Воспитание молодежи в Афинах и Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Самым обширным и могучим из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет до н.э. на берегу реки Эврот, в центре плодородной пелопоннесской области Лаконики, окруженной со всех сторон горами.

Содержание

1. Спарта – могучий греческий город – государство.
2. Воспитание в Спарте.
2.1. История спартанского образования
2.2 Государственное образование в Спарте
2.3 Довоинское обучение в Спарте
2.5 Образование девочек
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

кр.р. по истории.docx

— 38.88 Кб (Скачать)

Содержание

1. Спарта – могучий  греческий город – государство.

2. Воспитание в Спарте.

2.1. История спартанского  образования

2.2 Государственное образование  в Спарте

2.3 Довоинское обучение в Спарте

2.5 Образование девочек 

Список использованной литературы.

 

 

Стр. 3-4.

 

Стр. 4-10.

Стр. 11-12.

Стр. 12-13.

Стр.13.

Стр. 14.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Спарта –  могучий греческий город –  государство.

Самым обширным и могучим  из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной  Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных  городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного  века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет  до н.э. на берегу реки Эврот, в центре плодородной пелопоннесской области Лаконики, окруженной со всех сторон горами.

Во времена Троянской  войны в тех краях была другая, ахейская Спарта, но она каким-то образом  погибла, и о ней напоминала лишь гробница прекрасной Елены и Менелая в окрестностях дорийского города.

Со временем земли, пригодной  для обработки, стало не хватать, чтобы прокормить быстро растущее население. Тогда спартанцы начали завоевывать  соседние земли. Сначала они захватили  всю Лаконику, а затем находившуюся рядом с ней богатую и плодородную область Мессению. Большую часть населения Лаконики и Мессении спартанцы сделали своими рабами. Эти рабы назывались илоты. Они отдавали своим господам в качестве дани половину урожая. Жителей окраинных лаконских и мессенских городов, периэков («периэки» по-гречески «живущие вокруг»), спартанцы оставили свободными: в их лице они хотели иметь опору против илотов. Периэки поставляли спартанцам вспомогательные военные отряды в тяжелом вооружении, имели общее со спартанцами имя лакедемоняне, но не считались членами спартанского государства.

Илотов было, но много раз больше, чем спартанцев, и они не раз восставали, чтобы вернуть утраченную свободу. Для сохранения власти над илотами спартанцам пришлось превратить свой город в военный лагерь, а своих граждан в профессиональных воинов.

Древнее предание приписывает  преобразование Спарты на военный лад  легендарному мудрецу, царскому родственнику, Ликургу. Новое государство стали  называть «Ликурговой Спартой» или «общиной равных».

Все спартанские семьи  получили равные земельные наделы на завоеванной земле, все спартанцы  носили одинаковую одежду, жили в одинаковых простых домах, получали одинаковое воспитание и образование, вели одинаковый суровый и простой образ жизни.

Всякий труд был спартанцу  воспрещен: его кормили и снабжали всем необходимым илоты. Освободившееся время спартанцы посвящали обучению военному делу и гимнастическим упражнениям. С детства они готовились переносить тяготы и лишения, командовать и  повиноваться, сражаться и побеждать.

Спартанская армия, состоявшая из закаленных, хорошо подготовленных и обученных воинов, не знала себе равных.

В VI в. до н.э. почти все  города Пелопоннеса признали военное  превосходство спартанцев. Спарта навязала им неравноправный союз, получивший название Пелопоннесского. Спартанцы играли в нем главную роль. Они командовали объединенными военными силами пелопоннесских городов. Союзники обязаны были поддерживать спартанцев во всех войнах и, прежде всего, - помогать подавлять восстания илотов.

Спартанцы стремились не допускать  у себя никаких перемен, чтобы  сохранить ликурговы порядки и удержать власть над илотами. Однако это оказалось им не под силу.

Расцвет «Ликурговой Спарты» приходится на VI-V вв. до н. э. Затем начинается кризис и разложение ликурговых порядков. В середине IV в. до н. э. Спарта терпит военные поражения, теряет Мессению и утрачивает значение великого и могучего государства.

2.Воспитание в  Спарте.

2.1 История спартанского  образования.

Спарта, непревзойденный  источник сведений об архаике, естественно  составляет следующий этап нашей  истории. На этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское рыцарское образование, не прерываясь, начинает постепенно изменяться. Напротив, для нее делом чести  будет оставаться городом полуграмотных. Хотя ее мелочное законодательство регламентирует практически все стороны жизни, включая супружеские отношения, орфография замечательное исключение! никогда не будет там унифицирована.

