Военная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 22:02, реферат

Описание работы

Судебник 1550 г. Реформа местного управления. Сокращено местничество.

Работа содержит 1 файл

реформы 1549-1560.docx

— 81.83 Кб (Скачать)
 

    Военная реформа

      После неудачного похода на  Казань в ноябре  1549г.  встал   вопрос  об

осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установления

старшинства  первого  (большого)  воеводы  большого  полка  по  отношению  к

воеводам всех  других  полков.  Укреплению  дисциплины  в  дворянской  армии

содействовало запрещение местничества на “службе”  с  воеводами.  Это  также

повышало роль воевод во время  военных  действий.  целом  июльский  приговор

1550г., ограничивший  местнические  счеты на  основе  сложившейся практики

взаимоотношений воевод в полках, имел большое  значение  для  боеспособности

дворянской  армии.1

          Россия находилась в состояние постоянных войн с Польшей и Литвой, иногда страну беспокоили и внутренние проблемы, народные восстания и прочие неприятности. Страна нуждалась в сильном войске. Иван Грозный решает провести военную реформу. В 1550 году из пищальников в Москве, создается знаменитое стрелецкое войско. У стрельцов на вооружении было холодное оружие мечи и бердыши. Стрельцы обеспечивали и личную охрану царя, для этого был сформирован специальный отряд численностью в 3 тысячи человек. К концу века, численность стрелецкого войска достигла 25 тысяч. Войска делились на московские и городовые приказы. В военное время стрельцы занимались своей прямой обязанностью, защищали границы нашей Родины. В мирное  -  занимались военной подготовкой, несли караульную службу. В свободное время могли заниматься торговлей и ремеслом. Стрелецкое войско стало мощной боевой единицей, поддерживающей власть московского государства. В 1556 году вышло «Уложение о службе» - это был первый военный устав.  По уставу устанавливались две формы прохождения военной службы: по «отечеству», т.е. по роду;  и по «прибору»  т.е. набору.  Активно вливались в стрелецкое войско и казаки с Дона. В 1571 году, был составлен первый устав, по организации сторожевой и станичной службы. К Концу 16 века, общая численность русской армии превышала 100 тысяч человек. Проведенная Иваном IV  военная реформа, сильно укрепила вооруженные силы страны. 

     Судебник 1550 г.

         Бесспорно, самым крупным начинанием  правительства  Ивана  Грозного

было составленное в июне 1550 г. нового  законодательного  кодекса,  который

заменил устаревший судебник 1497. Из 99  статей  нового  судебника  37  были

совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался

координатной  переработке. Социальное законодательство, вошедшее  в  судебник

1550 г., касается  двух  важнейших  вопросов  -  землевладения  и  зависимого

населения (крестьян и холопов). В одной из  статей  речь  идет  о  вотчинном

землевладении в целом. Так как дворянство  все больше  и больше  начинало

обеспечиваться  поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что  основное

содержание статьи главным образом касалось землевладения  феодальной  знати.

Статья провозглашает, что  лица,  продавшие  вотчину  или  их  родственники,

подписавшие купчую грамоту,  лишаются  права  выкупа  отчужденной  земельной

собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли.  Закон  содействовал

отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.

          Второй закон, относящийся к проблеме  землевладения  провозглашал

ликвидацию   тарханов.   Статья   наносили   удар   по   основным    группам

привилегированных землевладельцев - тарханников, и была  направленна  против

податных привилегий духовных феодалов.

         Вторую группу статей Судебника  составляют законы  о  крестьянах  и

холопах. “В обстановке  роста классовой борьбы  правительство Адашева не

рискнуло пойти  на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к  этому  сводились

требования дворян. Еще более ужесточилось отношение  к холопам.”1

        Особое внимание Судебник уделял  вопросам  центрального  и   местного

управления.  В  этом  законодательном  памятнике  уже  намечаются   основные

направления,  по  которым  будет   проходит   перестройка   государственного

аппарата в 50-е  годы. Все преобразования начинаются с  местного  управления.

Судебник  1550г.  наглядно  отразил  эту  особенность:  его   преобразования

касаются  главным  образом  наместнического  управления.  Сохраняя  в  целом

старую систему  кормлений,  лишь  вносит  в  нее  коррективы,  ограничивающие

власть наместников  и волостей.

