Автор: t*******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 11:37, реферат
Крымское ханство, образовавшееся в середине XV в. как одно из наиболее значительных государственных объединений, возникших на развалинах Золотой Орды, вызывало особый интерес европейских держав, с пристальным вниманием следивших за его внешней и внутренней политикой. В Крыму неоднократно бывали иностранные дипломаты, путешественники, купцы, да и вообще люди разного рода и звания, по тем или иным причинам посещавшие эти земли.
Одежда в походе у них непритязательна: «...Только знатные носят кольчуги, остальные отправляются на войну в овчинных тулупах и меховых шапках, которые зимою носят шерстью вниз, а летом и во время дождя шерстью наружу. В еде татары неприхотливы. Питаются хлебом, кониной, однако татарин решается зарезать только больную лошадь, либо когда она падает сама, что бывает очень часто. Но самая обыкновенная их пища состоит из простой ячменной и гречневой каши. Они отличаются на войне умением переносить жажду, голод, труд, бессонницу, жару, холод и вообще все лишения и невзгоды климата».
Легкая нажива на войне не способствовала развитию производительных сил в государстве, тормозила его экономику. «Ничего мы не желаем, как токмо войны. Сия есть наш прямой элемент и источник всего нашего богатства. Но как скоро мир высушивает сей источник... мы паки становимся бедны»,— так цинично определял направленность политики Крыма один из его ханов. Грабительские походы крымских татар наносили огромный урон населению русских, украинских, польских земель, а также народам Северного Кавказа. Русское государство несло огромные потери от набегов крымских татар. Только за первую половину XVII в. татарские отряды увели в плен до 200 тыс. русских людей. Помимо методов военных — набегов, войн правители Крыма часто прибегали к сбору дани с близлежащих территорий в форме больших и малых «поминков». Ю. Крыжанич сообщал: «Платят жалование ильти подарки: немецкий царь, ляшский король, Седмиградски Вугры, Влахи, Моровлахи и, полагаю, горски черкасы.
Постоянные набеги на соседние земли давали огромные прибыли не только ханству, но и стоявшей за его спиной Османской империи, которая проводила с помощью татар политику, направленную на сохранение относительного равновесия сил в Восточной Европе, выгодного Порте, т.е. на недопущение усиления ближайших ее соседей. Поэтому вполне обоснованной можно считать характеристику тяжелого положения славянских народов, данную К. Марксом в «Тайной дипломатии XVIII в.», более раннему периоду татарского господства: «Татары установили режим систематического террора: разорение и массовые убийства стали обычным явлением». Эти слова как нельзя более совпадали с положением дел у крымских соседей и в эпоху ханства.
Итак, записки путешественников и дипломатов позволяют сделать следующие выводы: 1. Очевидцы подчеркивают, что военное дело у крымских татар было основным видом деятельности, ведшим к обогащению аристократии. 2. Авторы записок дали лишь общую характеристику военным силам крымских татар, поэтому большинство документов подобного рода носят поверхностный характер: а) в изучаемых источниках отсутствуют или фрагментарны материалы, позволяющие выяснить особенности военного воспитания и обучения, военной подготовки в мирное время; б) мало сведений об изготовлении оружия, о военных поставках во время походов; в) недостаточно сведений о характере ведения боя, о военной тактике в сражениях в составе регулярной турецкой армии, либо в боях, где татары выступали как союзническая сила; г) мало сведений о содержании крепостей, крепостном строительстве; д) отсутствуют данные о начале применения татарами огнестрельного оружия.
Для
всестороннего освещения
2 Военный потенциал
Ногайской орды
в 16 веке
Ногайская
Орда - средневековое кочевое
Предыстория будущей Ногайской Орды тесно связывается с переводом по воле Тохтамыш-хана в 1380-х годах большого количества кочевых татар бывшего Ногайского улуса (из Причерноморья и Крыма) на земли между Волгой и Уралом.
Орда во главе с Кара-беком вышла из Турок(Крыма), перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром в дальпнейшем перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат).
