армии в Европе.

      Германская армия служила образцом для ряда других армий, большинство которых находилось под ее влиянием и даже точно копировало ее устройство, германские уставы, и следовало германской военной мысли.

      В отношении организационных вопросов германское военное ведомство последовательным развитием кадров в количественном и качественном отношениях и поддержанием запасных в смысле обучения и воспитания достигло возможности развить свои вооруженные силы до максимального использования мужского населения. Германия оказалась более готовой к войне, чем ее враги. Оплотом германской армии служил сплоченный, однообразный и хорошо подготовленный офицерский и унтер-офицерский состав.

      В обучении армии не только в теории, но и на практике широко проводился принцип активности, дерзости и взаимной помощи и выручки. Нельзя сказать, что центром тяжести в обучении войск являлся индивидуальный боец: дисциплина, переходящая в муштру, движение в атаку густыми цепями были свойственны германской армии 1914 г. Втянутость и плотные построения совместно с немецкой пунктуальностью делали ее наиболее способной к маневрированию и к походным движениям в крупных массах.

      Связь офицеров Генерального штаба со строем, детальное изучение всех элементов войны, практические выводы из этого изучения, однообразный подход к пониманию их и хорошо поставленная техника штабной службы являлись положительной его стороной.

      В техническом отношении германская армия была хорошо снабжена и отличалась в выгодную в отношении своих врагов сторону сравнительным богатством полевой, не только легкой, но и тяжелой артиллерии, значение которой она поняла лучше, чем другие9.

 

 

 

 

 

    1. Планы воюющих сторон в отношении прусского театра военных действий.

 

      Планы войны представляли собой совокупность решений и мероприятий по проведению мобилизации и ее прикрытию, осуществлению перевозок войск в установленные районы сосредоточения. Они содержали основную стратегическую идею использования вооруженных сил (направление главного удара и соответствующие ему развертывание и группировка). Заранее намечались общие оперативные задачи войсковым объединениям — направление и цель действий. К содержанию планов войны относились также и такие мероприятия, как заблаговременная подготовка театров войны в инженерном и хозяйственном отношениях — строительство укреплений, шоссейных и железных дорог, оборудование конечных станций для выгрузки воинских эшелонов, размещение воинских частей и различных запасов в мирное время для удобства и быстроты мобилизации.

      При разработке плана войны германский генеральный штаб исходил из необходимости избежать одновременного ведения ее на двух фронтах — против России и против Франции. Вести наступление одновременно на двух фронтах Германия не могла, поскольку эти противники вместе превосходили по силе Германию10.

      Поэтому в августе 1892 г. начальник германского генерального штаба — генерал фон Шлиффен пришел к выводу, что в войне на два фронта добиваться быстрой победы следует первоначально над Францией, и решил развертывать в будущем главные силы против Франции, ограничившись на востоке небольшим заслоном против России. В основу этого замысла была положена идея быстротечной войны. Всю войну на западе предполагалось закончить за 6 — 8 недель.

      На совещании французского и русского генеральных штабов в августе 1912 г. французы дали обязательство в случае войны с Германией развернуть против немцев 1 300 000 войск на франко-германской границе. Со своей стороны, Россия, в лице начальника генерального штаба ген. Жилинского, обязалась сосредоточить на германской границе, как только война начнется, 800 000 чел11.

      Поскольку главная масса германских войск с начала войны будет брошена против Франции, постольку на своей восточной границе немцы оставят, примерно, не более двадцати пяти пехотных и трех кавалерийских дивизий. Русский генеральный штаб имел в виду, что немцы оставят против России только те войска, которые в мирное время расквартированы в Восточной Пруссии, а именно: 1-й, 5-й, 17-й и 20-й армейские корпуса в составе восьми пехотных дивизий, 1-ю и 8-ю кавалерийские дивизии, а также второочередные дивизии (до двенадцати). Исходя из этих соображений, русский генеральный штаб по плану стратегического развертывания, утвержденному 1 мая 1912 г., намечал развернуть против Германии первоначально две армии, объединенные северо-западным фронтом12.