Спарта, наряду с Критом также консервативным, аристократическим и воинственным государством, занимает особое место в истории греческого образования и культуры в целом: она позволяет нам представить архаический этап античной культуры, ее преждевременный расцвет в эпоху, о которой Афины, к примеру, ничего не могут нам сообщить, поскольку никакой роли еще не играли.

С VIII века искусство уже  процветало в Лакедемоне, VІІ век - век величия Спарты, а высшая точка приходится примерно на 600 год.

Это так, потому что это  преждевременное развитие было резко  остановлено: Спарта, некогда возглавлявшая  прогресс, окажется в противоположной роли теперь это Государство консервативное по преимуществу, упрямо придерживающееся древних обычаев, от которых все остальные уже отказались. Для всей Греции она становится краем парадоксов, легко возбуждая возмущение, а у теоретиков утопистов страстное восхищение.

В самом деле, оригинальность спартанских (и критских) обычаев  и государственного устройства, так  охотно подчеркиваемая античными источниками, объясняется, скорее всего, попросту тем, что эти государства сохраняли  в классическую эпоху повсюду  исчезнувшие черты архаической культуры, а вовсе не особым гением народов дорийской «расы», как предполагает расистская теория К. О. Мюллера, уже более века чрезвычайно популярная в Германии.

Ксенофонт и Платон относятся к IV веку, причем их свидетельства менее внятны, чем сведения Плутарха и надписей, большая часть которых датируется I и II веками н. э. К тому же Спарта не была просто консервативна, она была реакционна: стремясь с IV века противостоять естественному развитию, идти против течения, восстановить «традиционные нравы Ликурга», она, в постоянном усилии возвращения и реставрации, прибегает к множеству произвольных восстановлений, к ложным псевдоархеологическим возобновлениям.

Несомненно, Спарта VIII-VI веков - прежде всего воинственное государство. Военная мощь позволила ей завоевать  и удержать гегемонию, которая, будучи удвоена присоединением Мессении (735- 716), делала из нее одно из самых обширных государств Греции. Благодаря этой мощи Спарта пользовалась влиянием, которого никто до победы афинян в Персидских войнах не мог всерьез у нее оспаривать. Преобладание воинского идеала в ее культуре засвидетельствовано воинственными элегиями Тиртея, которым служат иллюстрацией прекрасные изобразительные памятники того же времени, также прославляющие воина-героя.

Поэтому позволительно предположить, что в эту архаическую эпоху  воспитание юного спартанца уже, или, вернее, по-прежнему, было прежде всего воинским воспитанием, то есть прямым и опосредованным обучением военному делу.

Важно, однако, отметить изменения  по сравнению с гомеровским средневековьем, затронувшим как техническую, так  и этическую сторону образования: из рыцарского оно стало солдатским, его атмосфера «политическая», а не сеньориальная.

В основе этой метаморфозы  лежит переворот технического порядка: исход сражения зависит теперь не от поединков между отдельными бойцами, сошедшими с колесниц, а от столкновения двух линий пехоты, идущей сомкнутым  строем. Отныне решающая роль в сражении принадлежит тяжеловооруженным  пешим бойцам-гоплитам.

Эта тактическая революция  имела, как отметил с редкостной проницательностью Аристотель, далеко идущие моральные и социальные последствия: на смену глубоко личному идеалу гомеровского рыцаря, царского дружинника, приходит отныне коллективный идеал  полиса, преданности государству [1;79]. Последнее становится в отличие от предшествовавшей эпохи основным жизненным фоном, на котором развивается и осуществляется всякая духовная деятельность. Это идеал тоталитарный: полис все для своих граждан, именно государство делает их людьми. Это рождает глубокое чувство солидарности, объединяющее всех граждан одного города, пылкую преданность каждого благу общей родины, готовность смертных пожертвовать жизнью для его бессмертия.

Перед нами - настоящий нравственный переворот. Обнаруживается новое понимание добродетели, духовного совершенства. Тиртей вполне сознательно противопоставляет новый идеал прежнему:

Я не считаю достойным ни памяти доброй, ни чести

Мужа за ног быстроту или за силу в борьбе.

Если б он даже был ранен  Киклопам и ростом и силой,

Если фракийский Борей  в беге им был превзойден,

Если б он даже лицом  был прелестней красавца Тифона

Или богатством своим Мида с Киниром затмил,

Если б он был величавей  Танталова сына Пелопа,

Или Адрастов язык сладкоречивый имел,

Если б он славу любую  стяжал, кроме воинской славы.

