Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:11, реферат
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда
занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных
задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в
понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически
меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность,
в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в
определенной исторической обстановке.
Введение
. 1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
. 2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
. 3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и
музыкальное образование.
. 4. Женское воспитание в Спарте.
. 5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном
аспекте военного воспитания.
Заключение.
нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.
Период с
7 до 15 лет оказывался для
насыщенным и
трудным.
3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание
несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только
лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности,
причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших
преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все
полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того,
начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую
заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь
входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и
музыкой.
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни
от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже
имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к
военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом
возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин,
на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым
людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они
должны были
сидеть молча и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного
образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим
всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной
военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на
развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о
теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым
философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна
эта мысль, можно
судить по нижеприведенным фактам.
3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.
Обучение
военным навыкам,
спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была
сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в
пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя.
Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность
отрицалась.
В противовес
этому большое внимание
пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат
в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения
гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных
качеств». Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на
поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и
была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено
своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным
порывом к действию». Все песни носили военный характер и были либо
хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и
призывающие к подвигу.
Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических
упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования.
Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни
наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть
спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались
невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их
военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и
других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда
спартанское правительство отнесло также грамматику и музыку, полностью
милитаризовав
эти науки и подчинив их своим
целям), спартанцев упрекнуть в невежественности
нельзя.
***
4. Женское
воспитание в Спарте.
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского
воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное
равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все
занятия доступны по природе и женщине и мужчине,» - эта мысль
просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек
учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же
танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали
мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети
будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении
определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и
криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных,
военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после
30 лет. В это
же время по закону
образования, так как этот возраст символизировал достижение полного
физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Спартанские
девушки ничем не уступали
в уровне своей военной
юношам, однако
их роли в социуме несколько
прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как
хранительница
домашнего очага.
***
5. Философы Древней Греции о физическом
воспитании
как о главном аспекте
Ознакомившись
с системой воспитания в
философские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной
чертой спартанского воспитания является его узко военная направленность,
которая подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и
умений. А поэтому изучим отношение философов именно к аспекту физического
воспитания, к его нормам и целям.
Из всех
философов Древней Греции
остановимся на
их работах.
5.1. Философские взгляды Платона.
Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг
на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных
идейных течений:
Платону был свойственен
Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более
реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов
воспитания молодежи во многом совпадают.
Оба философа
говорят о необходимости
раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на
важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные
игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плачу детей, так как
“это является для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в
играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько
другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры.
“Человек...должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез,
во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать
хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый -
обрабатывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.” Как
видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое
воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже
религиозный окрас.
Основываясь
на своих метафизических
план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души”
играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о
физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к
изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым.” И поэтому
Платон провозглашает: “Основное начало...-движение.” Но и сама суть
движения у философа носит несколько особый характер: “...все должны
избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда держаться какой-
то середины.” Эту золотую середину Платон возводит в главный
воспитательный принцип и, продолжая идею об изнеженности тела, говорит:
если “изнеженность делает характер детей тяжелым...то излишнее и грубое
порабощение делает его приниженным.”
Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится
прежде всего, к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам
после 6 лет “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из
пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней
мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться обращению с оружием...Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не
свойственны свободнорожденным людям,” - так заканчивает свои
размышления о физическом развитии детей философ, указывая на то, что этих
упражнений будет вполне достаточно, чтобы воспитать свободного гражданина.
У Платона также свои взгляды на пользу от физического воспитания. Его
функции он сводит только лишь к участию в государственных мероприятиях:
“Детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий
и торжественных процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а
также сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев...Состязания и