Воссоединение Украины с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

На международной арене XVII столетие принесло России немало перемен. Русская дипломатия сталкивалась с немалыми трудностями в сно¬шениях с иностранными державами. Сказывались различия посольских обычаев, осложнявших течение, а подчас и результаты переговоров, возникало непонимание, отчуждение на этой почве. Но этот фактор все же не был определяющим, и международные связи России посте¬пенно расширялись и укреплялись.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ 6
2. ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ - контр.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Многие страны стремились к уста­новлению дипломатических и прочих контактов с Украиной. Не следует забы­вать, что восстание вспыхнуло в весь­ма напряженный момент развития Евро­пы. Тридцатилетняя война заверши­лась, но борьба протестантских и като­лических сил еще не закончилась. Обе группировки пытались использовать со­бытия в Украине для достижения своих целей. Еще накануне восстания на тай­ном совещании протестанты Речи Посполитой (с Радзивиллами во главе) об­суждали с бранденбургским послом Бер­гманом планы антикатолической конфе­дерации, к которой должны были при­надлежать Англия, Дания, Нидерланды, Бранденбург и Швеция. Предполагалось привлечь к ней Русь в Речи Посполитой и украинских казаков. Восстание Хмель­ницкого придавало подобным прожек­там реальный смысл.

В дестабилизации положения в Поль­ше были заинтересованы Бранденбург, Семиградье, Швеция, а также Англия. Именно в этом контексте и следует рас­сматривать цитировавшееся выше пись­мо Оливера Кромвеля. В результате гет­манская столица Украины стала местом, где перекрещивались политические ин­тересы многих европейских государств.

Все подобные факторы, и прежде всего размах восстания, существенно влияли на формирование политическо­го сознания его лидера, который совсем не походил на всех предыдущих казац­ких ватажков, не выходивших в своих действиях за рамки бунта. Все попытки польских дипломатов навязать Хмель­ницкому мирные переговоры на основе его деклараций под Замостьем не име­ли успехов. Гетман решительно заявил польским эмиссарам на Украине: "Я по­казал то, о чем никогда не думал, а те­перь докажу, что надумал. Освобожу из ... неволи народ русский... Поможет мне в этом вся чернь по Люблин и Краков".

Естественно, такая позиция гетмана исключала компромисс с магнатско-шляхетскими кругами Польши. Предсто­яла длительная и затяжная война, кото­рая требовала мобилизации всех ресур­сов обеих сторон. Первым этапом этой войны стала кампания 1649 г. Она была великолепно проведена Хмельницким и раскрыла его блестящие полководче­ские дарования.

8 августа 1649 г. был заключен мир­ный договор, вошедший в историю под названием Зборовского трактата. Он предусматривал установление 40-ты­сячного казацкого реестра. Казацкая территория по этому договору включа­ла Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства, в которых польское правительство не имело права разме­щать свои войска, а на все администра­тивные должности должны были назна­чаться украинские шляхтичи. Реальная власть в этой части Украины была со­средоточена в руках Хмельницкого и его администрации. Все участники восста­ния подлежали амнистии, киевский мит­рополит должен был получить место в сенате, а на ближайший сейм выносил­ся вопрос об унии.

Зборовский трактат не мог удовлетворить обе стороны. Польские правящие круги пошли на него скрепя сердце и счи­тали, что мятежники получили слишком много. Особенно негодовали магнаты и шляхта восточных регионов Украины. Вместе с тем трактат показал несостоя­тельность попытки свести освободи­тельную борьбу украинской нации к ре­шению весьма узкой задачи - к дости­жению казацкой автономии. Украина была вынуждена снова начинать борь­бу, однако уже в других условиях.

После 1649 г. украинское крестьян­ство, разочарованное перспективой вос­становления прежних повинностей, уже не могло быть активной силой, поддер­живавшей Хмельницкого. Впрочем, и восточные магнаты растеряли былую мощь. К тому же Речь Посполитая утра­тила поддержку украинской православ­ной шляхты, которая все внимательнее присматривалась к политике гетмана.

