Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:45, реферат
За годы Великой Отечественной войны Советский Союз понес не только величайшие людские потери, но и огромный материальный урон, который составил около 3 трлн. рублей. Было разрушено народное хозяйство, вся промышленность переориентирована на военные нужды. Поэтому основной задачей послевоенного развития страны стало восстановление народного хозяйства и перевод его на мирные рельсы.
Революционные преобразования в ряде стран Европы и Азии означали ликвидацию капиталистического окружения СССР.
Без разгрома фашистской Германии и империалистической Японии, победа народно-демократических революций в странах Европы и Азии в то время была невозможной. Советский Союз обеспечил этим странам благоприятные внешнеполитические условия для успешного развития по новому пути. Своим присутствием на территории некоторых стран Советская Армия сковывала силы внутренней контрреволюции и международной реакции, лишила их возможности начать гражданскую войну, осуществить экспорт контрреволюции.
Всего от капиталистической системы после второй мировой войны отпало 11 государств с населением более 700 млн человек.
К середине 50-х годов
в странах центральной и Юго-
Важнейшими направлениями внешней политики СССР в это время были:
Расширялись и углублялись экономические и культурные связи равноправных, суверенных социалистических государств с Советским Союзом и между собой. В 1948 году Советский Союз заключил договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Болгарией, Польшей, Чехословакией, Румынией, Венгрией, Югославией. Эти договоры были дополнены торговыми договорами. В январе 1949 года в целях планомерного экономического сотрудничества европейских стран социализма на началах полного равенства был создан СЭВ. В рамках СЭВ организовывался обмен хозяйственным и техническим опытом, оказывалась взаимная помощь сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием.
Вместе с тем в процессе становления и развития мировой системы социализма были большие трудности и негативные влияния. Они были обусловлены как противодействием капитализма, так и ошибками и просчетами руководства ряда коммунистических и рабочих партий, в том числе КПСС.
С одной стороны, Советский Союз предоставлял огромную экономическую, кадровую и другую помощь молодым социалистическим государствам, а с другой оказывал на них давление. Считалось, что модель социализма в СССР идеальна и универсальна, что другой модели не может быть. Нередко помощь Советского Союза ставилась в прямую зависимость от того, насколько то или иное правительство придерживается опыта СССР.
Становление новой
системы государств – сложный
процесс. Она объединила страны с
различным уровнем
Каковы причины этого? Во-первых, обструкционистская политика Запада заставила страны народной демократии опираться лишь на экономическую, политическую, военную и моральную помощь Советского Союза. Во-вторых, лидеры коммунистических партий, ставших в этих странах правящими, пройдя общий путь Коминтерна, находились под сильнейшим политическим и моральным влиянием Сталина, авторитет которого еще более укрепился в результате победы советского народа в войне. Став у руля государственного руководства, они перенесли в свои страны авторитарные методы управления. Эту опасность вовремя не смогли оценить ни массы, ни политические партии. В-третьих, укрепив сои позиции в мире, Сталин и его окружение монополизировали право на истину в социалистическом строительстве, ввели практику отношений между странами методы силового давления Москвы.
Процесс формирования мировой системы социализма – исключительно противоречивый. Он проходил в сложных условиях внутреннего и международного характера. Некоторые социалистические страны пережили серьезные политические кризисы, об этом свидетельствуют события, происшедшие в Югославии, ГДР, Венгрии, а позже в Чехословакии, Польше. Каждый из этих кризисов имел свою специфику, особенности. Антисоциалистические силы, надеялись вернуть потерянные привилегии, предпринимали попытки свергнуть социалистический строй. Были сильные тенденции против командно-административных методов управления, против диктата Москвы, против ошибок и просчетов руководителей правящих партий.
После войны были заложены основы раскола мира на два противостоящих друг другу лагеря, определившего на долгие годы всю мировую политику. В годы мировой войны сложившийся союз великих держав – СССР, США, Великобритании и Франции. Наличие общего врага позволяло преодолевать разногласия, находить компромиссы. Решения Тегеранской (1943 г.), Крымской (1945 г.), Потсдамской (1945 г.) конференции носили общедемократический характер и могли стать основой послевоенного мирного урегулирования. Однако этот уникальный шанс создания прочного мира для многих поколений остался неиспользованным. На смену второй мировой войны пришла “холодная война”.
“Идеологическим манифестом” империализма после окончания войны явилась речь бывшего премьер-министра Англии, лидера консерваторов У. Черчилля, который, выступая в американском городе Фултоне 5 марта 1946 года в присутствии президента США Р. Трумэна, провозгласил “Крестовый поход” против СССР и выдвинул программу англо-американского мирового господства. Идея антифашистской солидарности, окрепшая в годы войны против общего врага, была заменена идеей атлантической солидарности против социализма. Так нашла оформление тенденция к отказу главных империалистических стран от сотрудничества с СССР.
Народы и правительства всех стран были представлены перед выбором: с США к старым довоенным порядкам – или с СССР к новому мировому порядку, опирающемуся на достижения народов в войне. Однозначность этого выбора, как видно из послания президента Р. Трумэна конгрессу, была навязана американской стороной. В соответствии с этой концепцией американские конгрессмены выделяли ассигнования на поддержку реакционных режимов в Греции и Турции, а сама эта концепция легла в основу внешнеполитического курса США, и вошла в историю как “доктрина Трумэна”.
Экономическая помощь европейским станам, осуществленная США в соответствии с “планом Маршалла”, провозглашенным 5 июня 1977 года, была использована не только для восстановления Европы, но и для экономической экспансии американских монополий в Европе. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию).
