Восстановление экономики СССР: достижения и трудности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Эта тема мною выбрана не случайно. На мой взгляд период с 1945 по 1964гг., это один из значимых периодов в истории СССР, который заслуживает внимания. Эти почти два десятилетия насыщены массой событий. Это послевоенный период трудового подвига советских людей по восстановлению разрушенного народного хозяйства, успешное испытание первой советской атомной бомбы. Это начало «холодной войны» и последние годы жизни «вождя всех народов» И. В. Сталина, а затем и конец карьеры Берии. Это период прихода к власти Н. С. Хрущева и последовавшая за этим хрущевская «оттепель», которая принесла с собой преобразования в экономической и политической сферах, духовное возрождение общества. Это период становления, как бы нового общества. Переход от террора и массовых репрессий, «идолопоклонничества» и культа личности к более демократическому,

Содержание

1. Введение

2. Восстановление экономики СССР: достижения и трудности. Последние

идеологические кампании Сталина.

3. Борьба за лидерство в высших эшелонах власти в 1953 – 1957 гг. ХХ съезд

КПСС – поворот к демократизации страны.

4. Реформы Н.С. Хрущёва в экономике и управлении. «Оттепель» в

общественной жизни СССР.

5. Изменение духовного климата в стране. Незавершенности десталинизации,

зарождение диссидентского движения.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

история 3.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
">промышленности  и  др.),  создавались  новые  ведомства.  Это  вело  к  росту

управленческого аппарата, его отрыву от производства.

     Принимались  меры  по  улучшению  условий  жизни  населения.  В   течении четвертой  пятилетки  несколько  раз  снижались  цены  на  товары  массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система на  продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей  была  проведена  денежная реформа. В обращение вводились новые деньги. Находящиеся у населения  старые деньги обменивались в  соотношении  10:1.  На  практике  реформа  привела к изъятиюу населения наличных средств.

     Были  возрождены из руин и пепла разрушенные  в годы войны города  и  села.

     Увеличились масштабы жилищного и  культурно-бытового  строительства.  Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского  населения. В начале 50-х годов нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

     В 1952 г. была опубликована работа И.В. Сталина  «Экономические  проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически  обосновать принципы  проводимой  в  стране   экономической   политики.   Речь   шла   о приоритетности развития тяжелой промышленности, о необходимости  свертывания кооперативно-колхозной    собственности    путем    ее     превращения     в государственную, о сокращении сферы  товарного  обращения.  Соблюдение  этих принципов, по мнению И.В. Сталина,  должно  было  обеспечить  высокие  темпы роста народного хозяйства в СССР.

     Советское  общество  после  войны.  Последние   идеологические   кампании Сталина. Перенеся неимоверные тяготы  военного  времени,  население  ожидало улучшение условий труда и быта, положительных перемен в обществе,  смягчения политического режима.  Как и в прежние годы, у большинства эти надежды  были связаны  с  именем  И.В.  Сталина.  По  окончании  войны  И.В.  Сталин   был освобожден от обязанностей  наркома  обороны,  но  сохранил  за  собой  пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и  Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы  войны  авторитет  И.В.  Сталина  поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

   В 1946-1947 гг. по поручению  И.В.  Сталина  велась  разработка   проектов

Новой Конституции СССР и программы ВКП(б). Конституционный  проект  предусматривал некоторое  развитие   демократических   начал   в   жизни   общества.   Так, одновременно с признанием государственной  формы  собственности  в  качестве господствующей допускалось существование  мелкого  крестьянского  хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции  были высказаны пожелания о  децентрализации  экономической  жизни.  Высказывались предложения    расширить     хозяйственную     самостоятельность     местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б)  предлагалось  дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы  и  т.п.   Однако все предложения были отклонены, а  вслед  за  тем  прекратилась  работа  над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему  не  суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны  приняло  меры по ужесточению внутриполитического курса.

     Разработка  всех  законодательных  актов   и   постановлений,   формально утверждаемых  затем  Верховным  Советом  СССР,  велась  в  высших  партийных инстанциях. Руководство  всеми  сферами  жизни  общества  сосредоточилось  в Секретариате ЦК партии. Здесь  определялись  планы  деятельности  Верховного Совета,  рассматривались   кандидатуры   на   должности   министров   и   их заместителей, утверждался высший  командный  состав  Вооруженных  Сил  СССР.