 


2. ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

 

 

Становилось очевидно, что без ради­кальных перемен во внутреннем устрой­стве Речи Посполитой казацкой Украи­не нет места в рамках польской государ­ственности. Хмельницкий оказался пе­ред выбором: или направить все силы на изменение внутреннего государ­ственного устройства Польши, или, окон­чательно порвав с нею, направить на­циональную энергию на организацию собственной государственной жизни.

Между тем после непродолжитель­ной мирной передышки весной 1651 г. вновь начались военные действия. Ук­раинская армия потерпела поражение под Берестечком на Волыни. Его при­чиной вновь стало предательское пове­дение крымского союзника. Однако про­движение польских войск в глубь Укра­ины было остановлено реорганизован­ной украинской армией.

Вскоре был заключен Белоцерковский трактат, менее выгодный Украи­не, чем Зборовское соглашение. Впро­чем, сейм не подтвердил этот компро­мисс, что развязывало руки Хмельницкому.

Гетман задумал создание коалиции, целью которой была коренная пере­стройка польского государственного организма. Опираясь на Дунайские княже­ства, турецко-татарскую поддержку, союз с Семиградьем, протестантской Литвой и Бранденбургом, Хмельницкий пред­полагал создать вместо Речи Посполитой федерацию равноправных госу­дарств - Польши, Литвы и Украины - и поставить во главе этого образования нового короля - венгерского князя Юрия Ракочи.

Первым шагом на этом пути было ут­верждение украинского влияния в Мол­давии, чему должен был содействовать брак сына Хмельницкого Тимоша с до­черью молдавского господаря Василия Лупула. В июне 1652 г. Хмельницкий пол­ностью разгромил 20-тысячную поль­скую армию под Батогом (Подолье), пы­тавшуюся преградить украинским вой­скам путь в Молдавию. Восстание вновь охватило все Поднепровье; власть поль­ского короля на большей части терри­тории Украины была ликвидирована. Однако попытка Хмельницкого добить­ся решающего перелома в военных дей­ствиях не имела успеха. Осенью 1653 г. под Жванцем крымский хан вновь спас от капитуляции польскую армию во гла­ве с королем Яном Казимиром, прину­див Хмельницкого возобновить отноше­ния с Польшей на условиях Зборовско­го трактата.

На шестом году борьбы стало ясно, что окончательно освободиться со­бственными силами Украина не сможет. Молодое казацкое государство, в кото­ром жило чуть более миллиона человек, не могло нанести решающий удар Поль­ше с ее 6-миллионным населением и да­леко еще не исчерпанным военным по­тенциалом. Крымские союзники не были заинтересованы в укреплении Украины и каждый раз старались свести на нет результаты военных побед.

Выход из положения виделся в по­лучении Украиной надежной военной по­мощи, которая могла бы обеспечить пе­релом в военных действиях. Такую по­мощь, по мнению Хмельницкого, могло оказать Московское государство. Союз с Москвой предполагал официальный и окончательный разрыв с Речью Посполитой и отказ от идеи автономии, на которую долгое время ориентировалась Украина во взаимоотношениях с Поль­шей. В соответствии с Переяславским договором (1654) Украина принимала протекторат царя, оставаясь отдельным государственным организмом, сохраняя свое социально-политическое и церков­ное устройство, собственную админи­страцию, армию, финансы, дипломатию, права и привилегии отдельных сосло­вий. Численность казацкой армии опре­делялась в 60 тысяч человек. Гетман - глава государства и главнокомандую­щий - избирался по старой традиции свободным голосованием, лишь с пос­ледующим извещением Москвы о вы­борах.

