Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:11, реферат
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда
занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных
задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в
понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически
меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность,
в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в
определенной исторической обстановке.
Введение
. 1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
. 2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
. 3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и
музыкальное образование.
. 4. Женское воспитание в Спарте.
. 5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном
аспекте военного воспитания.
Заключение.
подготовительные работы к ним надо устраивать только лишь ради этой
цели.”
С другой
стороны, физическое
жизненным задачам. И здесь особое значение приобретает преподавание
гимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения
должны содействовать тому, что тело превращается в покорное орудие воли в
конечном стремлении истинного философа,” которым является желание
уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли:
в здоровом теле здоровый дух.
Философия
Платона, основанная на
подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и
не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его
второстепенность.
5.2. Философские взгляды Аристотеля.
Другой древнегреческий философ, о котором уже было сказано выше, -
Аристотель - в
противоположность Платону
колоссальную роль и выдвигает его на первое место: “забота о теле должна
предшествовать заботе о душе,” - говорит он и в то же время резко
осуждает спартанскую воспитательную практику, поскольку спартанцы
“постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своего рода животных;
поступают они так в том расчете, будто бы это полезно для развития
мужества. Однако, как на это часто было указано, не следует обращать все
свои заботы на одну цель...” Спартанское правительство действовало
вразрез с этой идеей, что впоследствии привело к глобальной катастрофе.
В качестве
основного принципа
как и Платон, видел стремление к “золотой середине.” С его точки зрения,
“для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные...а
обладание серединой благосклонно.”
Резкой критике подвергает философ как средства, так и цели спартанского
воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспитанием несколько
иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “о военной
выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили
недостойных, но для того, чтобы они прежде всего не попали сами в
рабство,” в то время как Спарта постоянно преследовала резко
противоположные цели: расширение своих владений путем захвата соседних
территорий.
Таким образом, проанализировав некоторые работы древнегреческих
философов, становится очевидно, что лучшие мыслители того времени во многом
не были согласны
со спартанским максимализмом
воспитания и столь большой концентрацией внимания на военных нуждах
государства в ущерб эстетическому развитию народа. Однако оба философа
поддерживают некоторые отдельные идеи, признавая их эффективными и
актуальными для
своей эпохи.
***
Заключение.
Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате
захватнических действий со стороны одного из греческих племен по отношению
к близлежащим территориям. Дорийским племенам победа далась тяжело, так как
коренное население
оказывало сильное
тем, что обостренная классовая борьба не затихала в течение нескольких
веков, спартанское правительство вынуждено было направить все свои силы на
то, чтобы удержать власть в своих руках. А для этого прежде всего было
необходимо создать сильную, военно-обученную нацию. Таким образом,
особенности спартанского воспитания были заложены еще изначально, ибо эта
задача легла на плечи педагогов.
В связи
с этой напряженной
вырабатывается особая система воспитания, которая становится первостепенной
задачей государства и полностью подчиняется его политическим нуждам.
Система государственного воспитания распространялась на людей в возрасте от
7 до 30 лет и подразделялась на три периода.
На первом этапе детям в возрасте от 7 до 15 лет прививались основные
моральные качества воина: смелость, сила духа, пренебрежение смертью, а
также юных спартиатов учили выживать в суровых природных условиях. Для
этих целей использовались разнообразные методы. Так, например, для
воспитания мужества широко применялись жестокие публичные наказания и
показательные бои без использования оружия, право на ношение которого
необходимо было заслужить. В отрядах детей намеренно кормили очень мало для того, чтобы научить детей самостоятельно добывать себе пищу. И кроме того, в возрасте 15 лет юноша впервые принимал участие в “войне” с рабами, таким образом преодолевая страх перед смертью и убийством. Большое внимание в это время уделялось также развитию логической и краткой речи у детей как необходимого качества будущего воина.
Второй этап государственного спартанского образования (15-20 лет) был
менее интенсивным и насыщенным. Основное внимание здесь уделялось
закреплению уже полученных навыков и умений. Выйдя из под опеки
учителей, спартиаты должны были доказать свое право быть гражданином,
принимая участие в настоящих сражениях и боях. В это время юноши овладевают азами грамоты и занимаются музыкой, которая также находиться
в подчинении военной идеологии.
Третий этап (21-30 лет) напрямую связан с получением всех социальных и
гражданских прав, вхождением в политическую жизнь общины и получением
разрешения принимать участие в общественных трапезах.
Таким
образом, обозначилась
его исключительная направленность на развитие физических способностей в
ущерб эстетической качеств души человека.
Подобная политика воспитания не нашла полного одобрения среди лучших
философов того времени. И Платон и Аристотель резко осуждают спартанский
максимализм, став сторонниками “золотой середины”, особенно относительно
того, что касается воспитания ребенка. Не соглашаются они также и с целями
спартанского правительства, стремящегося создать военную нацию для большего
укрепления и расширения границ своего государства. Платон в воспитании тела
видит лишь подготовку человека к уподоблению божеству. Аристотель же
говорит о том, что физическое воспитание необходимо прежде всего для
оборонительной, а не захватнической политики. Однако оба философа
поддерживают некоторые воспитательные методы спартанцев. В заключении работы подведем главный итог основной цели данного реферата.
На примере древнегреческого города-государства Спарты отчетливо видно
насколько сильно влияние воспитания как на сохранение общественного строя,
так и на определение судьбы целого государства.
Утвердившись
в IХ веке до н.э. в качестве
новой административной
Спарта создает все условия для воспитания нескольких десятков физически
сильных и военно-обученных поколений, которые уже в V - IV веках сумели
подчинить себе всю Грецию. Однако спартиаты не были готовы принять на себя
власть управления в силу ограниченности своего культурного уровня и
образования. Великий народ, воспитанный в лучших военных традициях своего
времени, оказывается беспомощным в новых исторических условиях мирного
существования. Неготовый и неспособный к такой жизни, он самоуничтожается
изнутри: происходит полное растление нравов и падение всех жизненных устоев
общества. Следствием этих внутренних кризисов стало полное ослабление и,
фактически, уничтожение
некогда сильнейшего
оставило после себя никакого культурного наследия, так как на протяжении
всей истории
существования государства
о военном воспитании граждан, совершенно упустив из виду их эстетическое
развитие. «Лакедемоняне держались, пока они вели войны, и стали гибнуть,
достигнув гегемонии: они не умели пользоваться досугом и не могли заняться
каким-либо другим делом, которое стояло бы выше военного дела,»[26]- к
такому выводу приходят философы.
В свете
этого исторического факта
выбора направления образования кардинально влияет на ход всей истории: она
может вознести государство к вершинам благополучия или же придать его
полному уничтожению и забвению. А для того, чтобы общество функционировало
нормально, необходима четко продуманная и тщательно разработанная
программа, которая
создаст все условия для