Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:21, реферат
Воспитание и его целостное осмысление до эпохи Петра Великого — явление чрезвычайно сложное и своеобразное. Его зарождение восходит ко времени формирования древнерусской народности. Исторически и генетически оно связано с характером воспитания у древних славян, обитавших на периферии античного мира.
Этапы развития воспитания в этот период можно обозначить двумя основными периодами: киевским (X-XIII вв.) и московским (XIV-XVII вв.), разделенными нашествием Батыя. С продвижением населения Киевской Руси из Поднепровья на север и северо-восток до берегов Ледовитого океана, с освоением Московской Русью бассейна Волги и района Урала, а в XVI-XVII вв. — и всей территории Сибири до берегов Тихого океана, традиции древнерусского воспитания, обогащаясь в общении с десятками различных народов и культур, распространились на огромных просторах Евразии, получивших впоследствии название — Россия.
Воспитание и его целостное
осмысление до эпохи Петра
Великого — явление
Этапы развития воспитания в этот период можно обозначить двумя основными периодами: киевским (X-XIII вв.) и московским (XIV-XVII вв.), разделенными нашествием Батыя. С продвижением населения Киевской Руси из Поднепровья на север и северо-восток до берегов Ледовитого океана, с освоением Московской Русью бассейна Волги и района Урала, а в XVI-XVII вв. — и всей территории Сибири до берегов Тихого океана, традиции древнерусского воспитания, обогащаясь в общении с десятками различных народов и культур, распространились на огромных просторах Евразии, получивших впоследствии название — Россия.
Особенности древнерусского образования на протяжении семи веков истории русской культуры отражают сложный и противоречивый, полный взлетов и падений процесс всей отечественной истории, события которой разворачивались не так, как в Западной Европе: почти на полутысячелетие позднее большинства народов Европы Русь приняла христианство — в 988 г.; к этому времени «росьский народ» имел свою достаточно развитую языческую культуру, получившую яркое отражение в фольклоре, мифологии, обрядах, праздниках, многочисленных и разнообразных традициях воспитания детей. Эта основа была необычайно крепка и жизненна. На Руси, в значительной степени под влиянием князя Владимира, был сделан выбор в пользу восточной христианской церкви: православная вера была принята от Византийской империи. Сельское население стало называться крестьянами, т. е. христианами, чего не было ни в одной стране западного средневековья.
Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. Не случайно в том же 988 г. открывалась в Киеве первая школа «учения книжного». Византийское влияние способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств, оно дало стимул к зарождению и развитию русской религиозно-педагогической мысли. Древняя Русь познакомилась благодаря этому с эллинистической, греко-римской, уходящей своими корнями в античность и древний Восток книжной культурой.
Счастливым для древнерусского образования обстоятельством явилось то, что приобщение Руси к мировой цивилизации шло во время расцвета Византии — в X-XI вв. Славянская языческая культура соединилась со зрелым восточным христианством и породило древнерусское православие и его концепцию воспитания человека.
Народ Древней Руси, прежде всего его образованная часть, находился в живейших культурных связях с южными и западными славянами. Эта линия культурных связей вводила его и в западноевропейский мир представлений о назначении школы и образования. Правда, эта связь была довольно опосредованной, а в последующих столетиях, с отходом древнерусских центров культуры на северо-восток, временами практически прерывалась.
Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а славянский. Казалось бы, создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки (863), перевод основных богослужебных книг и учебной литературы на понятный всем славянам язык было благом, широко открывшим двери школ для всего населения, способствовало сохранению самобытности древнерусской школы, но в то же время это затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам, что не могло не сказаться на интеллектуальном развитии общества. Со времени золотоордынского ига наблюдается резкий спад работы по переводу греко-византийской учебной литературы на славянский язык, а если переводы и осуществлялись, то предпочтение отдавалось религиозным источникам в ущерб грамматике, риторике, философии и другим школьным дисциплинам, традиционным для средневековой Европы.