Украина вступала в договорные от­ношения с Москвой как свободная и не­зависимая сторона. Украинским полити­кам того времени представлялось неве­роятным, что "грубая и самодержавная Москва" сможет когда-нибудь занять место блистающей европейской культу­рой, притягательной своим шляхетским демократизмом Польши. Хмельницкий стремился использовать прежде всего военную помощь Российского государ­ства для разгрома Польши и укрепления государственной независимости Украины.

Другой важнейшей особенностью Пе­реяславского договора была его откры­тость, его официальный характер - в от­личие от сходного договора с Турцией. Гетман сам требует от царя немедлен­ной присылки в Киев московского воево­ды, выполняющего преимущественно представительские функции, - с тем "чтобы все соседние владетели знали об их [украинцев] подданстве под высокую руку Царского Величества". Эта дипло­матическая фраза означала извещение всех соседних государств о прекраще­нии подданства польскому королю.

Москва, однако, рассматривала до­говор как средство собирания единовер­ного православного населения бывших польских земель под свою власть. Для Хмельницкого же теперь главной целью стало освобождение из-под польской власти не только казацкой территории, но и всех русских земель Речи Посполитой, издавна зависевших от духовной власти киевского митрополита, рядом с которой теперь должна была возродить­ся светская политическая власть, осу­ществляемая гетманом Войска Запо­рожского (так официально называлось казацкое государство).

Трения между Украиной и Россией начались, когда московская армия и ка­зацкие части полковника Ивана Золотаренко вступили в Белоруссию. В заня­тых казаками регионах вводилось казац­кое устройство, - все сословия присяга­ли на верность Войску Запорожскому, что вызывало раздражение и протесты Москвы. Особенно беспокоили царское правительство контакты Хмельницкого с Радзивиллами - активными сторонни­ками шведов - и установление казацко­го протектората над Слуцким княжест­вом, переданным Богуславу Радзивиллу шведским королем.

В 1655 г. резко ухудшилось военное положение Польши. В январе после же­стоких боев под Охматовом (Киевщина) польская армия была вынуждена отсту­пить перед украинско-российским вой­ском. Одновременно союзники успешно действовали в Белоруссии и Литве. Сла­бость Польши попытались использо­вать ее западные соседи, прежде всего Швеция. Шведский король Карл X Гус­тав начал военные действия и вскоро­сти занял Варшаву и Краков. К нему при­соединился бранденбургский курфюрст Фридрих-Вильгельм. Значительная часть Литвы во главе с Янушем Радзи-виллом, большая часть польской шлях­ты, коронные гетманы и армия призна­ли Карла-Густава своим королем.

Яну-Казимиру, бежавшему в Силезию, помог удачный ход польской дип­ломатии, предложившей царю Алексею Михайловичу польскую корону после смерти Яна-Казимира. Москва не толь­ко подписала перемирие с Польшей в Вильно (ноябрь 1656 г.), но и начала военные действия против Швеции. При этом казацкая делегация не была допу­щена на переговоры. В результате от­ношения между Чигирином и Москвой еще более обострились.

Теперь гетман начал проводить са­мостоятельную политику, не оглядыва­ясь на царское правительство, хотя и не разрывая с ним отношений. Хмельниц­кий установил более тесный союз со Швецией и другими враждебными Поль­ше государствами. В результате сложилась новая коалиция, в которую вошли Швеция, Бранденбург, Украина, Семиградье, Молдавское княжество, а также Литва. Этот союз был скреплен целым рядом отдельных условий и договоров, реализация которых должна была при­вести к полному разделу Польши, "буд­то Коруна Польская и не бывала", как пи­сал в донесении царю российский посол в Украине боярин Бутурлин. В состав ка­зацкого государства теперь предполага­лось включить все западноукраинские земли и южную Белоруссию.

Так Хмельницкий обрел союзников, совместно с которыми он мог вести борь­бу против Польши независимо от пози­ции Москвы или Крыма.