Организаторами будущей Ногайской Орды выступили мангытские племена, расположенные в Хорезме. Они в прошлом были союзниками Аксак-Тимура во время его похода на Золотую Орду. Мангыты были одним из крупных и сильных племен среди татар. Основная масса их находилась в подчинении Идегея, который во время отхода Аксак-Тимура из Восточной Европы своих подчиненных привел в Хорезм. Здесь они после смерти Идегея в 1420 г. попали в зависимость от кочевых узбекских ханов. Лидером мангытов после Идегея стал его внук - Ваккас-бей, у узбеков он занимал должность беклербека и участвовал во всех военных походах узбекского хана Абулхайра. Мангыты составляли правое крыло узбекской дружины.
Приемник Ваккаса Муса-бея стал вести борьбу с казахскими и узбекскими ханами за самостоятельность и добился при этом достаточно больших успехов. Столицей Мангытского Юрта при нем стал город Сарайчик.
В конце XV века Мангытский Юрт в русских источниках стал упоминаться как государство ногаев. Муса-бей, усиливаясь в эти годы, стал вмешиваться во внутренние дела Большой Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. Он возглавил в союзе с сибирским ханом Ибаком поход против Астраханского ханства. В 1496 году совместно с сибирским ханом Мамуком ногайские войска ходили походом на Казань.
Литовский князь Александр Казимирович, признавая силу ногаев, пытался склонить их в антимосковскую коалицию.
В дальнейшем Крым и Москва сумели привлечь на свою сторону Ногайскую Орду против Большой Орды со столицей Сараем.
Коалиционные силы Крыма, Москвы, Казани и ногайцев в 1502 г. разгромили Большую Орду в низовьях Волги, тем самым поставили на грань гибели Астраханское ханство, которое стало целиком зависимым от Ногайской Орды. Однако значение этого погрома не ограничивается лишь исчезновением Большой Орды, был выполнен первый пункт плана Москвы по уничтожению всех татарских независимых государств.
Падение Большой Орды служило временному усилению Ногайской Орды. Большинство населения разрушенного государства вошло в состав последнего. На севере границы
Ногайской Орды по левому берегу Волги расширились далеко на север, до бассейнов рек Камы и Белой.
В Ногайской Орде сложилась своя государственная система. Во главе Орды стоял бей. Вторым лицом после бея был нурадин. Должность нурадина означала охрану улусов от возможных нападений с правобережья Волги. Третьим лицом в Орде был кековат, который отвечал за безопасность восточных границ.
Сыновья бея назывались мурзами. После смерти бея его место занимал старший сын.
Имеется еще и должность тайбуги, возникновение которой, видимо, связано с шайбанидами.
Во времена войн в Ногайской Орде выдвигались в качестве руководителей отрядов должности батыров. Батырами становились люди, признанные в обществе за храбрость как умелые и смелые руководители.
При бее в Ногайской Орде существовали должности карачиев, своего рода министров, ответственных по определенным направлениям государственного механизма. При надобности они исполняли посольские обязанности, могли быть военными руководителями и т.д.
В Ногайской Орде в государственном отношении господствовал ислам. Ритуалы ислама выполняли сеиты, абызы, шаехы, суфии, государственным языком служил татарский литературный язык, который был менее засорен арабо-персидски заимствованиями. В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.
Московское
княжество в отношении
Земли, занимаемые теперешним Альметьевским районом Республики Татарстан, с конца XIV по XVII века являлись основными кочевьями татарских племен Ногайской Орды. Далее, первая Закамская засечная линия, построенная в 1652-1656 годах, больше половины земель оставляла вне пределов границ охраняемого региона. Поэтому история Ногайской Орды непосредственно имеет отношение к Альметьевскому региону в целом.
По мере все более быстрого ослабления Ногайской Орды Московское княжество, нарушая суверенитет татар, не церемонясь, стало строить крепости на его землях по Волге, например, крепость Уфа (1586 г.) на Белой, на Яике три городка и т.д.
