Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:35, контрольная работа
Самым обширным и могучим из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет до н.э. на берегу реки Эврот, в центре плодородной пелопоннесской области Лаконики, окруженной со всех сторон горами.
1. Спарта – могучий греческий город – государство.
2. Воспитание в Спарте.
2.1. История спартанского образования
2.2 Государственное образование в Спарте
2.3 Довоинское обучение в Спарте
2.5 Образование девочек
Список использованной литературы.
Судя но всему, эти праздники проходили обыкновенно на очень высоком художественном уровне. Как ни плохо сохранились фрагменты Алкманова Парфения, они все же великолепно передают атмосферу юности, резвости, даже игривости.
Однако за ранним весенним расцветом пришло бесплодное лето. Историки почти единодушно отмечают ок. 550 года резкую остановку в доселе равномерном развитии Спарты. Все начинается с политической и социальной революции, в ходе которой аристократия, под руководством эфора Хилона, подавляет возмущение народных масс, вызванное второй Мессенской войной, и закрепляет свою победу соответствующими установлениями. Тогда и начинается расхождение между Спартой и прочими греческими городами, которые не только не стремятся вернуться к аристократическому правлению, но все направляются к более или менее выраженной форме демократии, причем тирания является в это время решающим этапом перехода к ней.
Спарта умышленно
Все это сопровождается последовательным обеднением культуры. Спарта отказывается от искусств и даже от спорта - занятия слишком непрактичного, слишком благоприятствующего развитию сильных личностей. Спартанцы перестают побеждать на Олимпийских играх. Спарта становится чисто военным государством: город находится в руках замкнутой касты военных, живущих в постоянной боевой готовности и крепко держащих тройную оборону - национальную, политическую и социальную.
Именно эта новая ситуация породила традиционное спартанское образование, обычно приписываемое Ликургу. На самом деле впервые встречаются характерные методы и обстановка лишь в IV веке, у Ксенофонта ш. Уже тогда в той среде, где вращался Ксенофонт, среде «старых спартанцев» [6;23], группировавшихся вокруг Агесилая, царит консерватизм, преувеличенный в силу реакции против свободы нравов, которая последовала, как за всякой победой, за торжеством Спарты над Афинами в 404 году после чудовищного напряжения Пелопоннесской войны. «Старые спартанцы» противопоставляют себя веяниям нового духа, воплощаемого, к примеру, Лисандром, во имя древней традиционной дисциплины, которая именно с этих пор связывается с именем Ликурга.
Эта тенденция еще усилится в упадочной Спарте IV века, в полностью ослабленной Спарте эллинистической эпохи, в жалкой муниципальной Спарте времен Римской Империи.
2.2 Государственное образование в Спарте.
В своей классической форме Спартанское образование имело совершенно определенную цель: «выучку» гоплита (именно тяжелая пехота создала военное превосходство Спарты, которая будет побеждена лишь в результате тактических нововведений афинянина Ификрата и великих фиванских полководцев IV века, продвинувших вперед военное дело). Организованное исключительно в интересах государства, это образование целиком находится в его руках. Быть образованным как положено, было необходимым, если и не достаточным условием пользования гражданскими правами.
Педантичный закон озабочен ребенком еще до его рождения: в Спарте ведется настоящая евгеническая политика. Сразу по рождении ребенок должен предстать на Лесхе перед комиссией старейшин: будущего гражданина принимали только если он был красив, хорошо сложен и силен; хилых и увечных сбрасывали в пропасть Апотеты.
Пока ребенку не исполнится семь лет, государство доверяет свои полномочия семье: по представлениям греков, воспитание еще не началось - до семи лет речь идет только о «вскармливании» [2;41], спартанские женщины искони были в нем искусны. Лаконские кормилицы пользовались на рынке наибольшим спросом и особенно ценились в Афинах.
По достижении семи лет маленький спартанец переходил непосредственно в ведение государства - отныне он принадлежит ему беспредельно до самой смерти. Образование в собственном смысле слова продолжалось с семи до двадцати лет. За него непосредственно отвечало специальное должностное лицо, настоящий комиссар народного образования. Ребенка принимают в юношескую организацию, чья иерархия представляет некоторые аналогии со скаутизмом, а еще более - с юношескими движениями тоталитарных государств фашистского типа. Сложная и живописная лексика, служившая для обозначения годичных классов, привлекала внимание эрудитов как в древности, так и в новое время.
