Военное воспитание в Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:11, реферат

Описание работы

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда
занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных
задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в
понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически
меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность,
в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в
определенной исторической обстановке.

Содержание

Введение
. 1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
. 2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
. 3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и
музыкальное образование.
. 4. Женское воспитание в Спарте.
. 5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном
аспекте военного воспитания.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

опд.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

нарицательным для обозначения краткости и  логичности в передаче мысли.

  Период с  7 до 15 лет оказывался для спартанских  подростков наиболее

насыщенным и  трудным. 
 

  3.2.2. Воспитание  в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.

  На втором  этапе государственного военного воспитания его содержание

несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только

лишь общие  навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности,

причем обучение проходило под постоянным наблюдением  старших

преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все

полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того,

начиная с этого  возраста государство впервые начинает проявлять некоторую

заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь

входят не только физические упражнения, но также и  занятия грамматикой и

музыкой.

  С возрастом  система воспитания становится  менее суровой, и период жизни

от 21 до 30 лет  является некоторым переходным временем: молодой человек уже

имеет право  жить семейной жизнью и характер его  занятий приближается к

военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом

возрасте право  принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин,

на которых  велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым

людям даже позволялось  высказать свою мысль, хотя в большинстве  случаев они

должны были сидеть молча и набираться опыта. 

   Только  в тридцать лет заканчивается  период обязательного военного

образования, и  спартиат становится полноправным гражданином, обладающим

всем спектром социальных и политических прав.

   В возрасте  от 7 до 30 лет спартанские юноши  проходили период интенсивной

военной подготовки, причем основной акцент при этом делался  именно на

развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о

теле, спартанцы  игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым

философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна

эта мысль, можно  судить по нижеприведенным фактам. 
 

  3.3 Место  грамматики и музыки в системе  образования.

  Обучение  военным навыкам, действительно, играло ведущую роль в системе

спартанского  воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была

сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в

пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя.

Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность

отрицалась.

  В противовес  этому большое внимание спартанские  власти уделяли хоровому

пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм  и мелодия содержат

в себе ближе  всего приближающиеся к реальной действительности отображения

гнева и кротости, мужества и умеренности... а также  прочих нравственных

качеств». Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на

поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и

была возведена  спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено

своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным

порывом к действию». Все песни носили военный характер и были либо

хвалебными, прославлявшие  павших за Спарту, либо порицавшие трусов и

призывающие к  подвигу.

  Грамота  и музыка были единственными  предметами, помимо физических

упражнений, преподаваемые  детям в период государственного образования.

Таким образом  мы видим, что в спартанских гимназиях  большого внимания ни

наукам, ни искусству  не уделялось. Однако это не дает право  называть

спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что  они оказались

невежественными только в тех областях знаний, которые  не касались  их

военно-лагерного  образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и

других вопросах, связанных с военной политикой  государства (куда

спартанское правительство  отнесло также грамматику и музыку, полностью

милитаризовав эти науки и подчинив их своим  целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя. 

     *** 
 
 
 

4.  Женское  воспитание в Спарте. 

Воспитание спартанских  девушек мало чем отличалось от юношеского

воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное

равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все

занятия доступны по природе и женщине и мужчине,» - эта мысль

просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек

учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же

танцам и пению. Причем физические упражнения по своей  сложности не уступали

мужским. Это  объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети

будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении

определенного возраста, разрешалось принимать  участие в военных походах  и

криптиях. И кроме  того, они присутствовали при всех государственных,

военных и религиозных  праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

  Гражданские права женская половина населения Спарты также получала  после

30 лет. В это  же время по закону заканчивался процесс государственного

образования, так  как этот возраст символизировал достижение полного

физического и  нравственного развития для представителей обоих полов.

  Спартанские  девушки ничем не уступали  в уровне своей военной подготовки

юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был

прежде всего  воином, но женщина, по традиции, рассматривалась  как

хранительница домашнего очага. 

                *** 

5.  Философы  Древней Греции о физическом

 воспитании  как о главном аспекте военного  воспитания. 

  Ознакомившись  с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь

философские концепции  древних, связанные с этим вопросом. Отличительной

чертой спартанского воспитания является его узко военная  направленность,

которая подразумевает  под собой прежде всего развитие физических навыков и

умений. А поэтому  изучим отношение философов именно к аспекту физического

воспитания, к  его нормам и целям.

  Из всех  философов Древней Греции наиболее  значимыми для нас представляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и

остановимся на их работах. 

  5.1. Философские  взгляды Платона.

  Несмотря  но то, что оба эти философа  имели непосредственное влияние друг

на друга, они  все же являлись представителями  диаметрально противоположных

идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни,

Аристотель же отошел от этого направления и  был сторонником более

реалистических  взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов

воспитания молодежи во многом совпадают.

  Оба философа  говорят о необходимости физического  воспитания с самого

раннего детства  посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на

важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные

игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плачу детей, так как

“это является для них своего рода гимнастикой.”  И если Аристотель видит в

играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько

другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры.

“Человек...должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез,

во всем, что  к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать

хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый -

обрабатывать  землю, второй- возводить какие нибудь постройки.” Как

видно из приведенной  выше цитаты Платон не воспринимал  физическое

воспитание в  чистом виде: оно у него носит  несколько социальный и даже

религиозный окрас.

  Основываясь  на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый

план идеи нравственного  воспитания, говоря о том, что  “развитие  души”

играет ведущую  роль, но именно поэтому следует  усиленно заботиться о

физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к

изнеженности, а  изнеженность делает характер детей тяжелым.”  И поэтому

Платон провозглашает: “Основное начало...-движение.” Но и сама суть

движения у  философа носит несколько особый характер: “...все должны

избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда держаться какой-

то середины.” Эту золотую середину Платон возводит в главный

воспитательный  принцип и, продолжая идею об изнеженности тела, говорит:

если “изнеженность  делает характер детей тяжелым...то излишнее и грубое

порабощение делает его приниженным.”

  Этот лимитирующий  критерий, боязнь крайностей и  перегрузок относится

прежде всего, к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам

после 6 лет  “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из

пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней

мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует  научиться  обращению с оружием...Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не

свойственны свободнорожденным людям,” -   так заканчивает свои

размышления о физическом развитии детей философ, указывая на то, что этих

упражнений будет  вполне достаточно, чтобы воспитать  свободного гражданина.

  У Платона  также свои взгляды на пользу  от физического воспитания. Его

функции он сводит только лишь к участию в государственных  мероприятиях:

“Детям, пока они  еще не идут на войну, надо было бы при  совершении шествий

и торжественных  процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а

также сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев...Состязания и

Информация о работе Военное воспитание в Спарте