На первом Земском  соборе, Иван IV Грозный принял решение  о создании нового правового кодекса - Судебника. В основу был положен  предыдущий Судебник 1497 года. 
     В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр. Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники - старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебника обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось и тем, что устанавливалась неподсудность их суду наместников.

      В 1552 была составлена Дворцовая тетрадь -

полный список членов Государева двора (около 4 тыс. человек). Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими  или дворянами. Просто дети боярские составляли нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне записывались по тем уездам ("городам"), где  они владели землёй; из их числа  выходили воеводы и головы, дипломаты  и администраторы.

Неудача попыток  удовлетворить земельный голод  дворянства путем пересмотра в Судебнике  правового статуса вотчинного землевладения  заставила правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян- военачальников , которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. 2 Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели к-л. массовых земельных пожалований.

2.6 Реформа местного  управления. Сокращено  местничество.

Отменена власть наместников, а их сведены только к надзору за деятельностью органов  самоуправления. Повсеместно происходило  создание выборных губных (дворяне) и  земских (черносошные крестьяне) изб, кот которые ведали сбором податей  и исполнением повинностей, судом  по гражданским и мелким уголовным  делам. Во главе изб стояли губные и земские старосты. Прекращены кормления. Вместо прежнего "кормленичного дохода", необходимо было платить "кормленичный откуп". Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно-представительной власти. 

    Стоглав

      Также правительство принимало  меры  к подготовке  передачи  церковно-

монастырской  земли  в  частную  собственность  дворян.  15  сентября  1550г.

правительство обсуждало с Митрополитом Макарием

    вопрос  о  церковно-монастырских  слободах.  Макарий  произнес  большую

программную  речь  в  защиту  права  монастырей   на   владение   недвижимым

имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы  русской церкви,  рядом

своих привилегий пришлось поступиться.

        СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — “Стоглав”. Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в борьбе с еретическими движениями. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором в виде т.н. царских вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительственных предложений была категорически отклонена большинством Стоглавого собора.

Стоглавый собор  провозгласил неприкосновенность церковных  имуществ и исключительную подсудность  духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство  отменило жалованные грамоты, устанавливающие  подсудность духовных лиц царю. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли навстречу правительству  в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах  и т. д.). Части правительственной  программы, направленные на укрепление положения Церкви, не встретили возражений членов Стоглавого собора и были проведены  в жизнь. Решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных  обрядов и пошлин на всей территории России, проведена регламентация  норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. XVI—XVII вв. “Стоглав” наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством.

Земельные реформы

    Однако  задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены,  что вылилось  в

открытое  недовольство  Ивана  Грозного.  Это  недовольство   выразилось   в

приговоре  11  мая 1551  г.,  когда покупка   духовными   землевладельцами

вотчинных земель  без  “доклада”  Ивану  Грозному  запрещалось  под  угрозой

конфискации объекта  продажи.2 О действенности приговора 1551  года  говорил

тот  факт,  что  в  50-х  годах  прекратилась    покупка   земель   крупными

монастырями.

         Итак в результате мероприятий,  проведенных   в 1550  -  51  гг.,

наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому  землевладению

и  по  привилегиям  монастырей-вотчинников.  Но  этот  успех   правительства

“избранной  рады”  был  достигнут  ценой  дальнейшего  нажима  на  крестьян.

Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну,  монастырские

власти  старались  компенсировать   потери  ценой   увеличения   поборов   с

населения своих  вотчин.3

    После  Стоглава была поставлена  задача  о разрешении земельного  вопроса

и введении новых прямых налогов. Все это нельзя  было  сделать,  не  проведя

поземельной    переписи. В ходе переписи земель в  основных районах  Русского

государства вводилась  единая окладная поземельная единица - “большая  соха”.

Социальная степень  землевладельца  определяла  степень  тяжести  обложения.

Классовый смысл  реформ виден уже в том, что  “в  наиболее  тяжелом  положении

оказывались черносошные  крестьяне, т.к. при одинаковом количестве  земель  у

разных  землевладельцев  им  приходилось  платить  больше  всего  налогов.”1

Реформа была  наиболее  благоприятной  для  светских  феодалов  и  несколько

ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало  общей  линии  реформ

50-х гг.  XVI  века.  Поземельная  перепись  сопровождалась  многочисленными

раздачами земель в поместья и отпиской у  отдельных  монастырей.  Сокращение

Информация о работе Военная реформа