В двадцать или двадцать один год молодой человек, завершив свое образование, но еще не вполне удовлетворяя требованиям неумолимого тоталитарного государства, входил в формирования взрослых мужчин, прежде всего «игроков в мяч» [7;54].
Аналогию со скаутизмом можно продолжить: спартанские дети распределялись по единицам, аналогичным «стаям» или «отрядам». Во главе их стояли также взрослые юноши, двадцатилетние старшие из иренов. Эти отряды подразделялись на малые группы, аналогичные «шестеркам» или «патрулям», руководимые самым бойким из ее членов, получавшим завидное звание «начальник патруля» [8;310].
Итак, государственное образование - коллективное, оно изымает ребенка из семьи, чтобы поместить его в сообщество сверстников. Впрочем, переход происходит постепенно: первые четыре года «волчата» собирались только для игр и упражнений. Лишь с двенадцати лет юноша подчинялся более суровой дисциплине и оставлял отчий дом для интерната, вернее, казармы, которую уже не мог покинуть, даже женившись, до тридцати лет.
2.3 Довоинское обучение в Спарте.
Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего - интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого» [2;43],- пишет около 400 года, сразу после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.
Cпартанцы не были полностью неграмотны, Плутарх заверяет, что в отношении чтения и письма они обучались по крайней мере «необходимому» [5;117]. Что-то от утонченности ума, присущей Алкману, сохранилось в практике «лаконизма» - речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; а от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактической направленностью.
Разумеется, менее чем когда-либо речь идет о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Технический уровень музыкального образования, судя по всему, сильно снизился по сравнению с блеском архаической эпохи. И речи не могло быть о следовании по изысканным путям «современной музыки»: рассказывали, будто эфоры приговорили к смерти Фриния (или Тимофея Милетского) за то, что тот добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в употреблении была только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров (известно, что в античности флейта играла роль нашей трубы и барабана, задавая ритм общему движению): «Величественно и жутко, - говорит Плутарх , - было зрелище спартанской армии, идущей в атаку под звуки флейты» [5;119].
Поскольку все усилия были
направлены на военную подготовку,
очевидно, что физическое воспитание
стояло на первом месте. Но занятия
спортом, как и охотой, уже не связываются
с изысканным образом жизни, а
строго подчинены развитию физической
силы. Вероятно, к гимнастике в собственном
смысле слова очень рано присоединялась
непосредственно военная
2.5 Образование девочек.
Все это касается образования
мальчиков. Образование девочек
также было строго регламентировано,
и музыка, танцы и пение отошли
в нем отныне на второй план, теснимые
гимнастикой и спортом. Архаическое
изящество сменяется грубо
Список использованной литературы.
1. Аристотель. Афинская полития. Перевод С.И. Радцига. - М.: Высшая школа, 1937. - 390 с.
2. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция). - М.: Просвещение, 1998. - 410 с.
3. Сергеев В.С. История Древней Греции. - М.: Высшая школа, 1948. - 270 с.
4. Хрестоматия по истории Древней Греции. - М.: Просвещение, 1964. - 196 с.
5. Плутарх. Застольные беседы. Перевод М. Ботвинника.-Л.: Мысль, 1990.- 420 с.
6. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Высшая школа, 1996. - 319 с.
7. Поль Гиро. Быт и нравы древних греков. - Смоленск, 2000. - 420 с.
8. Трухина Н.Н., Смышляев А.Л. Хрестоматия по истории Древней Греции. - М.: Знание, 2000. - 520 с.
9. Путешествие в Спарту. - М.: Просвещение, 1999. - 370 с.
10. куманецкий К. История культуры Древней Греции. - М.: Высшая школа, 1990. - 310 с.
11. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М.: Просвещение, 1971. - 525 с.
12. Дьяков В.Н., Ковалев С.И. История древнего мира. - М.: Высшая школа, 1961. - 311 с.
13. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: Мысль, 1986. - 270 с.
14. Полное собрание сочинений Ксенофонта в переводе Янчевецкого. Ч.1-5. - М.: Просвещение, 1887. - 408 с.
15. Ранов А. Древнейшие страницы истории человечества. - М.: Просвещение, 1988. - 387 с.