Пущенный в политический оборот в 1947 году термин “холодная война” стал обозначать состояние политической, экономической, идеологической, психологической конфронтации между государствами, сочетаемую с гонкой вооружений и высокой степенью угрозы войны. Суть этой конфронтации заключалась в том, чтобы держать человечество на грани новой горячей войны, создавать зыбкое равновесие страха.
Империалистические круги, провозгласив “холодную войну” против стран социализма, взяли курс на усиление милитаризации, наращивание военной мощи созданного в 1949 году Северо-атлантического блока (НАТО). За первые 5 лес существования НАТО (1945–1953 гг.) военные расходы увеличились с 18,5 по 65,5 млрд. долларов. С созданием этого блока начался разгул милитаризма в странах капиталистического лагеря, ускорилось строительство военных баз США в разных капиталистических странах. Они окружили Советский Союз и страны народной демократии. США заключили двухсторонние военные союзы с 42 странами.
Кроме НАТО были созданы еще три агрессивных блока – СЕАТО, СЕНТО и АНЗЮС. Росла гонка вооружений. США перешли к прямой агрессии на Дальнем Востоке (начало агрессивной войны против корейского народа, 1950–1953 гг.), подавлению освободительной борьбы трудящихся Греции и ряда других стран. Этому агрессивному курсу противостояла миролюбивая политика СССР и всего социалистического содружества.
В связи с этим страны социалистического содружества на своем Варшавском совещании в мае 1955 г. приняли решение о создании организации Варшавского договора. Тем самым была создана форма коллективной обороны стран социализма от угрозы империалистической агрессии.
С позиции сегодняшнего дня видны серьезные просчеты в советской внешней политике. Разрабатывая различные предложения, направленные на оздоровление международного климата, советское руководство исходило из концепции непримиримой борьбы между двумя враждебными лагерями. Само понятие “два лагеря”, введенное нами в политическую лексику, нацеливало на противоборство, соперничество. Это определило стиль советской дипломатии того времени. Тогдашний министр иностранных дел СССР А.Я. Вышинский внес во внешнеполитическое общение свое пристрастие к “разоблачительству” сформировавшееся в годы его прокурорской деятельности и активного участия в политических процессах 30-х годов.
Такая “прокурорская дипломатия”, так же как и проявление культа личности внутри страны, помогала нашим противникам. По данным опроса, поведенного институтом общественного мнения Бллапа, в конце 40-х – начале 50-х годов большинство американцев было уверено в неминуемости войны с Советским Союзом.
Извлекая уроки из прошлого нельзя не признать, что командно-административные методы не обошли и внешнеполитическую область. Случалось, даже важнейшие решения принимались узким кругом лиц, без коллективного, всестороннего рассмотрения и анализа, а иногда и без должного совета с друзьями. Это привело к ошибочным решениям. Мы дали втянуть себя в гонку вооружений, что отрицательно сказалось на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении.
Мы не всегда использовали для обеспечения безопасности государства, для снижения напряженности и взаимопонимания между народами политические возможности.
Между тем гонка вооружений приближалась к критической отметке. На этом фоне наша политическая и общественная деятельность в пользу мира и разоружения начала терять свою убедительность.
К началу 50-х годов человечество подошло к той грани, когда “холодная” война грозила перейти в горячую”.
2. Легкая “оттепель” в “холодной войне” (1953–1959)
1953 год стал переломным
в развитии международных
Пришедшее к власти после смерти Сталина новое советское руководство продемонстрировало стремление к динамизму внешней политики. Три основные тесно связанные между собой проблемы определяли содержание внешнеполитического курса хрущевского периода: 1) отношения с Западом (сведенные преимущественно к отношениям с США); 2) раскол внутрисоциалистического лагеря, столкнувшегося с двойным кризисом (внутренним, начавшимся событиями осени 1956 года, который СССР пытался предотвратить, стараясь вовлечь страны Европы в реформы идентичные проводимым в СССР, и кризисом руководства, связанным с неприятием китайскими коммунистами изменений в политике КПСС, а затем и отрицанием ими ее руководящей роли); 3) выход на международную арену “национально-демократических” стран третьего мира, на развитие которых СССР старался оказать свое внимание. Руководители нашей страны предприняли ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран. Новые советские руководители отдавали себе отчет в том, что смерть Сталина лишила социалистический лагерь харизматического лидера и грозила вызвать глубокий кризис в его руководстве. Примечательно, что через несколько дней после кончины Сталина газета “Правда” поместила фотографию Маленкова вместе с Мао Дзэдуном, которая, как выяснилось, была смонтирована. Эта манипуляция имела не только анекдотический характер: Маленков и правящая верхушка почувствовали необходимость использовать престиж Мао Дзэдуна для утверждения своего авторитета как в СССР, так и в международном комунистическом движении. Китайский лидер сразу же воспользовался этим для удовлетворения интересов Китая по широкому кругу вопросов, в первую очередь экономических. Уже 26 марта 1953 года соглашение о торговле с СССР, переговоры о котором в течение нескольких месяцев стояли на месте, было заключено на выгодных для Китая условиях. СССР обязался предоставить Китаю и значительную помощь для строительства 146 крупных промышленных объектов. В октябре 1954 года Хрущев, Булганин и Микоян отправились а Пекин, где дополнили это соглашение представлением новых крупных кредитов (в 1950–1962 гг. СССР представил Китаю долгосрочные кредиты на сумму в 1,82 млрд. руб.). В Китае работали тысячи советских специалистов. Советское руководство обязалось и вывело войска из Порт-Артура и Дайрена, отказалось в пользу Китая от всех экономических интересов в Манчжурии и ликвидировало советско-китайские смешанные компании, передав их в исключительную собственность Китая.
Информация о работе Восстановление народного хозяйства после войны