      В задачу этих армий входило проведение операции вторжения на территорию противника с целью разбить войска прикрытая и занятием Восточной Пруссии обеспечить более выгодное исходное положение для последующих операций. В дальнейшем имелось в виду развернуть против немцев еще две армии из войск, прибывавших на театр войны из внутренних округов и с восточных окраин России. Войска же, расположенные в пограничных (Виленском и Варшавском) военных округах, должны были составить и составили 1-ю и 2-ю армии для выполнения указанной выше задачи. В состав 1-й армии, формируемой Виленским военным округом, по плану 1912 г. предполагалось включить 4 корпуса, 7 пехотных дивизий, 1 стрелковую бригаду, 2 гвардейских кавалерийских дивизии, 3 кавалерийские дивизии, 1 отдельную кавалерийскую бригаду, 1 полевую тяжелую артиллерийскую бригаду бригаду, а также крепости Усть-Двинск и Ковно. Армия должна была сосредоточиться на среднем Немане в районе Ковно, Друскеники. С этого рубежа армии предстояло повести наступление на Восточную Пруссию, нанося главный удар правым флангом в обход Мазурских озер с севера.

      В состав 2-й армии, формируемой Варшавским военным округом, по тому же плану предположено было включить 5 армейских корпусов, 4 пехотных дивизии, 1 стрелковую бригаду, 4 кавалерийских дивизии, 1 тяжелую артиллерийскую бригаду и крепости Новогеоргиевск, Гродно и Осовец. 2-я армия должна была сосредоточиться в районе Гродно, Белосток, Ломжа, откуда вести наступление, нанося главный удар левым флангом в обход Мазурских озер с юга и юго-запада13.

      Обе армии по плану 1912 г. должны были закончить сосредоточение главной массы своих войск на двадцатый день мобилизации.

      По мнению генерального штаба, такие силы обеспечивали почти двойное, по крайней мере, полуторное, численное превосходство над немцами. Что касается замысла фронтовой операции, то она сводилась к двойному охвату противника, оборонявшего Восточную Пруссию: с севера 1-й армией и с юга 2-й армией. Однако расположение отдельных частей 2-ой армии южнее Мазурских озер нельзя назвать удачным. В случае перехода немцев в наступление против 1-й армии в направлении на Ковно, 2-я армия из района Гродно, Ломжа, Белосток не смогла бы оказать содействие атакованному соседу - 1-й армии, как вследствие удаленности, так и вследствие разобщенности 1-й и 2-й армий массивом Августовских лесов с рядом водных (озерных и речных) преград.

      Район сосредоточения 2-й русской армии мало соответствовал идее совместных ее действий с 1-й армией, что неизбежно должно было сказаться на ходе операций.

      По общему географическому облику Восточно-Прусский театр военных действий вполне пригоден для широких маневренных операций. Равнинный, отчасти холмистый, отчасти лесисто-болотистый характер его обусловливает в виде холмов, лесисто-болотистых и озерных участков элементы только тактического значения, за исключением некоторых районов, которые имеют и стратегическое значение.

      К таковым принадлежат: 1) озерный район в Восточной Пруссии, известный под названием Мазурских озер; 2) лесисто-болотистый участок в восточной части театра, охватывающий бассейн р. Припять, под названием Полесья и 3) на юге театра горный Карпатский хребет, который представлял естественную значительную преграду для русского наступления в Венгрию, но, с другой стороны, стеснял маневрирование австро-венгерской армии.      Кроме обильных лесисто-болотистых участков, театр изобилует реками, текущими в большинстве в меридиональном направлении и представляющими естественные преграды для действий враждующих сторон. Впрочем, оборонительными линиями, имеющими стратегическое значение, являлись только p. Висла, отчасти Буго-Нарев и Неман от устья до Гродно, все же остальные реки имели значение только как рубежи и тактические преграды14.

      Отправляя главную массу своих вооруженных сил против Франции, немцы оставляли против России 8-ю армию в составе 3 армейских, 1 резервного армейского и 1 ландверного корпусов, 4 резервных и ландверных дивизий, 4 ландверных бригад, а всего около 17 пехотных дивизий, 1 кавалерийскую дивизию и гарнизоны крепостей Кенигсберг, Лётцен, Торн, Кульм, Грауденц, Мариенбург.

Информация о работе Восточно-Прусская операция 1914 года