На помощь Юрию II Ракочи, который начал кампанию в Польше, был отправ­лен 15-тысячный казацкий корпус под командованием киевского полковника А.Ждановича. "Мы хотим иметь под своей властью всю Украину стародав­нюю, или Русь, где вера православная была и язык наш сохранился: аж по Вис­лу, - заявил в начале 1657 г. И.Выговский шведскому послу Веллингу. - Ибо нас бы высмеяли, если б мы теперь не отобрали земли, которые в давние вре­мена утратили". Корпус Ждановича ус­пешно прошел через всю Галицию до Перемышля, где соединился с Ракочи. Союзники взяли Краков и через Сандомир, Замостье, Люблин, Берестье дошли до Варшавы, которую и заняли вместе со шведами. Это был период наивысше­го военного и политического могущест­ва Украины.

Существенно изменилось и ее внут­реннее положение. Хмельницкий стре­мился преобразовать гетманство в ин­ститут наследственной власти, добив­шись признания сына Юрия своим пре­емником. Этот шаг был направлен на ук­репление государственности, объедине­ние вокруг особы гетмана всех сословий украинского общества, часто действо­вавших разрозненно и выдвигавших на первый план корпоративные интересы. Усилились контакты Хмельницкого с ук­раинской шляхтой, содействовавшие усилению позиций Войска Запорожско­го на Волыни, в Подолье и в Белорус­сии. Тесные отношения были установ­лены гетманом с князем Степаном Чет-вертинским - представителем волынской шляхты, попечителем Киево-Моги-лянской коллегии, потомком старинно­го украинского аристократического рода.

В начале 1657 г. при гетманском дворе в Чигирине появляется украинский магнат Юрий Немирич. Получив блестя­щее образование в университетах Гол­ландии, в Осфорде, Кембридже и, нако­нец, в Париже, Немирич основал акаде­мию в Киселине на Волыни. В ноябре 1655 г. он совместно с частью право­славной шляхты порывает с королем Яном-Казимиром и активно содейству­ет установлению тесных взаимоотноше­ний между Хмельницким и протестант­скими монархами - Карлом-Густавом и Юрием II Ракочи. В этом незаурядном человеке многие видели воплощение аристократической западноевропейской культуры, которую казацкий гетман рас­считывал привить новой правящей эли­те Украины.

Заинтересованность в гетманском протекторате проявляют Радзивиллы, стремившиеся к независимости Литвы. В июне 1657 г. о своем единстве с ка­зацким государством заявила вся шлях­та Пинского уезда (не только православ­ная, но и римско-католическая), присяг­нув на вечную верность гетману и Вой­ску Запорожскому. Со своей стороны Хмельницкий подтвердил сословные и конфессиональные права пинских шлях­тичей.

Что-либо подобное было немыслимо в первые годы освободительной борь­бы, когда в действиях украинцев преоб­ладало стихийное, разрушительное на­чало. Теперь же, на десятом году гет­манства Хмельницкого, ситуация была совсем иной. По словам украинского историка В.Липинского, "творческая ор­ганизующая цивилизация европейская брала все больший перевес над прими­тивным хаосом и стихийностью азиат­ской. Казалось, что под сильной рукой казацкого гетмана воскресают полные славы времена князей русских и что воз­родилась в Украине казацкой старая могучая Русь Киевская".

Включение Турово-Пинского региона в сферу государственных интересов Ук­раины и сотрудничество гетмана с си­лами, выступавшими за независимость Литвы, формировало северный клин новой черноморско-балтийской коали­ции государств, врезавшийся между Москвой и Польшей. Однако летом 1657 г. ситуация вновь изменилась - теперь уже не в пользу Украины и ее новых со­юзников. Шведы опрометчиво затеяли осаду святыни поляков - монастыря в Ченстохове, чем вызвали неожиданное общенациональное сопротивление. В войну против Швеции вступила Дания; Карл-Густав вывел свои войска из Поль­ши, оставив Ракочи и казацкий корпус без поддержки. На помощь полякам по­спешил крымский хан.

Информация о работе Воссоединение Украины с Россией