     Постановления  ЦК   ВКП(б)   обязывали   первичные   партийные   организации контролировать работу администрации  промышленных  предприятий  и  колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

     С целью обеспечения производства рабочей  силой  были  приняты  несколько указов  об  ответственности  лиц,  уклоняющихся  от  трудовой  деятельности.

     «Указники»  подлежали депортации, местом для  их  нового  поселения  и  работы были   выбраны   Кемеровская   и   Омская   области,   Красноярский    край.

     Административно-карательные   меры   по   отношению   к   колхозникам,    не выработавшим обязательного минимума трудодней, и к городским «тунеядцам»  не могли улучшить положения дел в экономике.

     Внимание руководителей государства направлялось не столько  на  выработку эффективных  мер  по  подъему  экономики,  сколько  на   поиски   конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. Так,  срывы  в  производстве авиационной техники  объяснялись  «вредительством»  со  стороны  руководства отрасли  («Дело  Шахурина,  Новикова  и  др.»).   На  рубеже  40-50-х  годов руководители   Политбюро   обсуждали   «дела»   лиц,   якобы    занимавшихся вредительством в автомобилестроении («О враждебных элементах  на  ЗИСе»,  «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле»).

     Продолжалась  фабрикация дел  «врагов  народа».  В  1949  г.  руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в  создании  антипартийной группы  и    проведении   вредительской   работы   («ленинградское   дело»).

     Одновременно  было  сфабриковано  обвинение  против  Н.А.  Вознесенского   – председателя Госплана СССР,  крупного  ученого-экономиста.  Он  обвинялся  в неудовлетворительном  руководстве   Госпланом,   в   антигосударственных   и антипартийных  поступках.  Организаторы  не   существовавшей   антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек –  к  длительным срокам заключения.

     Было  возбуждено судебное дело о якобы  действующей в  Грузии  мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской  власти в республике («мингрельское дело»).

     В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело  врачей.  Группа  крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных  государственных  деятелей,  были обвинены в  причастности  к  шпионской  организации  и  намерении  совершить террористические акты против руководителей страны.

     Тяжелое  состояние  послевоенной  экономики,   чрезмерная   централизация хозяйственного руководства вызывали беспокойство у многих  советских  людей.

     В ЦК партии поступали тысячи писем  от  отдельных  граждан  с  сообщениями  о злоупотреблениях  местных  властей,  с  предложениями  об  улучшении  дел  в сельском хозяйстве.  Делались  попытки  противодействия  внутриполитическому курсу.  Так, в Воронеже  была создана  нелегальная  молодежная  организация.

     Ее  участники,  обеспокоенные  экономическим  положением  страны,  пришли  к выводу  о  необходимости  изменения  хозяйственной  политики.   Организация, насчитывавшая несколько десятков человек,  была  раскрыта,  ее  руководители преданы суду.

     В   условиях   административно-командной   системы   возникло    глубокое противоречие  между  необходимостью  изменений  в  социально-политической  и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата  осознать  и осуществить эти изменения.

     Победа  в Отечественной войне повысила  авторитет  СССР.  В  семи  странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические  силы.

     Созданные   в   них    новые    правительства    возглавили    представители коммунистических и рабочих партий.

     Положение о  двух  лагерях,  о  противостоянии  на  мировой  арене  двух социальных систем лежало  в  основе  внешнеполитических  взглядов  партийно-государственного  руководства  СССР.  Эти   взгляды   нашли   отражение,   в частности, в  работе  И.В.  Сталина  «Экономические  проблемы  социализма  в СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн  в  мире  до  тех пор, пока существует империализм.

     В 1949 г. в целях расширения  экономического  сотрудничества  и  торговли между странами была создана межправительственная  экономическая  организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).  В его состав  вошли  Албания  (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949  г.   и ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась  Москва.   Одной  из  причин создания   СЭВ  был   бойкот   странами   Запада    торговых   отношений   с СССР   и государствами Восточной Европы.

     С окончание Отечественной войны произошли изменения  во  взаимоотношениях СССР с бывшими  союзниками.   «Холодная  война»  –  такое  название  получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг  друга в период второй половины 40-х  –  начале  90-х  годов.  Он  характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон.