На территории Большой Ногайской Орды в последней четверти XVI в. стали орудовать казаки, платное военное сословие Московского княжества. Чего тогда не могла регулярная военщина Московского государства, доводили до конца эти разбойники. Они нападали на кочевья татар, убивали, грабили, уводили в плен и продавали в рабство татар. Казаками была разгромлена в 1586 г. столица Большой Ногайской Орды Сарайчик. Конечно, без военной поддержки Москвы этим преступникам трудно было бы устраивать такие глубокие рейды внутрь Ногайской Орды. Эта политика для Московского государства была не новой. Накануне завоевания Казанского ханства даже в сравнительно мирные годы русские ушкуйники устраивали нападения на татарские селения Заказанья, чтоподтверждается сведениями татарских эпитафийных надписей XIV - XVI вв.
Далее, в XVII веке исполнителем коварных преступных заказов Москвы против татар Ногайской Орды и Крыма стала Калмыцкая Орда. За исполнение своих преступлений она получала от московского правительства оружие: пушки, порох, свинец, ружья и разные льготные поощрения.
Появление Калмыцкой Орды на юге Восточной Европы в 1630 году еще более усугубляло положение татар. Часть татар Ногайской Орды уже подчинялась казахскому хану, часть стала рабами калмыков. Часть татар Ногайской Орды, под руководством Казы-мирзы основали Малую Ногайскую Орду между Кабардой и Азовом. По-другому это государство называлась Казыев Ордой. Сюда позже перебралось много перебежчиков из Большой Ногайской Орды. Татары на новом месте получили определенную передышку.
Ногайские мирзы в начале XVII века стали заниматься восстановлением своей независимости. Они стали сближаться с Крымским ханством. Однако татары НогайскойОрды быстро разочаровались в своих новых союзниках. Крым не смог им предоставить кочевий для ведения традиционного хозяйства. Они должны были вернуться к донским степям. Здесь уже хозяйничали подданные Москвы - донские казаки, которые разбойничали здесь с середины XVI века. Начались стычки ногайских татар с казаками. Московский царь послал грамоту с угрозой татарам в защиту донских разбойников. Татары вынуждены были идти кочевать под Астрахань по требованию Москвы.
В 1634 году калмыки еще раз нанесли сильный удар по Ногайской Орде. Татары Большой Орды были вынуждены перебраться на правый берег Волги и там, преодолевая сопротивление донских казаков, пробились через Дон и объединились с Крымским ханством. После этого случая Москва натравила на Казыевский улус (Малую Ногайскую Орду) донских казаков с целью уничтожения татар до конца. Положение татар Малой Ногайской Орды на левой стороне Дона стало невыносимым. Однако осенью 1635 года часть из них сумела переправиться на крымскую сторону. Между тем на востоке калмыки целиком заняли левобережье Волги, вытеснив оттуда всех татар Большой Ногайской Орды.
В 1642 году часть улусов Большой Орды возвратилась под Астрахань под русское подчинение, часть улусов осталась в Крымском ханстве.
Астраханские
воеводы также проводили
Калмыки пытались подчинить своей власти и Малую Ногайскую Орду, но в 1644 году потерпели сильное поражение. Почуяв ослабление калмыцкой власти, многие улусы Большой Ногайской Орды перекочевали из-под Астрахани на Терек. Возникла возможность объединения двух Орд. Этого боялось московское правительство и требовало возвращения из-под Терека. Выполняя этот наказ, часть улусов возвратилась под Астрахань.
Во второй половине XVII века положение татар Большой Ногайской Орды только ухудшилось. Они становились данниками то калмыков, то крымцев.
В Крымском ханстве ногайские улусы проживали на Кубани, в Буджанской области и частично в степном Крыму. Они часто поднимали восстания против Крымского ханства, откочевали под власть кабардинцев, буджакские татары подстрекались извне выйти из подчинения Крыму.
Улусы
татар Большой и Малой
Сравнительно
многочисленная их группа осела на
берегах реки Кубань. Это была буферная
зона между владениями Турции, Крыма,
Кабарды и России. Татары, проживающие
на Кубани с 1730-х годов, как административно-
Информация о работе Война и военное дело у крымских татар XVI