Эта лишь доблесть и этот лишь подвиг

для юного мужа

Лучше, прекраснее всех смертными  чтимых наград.

Общее благо согражданам  всем и отчизне любимой 

Муж приносит, когда между  передних бойцов

Крепости полный, стоит, забывая

о бегстве постыдном [2;37].

Легко заметить, как решительно новый идеал подчиняет личность политической общности. Как удачно сформулировал В. Йегер, целью спартанского воспитания будет отныне не выделить героев, а сделать героями все население города. Героями, то есть солдатами, готовыми отдать жизнь за отечество [3;210].

Однако было бы значительным упрощением предполагать, что это  образование уже тогда сводилось  исключительно к военной подготовке. Благодаря своим рыцарским истокам  оно было разнообразнее и богаче: прежде всего оно сохранило вкус и привычку к конному спорту и  атлетике.

Летопись Олимпийских  игр достаточно хорошо известна, так  что можно оценить успех, закрепившийся  за спартанцами в международных  соревнованиях. Первая известная спартанская  победа отмечена на XV Олимпиаде (720 г.); с 720 по 576 год из восьмидесяти одного известных олимпийских победителей сорок шестьспартанцы. В наиболее престижном состязании  беге на стадий  из тридцати шести известных победителей двадцать один спартанец. Этот успех объясняется не только физической крепостью спортсменов, но и великолепными методами их тренировки. Фукидид сообщает, что спартанцам приписывались два нововведения, отличавшие греческую технику спорта: полная нагота атлета (в противоположность узким трусам, унаследованным от минойцев) и применение масла для растирания [4; 132].

Спорт не был привилегией  мужчин: женская атлетика, о которой  с таким удовольствием распространяется Плутарх засвидетельствована, начиная  с VI века, прелестными бронзовыми статуэтками, которые изображают девушек-бегуний, приподнимающих одной рукой подол  своей (и без того короткой) спортивной туники [5; 97].

Но спартанская культура не исчерпывалась культурой физической. В ней, как и в гомеровском  образовании, духовная стихия представлена в основном музыкой. Эта последняя, будучи средоточием культуры, обеспечивает связь различных ее сторон: через  танец она смыкается с гимнастикой, а через пение поддерживает поэзию единственный вид архаической литературы.

Плутарх, излагая начальную  историю греческой музыки сообщает, что Спарта в VII и в начале VI веков была настоящей музыкальной столицей Греции [5;39]. Именно в Спарте процветали две первых в этой истории школы: одна  школа Терпандра, для которой характерно вокальное или инструментальное соло, занимает две первые трети VII века; другая «катастаза» (конец VII -- начало VI века), в основном приверженная хоровой лирике, гордилась Фалетом Гортинским, Ксенодамом Киферским, Ксенокритом Локрийским, Полимнестом Колофонским, Сакладом Аргосским. Но это лишь имена, о которых известно одно: что некогда они были славными. Лучше известны поэты (лирики, то есть столь же музыканты, сколь и поэты), такие как Тиртей или Алкман, от которых дошли документы, позволяющие оценить их талант, скажем больше  их гений.

Иноземное происхождение  большинства этих крупных художников (кажется маловероятным, чтобы Тиртей в самом деле был афинянин, но Алкман, судя по всему, действительно пришел из Сард) свидетельствуют не столько о творческом бессилии Спарты, сколько о ее притягательности (как судьба Генделя и Глюка свидетельствует о притягательности в их время Лондона и Парижа). Если творцы и виртуозы отовсюду стекались в Спарту, значит, были уверены, что найдут настоящую публику и возможность прославиться. И здесь ощутима новая роль полиса: художественная (как и спортивная) жизнь Спарты воплощается в коллективных действах, установленных государством больших религиозных праздниках.

Какое великолепие - календарь архаической Спарты! Жертвоприношения богам - покровителям города служили предлогом для торжественных процессий где двигались под звуки песней девушки на колесницах и юноши верхом, равно как и для всяких состязаний, спортивных и музыкальных. Например, у алтаря Артемиды-Орфии мальчики 10-12 лет участвовали в двух музыкальных состязаниях и игре «в охоту» на дорийском национальном празднике Карнеи, кроме пиров, устраивался еще бег наперегонки; на Гимнопедиях, установленных Фалетом, выступали два хора - юношей и женатых мужчин. Некоторые обычаи изумляют, например, танцы в честь Артемиды, где танцоры надевали жуткие маски старух, страшные маски, по стилю напоминающие отчасти искусство маори.

Информация о работе Воспитание молодежи в Афинах и Спарте