Жак-Далькроз
Жак-Далькроз (Jaques-Dalcroze) Эмиль (наст. фам. Жак) (6.7.1865, Вена, - 1.7.1950, Женева), швейц. педагог, композитор, обществ, деятель. Учился в ун-те и одновременно в консерватории в Женеве, совершенствовался у выдающихся композиторов А. Брукнера в Вене (1886) и Л. Делиба в Париже (1888). Занимался психологией у Э. Клапареда. Преподавал гармонию и сольфеджио в Женевской консерватории (1892-1910). В 1911-14 вёл курс рит-мич. воспитания в Школе музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), с 1915- в созданном им Ин-те в Женеве (носит его имя).
В основе пед, учения Ж.-Д. - идеал гармонически развитого человека. Ж.-Д. поставил целью найти средства воспитания, способные обеспечить равновесие и согласие между физич. и духовной деятельностью людей. Гл. роль в этом отводил овладению ритмом, к-рый понимал как организующее начало любой деятельности, иск-ва, всей жизни природы и человека. По убеждению Ж.-Д., чувство ритма можно постигнуть только через иск-во (музыку, танец). Исследовал влияние муз. ритма на формирование психики. Выдвинул идею всеобщего ритмич. воспитания, к-рое приблизит человека к иск-ву, одухотворит и упорядочит его внутр. жизнь, откроет новые возможности для самовыражения. Предложил систему упражнений для детей (ок. 1905), построенную на взаимосвязи музыки, муз. впечатления и движений тела. Движение служило осн. средством передачи муз. динамики, эмоционального и образного содержания произведения. Параллельно с развитием пластики такие тренировки способствовали тонкому эсте-тич. восприятию, выработке определённых черт характера: внимания, воли, воображения, находчивости, решительности. Давая ученику физич. ощущение ритма и умение его воспроизводить с помощью мускулов, система Ж.-Д. содействовала развитию абс. слуха, способности к муз. и пластич. импровизации. Чтобы доставить ученику чувство радости и непринужденности, занятия должны были проходить в форме увлекательной ритмич. игры. Совершенствуя тело и раскрепостив дух с помощью ритмич. воспитания, в каждом ребенке, по мысли Ж.-Д., можно открыть разл. творческие способности.
Свою методику Ж.-Д. продемонстрировал в шк. постановках в Хеллерау разнообразных муз. произведений - от фуг И. С. Баха до "Орфея и Эвридики" К. Глюка. Благодаря большому успеху этих спектаклей пед. идеи Ж.-Д получили распространение, школы и ин ты, подобные созданным Ж.-Д., были открыты в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и др. В 1912 Ж -Д. посетил Россию, где его пед систему Haчал пропагандировать С. М. Волконский на Курсах ритмич. гимнастики Жака-Далькроза в Петербурге. Она была вве дена во вспомогат. школе при Психонев рологич. ин-те в Петербурге (1912) и в пек рых уч. заведениях для глухонемых и слепых детей. В 1920-х гг. в Москве и Петрог~раде существовали Ин-ты ритма по методу Ж.-Д. В сер. 50 х гг. метод Ж. Д. нашел применение в нек рых ба летных школах Зап. Европы и СССР.