     Конфронтация  сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи  с  выдвинутым США планом Маршалла. Эта программа  предусматривала  оказание  экономической помощи европейским  странам,  пострадавшим  в  годы  второй  мировой  войны.

     Советское правительство расценило план  Маршалла  как  оружие  антисоветской политики и отказалось участвовать в конференции. По его настоянию об  отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные  на  конференцию  страны Восточной Европы.

     Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический  союз (НАТО). В его состав вошли США,  Канада  и несколько государств  Западной Европы. Спустя два года  состоялось  подписание  военно-политического  союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС).

     Советский Союз проводил работу против пропаганды  новой  войны.  Основной ареной его деятельности стала  Организация  Объединенных  Наций  (ООН).  Она была  создана  в  1945  г.  и  объединяла  51  государство.  Ее  целью  было укрепление   мира   и   безопасности   и   развитие   сотрудничества   между государствами.  На  сессиях  ООН   советские   представители   выступали   с предложениями о сокращении обычных видов вооружения  и  запрещении  атомного оружия, о выводе войск с территорий чужих государств. Все  эти  предложения, как  правило,  блокировались  представителями  США  и   их   союзниками.   В одностороннем  порядке  СССР  вывел  свои  войска  с  территорий  нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

     Таким образом трудности в экономической  сфере, идеологизация общественно- политической жизни,  усиление  международной  напряженности  –  таковы  были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот  период  еще более  окреп  режим  личной  власти  И.В.  Сталина,  ужесточилась  командно-административная система. В эти же годы в общественном  сознании  все  более четко формировалась мысль о необходимости перемен в  обществе.  Смерть  И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода  из  противоречий,  опутавших все сферы общественной жизни.

БОРЬБА   ЗА  ЛИДЕРСТВО  В  ВЫСШИХ  ЭШЕЛОНАХ  ВЛАСТИ  В

1953 -1957 гг.

ХХ  СЪЕЗД   КПСС  –  ПОВОРОТ  К  ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СТРАНЫ

     Борьба  за политическое лидерство.  5 марта 1953 г. скончался И.В.  Сталин - Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР, а  14  марта состоялся Пленум ЦК КПСС и избран секретариат  ЦК  КПСС.  Были  осуществлены изменения   в  составе  руководства   КПСС   и   Советского   правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев – известный  партийный  деятель, многие   годы    руководивший    крупнейшими    парторганизациями    страны. Председателем  Совета  Министров  был  назначен  Г.М.  Маленков,   министром иностранных  дел  –  В.М.  Молотов,  министром  обороны  –  Н.А.   Булганин.

     Председателем Верховного Совета СССР был утвержден  К.Е. Ворошилов. Во  главе нового  министерства  внутренних  дел   встал  Л.П.  Берия,   ранее   бывший заместителем  министра  внутренних  дел.  Новые  лидеры  заявили   о   своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с  первых же дней пребывания у власти  началась  борьба  между  ними  за  политическое лидерство. Основными соперниками в ней были  Л.П.  Берия,  Г.М.  Маленков  и Н.С. Хрущев.

     Между Маленковым и Берия  велась затаенная  борьба и после смерти  Сталина эта борьба обострилась, приняв уже смертельный  характер,  хотя  создавалось впечатление, что Маленков и Берия «подружились» и  будут  управлять  страной вдвоем. О том, что они заключили между собой временный  союз,  говорило  то, что Маленков утвердил все новые назначения Берии в МВД.

     Имея  далеко идущие планы по захвату власти в стране,  путем  всевозможных комбинаций Берия в четвертый раз за советскую историю объединяет МГБ СССР  и МВД СССР в одно министерство.  Он стремится срочно  расставить  на  ключевых постах своих ставленников, освободившись от неугодных ему,  хотя  и  честных работников.  Хитрых ход придумал Берия с  амнистией  после  смерти  Сталина.

     Берии было крайне необходимо вновь отправить  в ссылку  неугодных,  задержать оставшихся там. Тогда-то и  начали  выпускать  уголовников  и  рецидивистов. Они тут же принялись за старое.  Недовольство  и  нестабильность могли  дать Берии  шанс  вернуться к старым   методам.   Берия   начал   наступление  на партию, подчиняя ее Министерству внутренних дел.

Информация о работе Восстановление экономики СССР: достижения и трудности