Фребель, Фpeбел (Frobel, Фридрих Вильгельм Август (21 4 1782, Обервейсбах, Тюрингия, - 21 6 1852, Мариенталь, там же), нем педагог теоретик дошк воспитания Учился в Иенском и Берлинском ун-тах, но из-за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав неск профессий Встреча с последователем И Г Песта-лоцци - директором образцовой школы г. Франкфурт-на-Майне Г А Грунером определила интерес Ф к педагогике В 1805-07 преподавал в этой школе естеств науки В 1807-10 работал в Ивердонском ин-те Песталоцци, под влиянием к-рого утвердился в решении посвятить себя пед деятельности, завершив предварительно высш образование В 1811-13 учился в Геттингенском и Берлинском ун-тах, где его мировоззрение складывалось под влиянием нем классич философии (Ф Шеллинг, И Г Фихте, Г В Гегель)
В 1816 в Тюрингии в дер Грисгейм Ф открыл свое первое воспитат учреждение "Универсальный германский воспитат ин-т" (через год - в соседней дер Кайльгау) Следуя пед принципам Песталоцци, Ф в своем ин-те занимался с детьми физич упражнениями, приучал их к с -х труду, в обучении использовал наглядность
В основу теоретич разработки своей воспитат системы Ф были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с постулатами нем философии В 1817 опубликовал свой первый лит труд - "К нашему нем народу" С 1820 ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитат учреждения В 1826 издал кн "Воспитание человека" - гл труд, в к-ром систематически изложил свои пед воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах
В 1828 Ф был обвинен в распространении вредных идей И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из ин-та, к рый в 1829 пришлось закрыть Ф пытался открывать воспитат учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление
В 1833 Бернское пр-во предложило Ф возглавить сиротский приют в Бургдор-фе, основанный Песталоцци, в к-ром обучались дети разного возраста, в т ч дошкольники Проводя с ними эксперим работу, Ф определял содержание и методы воспитания детей дошк возраста В 1837 Ф вернулся в Тюрингию и основал в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение, к-рому в 1840 дал назв "дет сад"
Для пропаганды своей пед теории и методики Ф в 1838-40 издавал газ "Воскресный листок" под девизом "Будем жить для наших детей" В 1843 опубликовал "Материнские и ласкательные песни" ("Mutter- und Koselleder"), в 1844 под его редакцией вышли "Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в дет саду в Бланкенбурге", в 1851 выпустил "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни" Из всех этих изданий после смерти Ф его последователями была составлена кн "Педагогика дет сада" (в России переведена в 1913 H Соколовым под назв "Дет сад")
"Дет сад" в Бланкенбурге просуществовал 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств Но Ф продолжал работу и осуществил подготовку "дет садовниц" - воспитательниц В конце жизни ему удалось открыть еще один дет сад в Мариентале, но в 1851 по приказу властей все дет сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистич системы Ф, имеющей целью вести юношество к атеизму
Ф, отстаивая
принцип доступности
Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей Разработанный Ф уч план включал все осн области обществ и культурной жизни того времени "иск-во", "естествознание", обучение "способам использования природных ресурсов", а также "простой и более сложной переработке" получаемого при этом сырья, "знание о природных веществах и силах", "естественная история и история человечества и отд стран", "математика" и "языки" Эту обширную образоват программу Ф стремился претворить в жизнь в своих школах
Пед взгляды Ф были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим пед процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Ф, включая и дошк воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога
Ф рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в к-ром учитель, руководствуясь пед принципами, воздействует на развитие личности гл обр с помощью множества разл видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно "давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким"
Понимание Ф значения деятельности для формирования личности привело его к выводу виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания Ф показал множество форм их взаимодействия, привлек внимание к необходимости их взаимодействия в пед процессе
Игру Ф характеризовал
как "высш ступень дет развития"
Он разработал теорию игры, собрал и
методически прокомментировал подвижные
игры Ф вел многообразные
Стремясь ознакомить ребенка с окружающей жизнью, Ф, тем не менее, в значит степени ограничил его кругозор, свободное творчество рамками своей системы, дидактич материалами, мало связанными с живой действительностью Это было одной из гл причин критики системы Ф в разных странах
Ф впервые в истории дошк педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практич пособиями систему обществ дошк воспитания Своими трудами Ф способствовал выделению дошк педагогики в самостоят область знания
Система Ф получила широкое распространение в др странах, в т ч в России, где с 70-х гг 19 в создавались Фребелев-ские общества
Орф (Orff) Карл (10.7.1895, Мюнхен, - 29.3.1982, там же), нем. композитор, педагог, драматург, реформатор системы дет. муз. воспитания (ФРГ). Чл. Баварской академии иск- в (1950), академии "Санта-Чечилля" (Рим, 1957) и др. Пед. эксперименты О. начал в 1924, основав совместно с хореографом Д. Гюнтер школу гимнастики, музыки и танца для подготовки руководителей муз.-двигат. воспитания - Гюнтершуле (Gunterschule). В процессе работы, используя метод ритмич. гимнастики Э. Жак-Далекроза и новые тенденции в иск-ве танца (Р. фон Лабан, М. Вигман и др.), О. создал свою систему ритмико-муз. воспитания, построенную на идее взаимного проникновения и дополнения музыки и движения.