Военная демократия как система управления в эпоху разложения первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:15, реферат

Описание работы

Военная демократия - термин, обозначающий переходную стадию от первобытнообщинных к классовым отношениям и введенный в научный оборот Л.Г. Морганом для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. Восприняв термин «Военная демократия» К. Маркс и Ф. Энгельс придали ему универсальное значение («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Поскольку процесс становления государственной власти происходил в различные хронологические периоды, то и возникновение «Военной демократии » датируется по-разному.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Институты военной демократии на примере древних Афин…………4-5
Военная иерархия……………………………………………………….….6
Ф. Энгельс о военной организации…………………………………....7-8
Заключение…………………………..……………………………………..9
Список использованной литературы…………………………………….10

Работа содержит 1 файл

Реферат военная демократия.doc

— 82.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра зарубежной истории

 

 

Реферат на тему

«Военная демократия как система управления в эпоху разложения первобытного общества»

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса 2 группы

Буркова София Эдуардовна

Проверил:

к.и.н., доцент Килейников В.В.

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Институты военной демократии на примере древних Афин…………4-5
  3. Военная иерархия……………………………………………………….….6
  4. Ф. Энгельс  о военной  организации…………………………………....7-8
  5. Заключение…………………………..……………………………………..9
  6. Список использованной литературы…………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Известно, что многие институты  раннеклассовых обществ не возникают  заново, а уходят своими корнями  в предшествующую эпоху разложения первобытнообщинного строя, хотя с  расколом общества на непримиримые классовые противоположности эти институты предстают перед нами в сильно трансформированном виде, приспособленными к условиям классового существования. Не составляют исключения и различные формы политической организации, которые постепенно и исподволь образуются еще в недрах близящегося к своей гибели первобытного общества. Однако конкретные формы этой складывающейся политической организации, степень их противопоставленности обществу, в котором классовые противоречия еще не достигли уровня, влекущего за собой появление государства в собственном смысле слова, наконец, самый механизм их развития остаются малоисследованными и дискуссионными. В результате существование многих догосударственных по своей сущности учреждений принимается иногда за доказательство наличия государства в том или ином обществе, что, в свою очередь, приводит к искусственному соединению двух качественно различных эпох в истории человечества - классообразования и раннеклассовой. Тем самым диалектически сложный процесс возникновения государства представляется зачастую в упрощенном виде, а само оно приобретает некие надклассовые черты (потому что в обществе, в котором констатируется его наличие, еще отсутствуют антагонистические классы). Вместе с тем именно вследствие недостаточно четкой расчлененности понятий "эпоха классообразования" и "стадия раннеклассового общества" подчас наблюдается обратная картина, и общество, в котором уже возникли антагонистические классы, трактуется как доклассовое на этапе его разложения.

 

В этой связи особую важность приобретает вопрос о содержании впервые введенного Л. Морганом понятия "военная демократия" и о ее месте в истории человечества - вопрос, который уже неоднократно поднимался советскими этнографами и историками. Сам Морган четкого определения "военной демократии" не дал, но подчеркивал два ее признака: военное состояние общества и систему управления, состоящую из выборного и сменяемого верховного вождя, совета старейшин и народного собрания. Особое внимание обращалось на демократический характер этой системы, оставлявшей решающее слово за свободным народом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институты военной демократии на примере древних Афин

 

При военном пути политогенеза, по-видимому, наиболее распространенном в истории, становление политической власти и  Г. происходило через возрастание роли военной организации в эпоху классообразования и постепенное превращение военного предводителя в едино-личного правителя общества, а его ближайшего окружения — одновременно в привилегированную прослойку и в первичный государственный аппарат . Главными механизмами процесса служили институты военной демократии и военной иерархии, хорошо изученные на примере  народов древних Афин.

Будучи единым по своей социально-экономической  сущности, процесс институциализации  власти и возникновения Г. мог идти разными путями и с использованием различных механизмов. С некоторой долей условности можно говорить о трех главных путях в зависимости от соотношения в них разных аспектов жизнедеятельности общества: военном, аристократическом и плутократическом. Следует иметь в виду, что эти пути, как правило, не встречались в «чистом» виде —обычно сочетались элементы, присущие каким-либо двум из них, а то и всем трем. Поэтому говорить следует скорее о преобладающей тенденции. Кроме того, еще в значительной степени неисследованной остается проблема соотношения путей и механизмов политогенеза и соответственно стадиального соотношения тенденций, свойственных каждому из названных путей.

Во II тысячелетии до н. э. греческие  племена заселили юг Балканского  полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большом рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и др.

В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомеровского эпоса - "Илиада" и "Одиссея".

В древнегреческом обществе, как  его рисует Гомер, происходят сложные процессы. Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней.

Государства еще нет. Племенем управляют  народное собрание, совет старейшин, вождь - базилевс. Народное собрание -вместе с тем войско, а базилевс и старейшины - главным образом военные предводители. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией.

По всем своим признакам период военной демократии есть последний период первобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это, вместе взятое, служит основой для перехода к государству как новой, высшей ступени общественного развития.

Наиболее интересным и вместе с  тем наиболее изученным представляется процесс образования государства  в двух известных греческих полисах - древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой  демократии, вторая -аристократии.

Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, - Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. 
Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий. 
В XVI-XIII столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами. 
Город стал средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов ("благородных"), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники - демиургов. 
Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год. 
Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. "Бедные, - пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая. - 3.4.). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей". 
Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога - ипотека - была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа -столь обыкновенной - переходила к кредитору. 
"...Развивающееся денежное хозяйство, - справедливо пишет Ф. Энгельс, - проникало в сельские общины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный, основанный на натуральном хозяйстве образ жизни"'. 
Начиная с VI века до н.э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э" и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя "демосом" -"народом". 
Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.

 

 

Военная иерархия

 

 

(Militarische Hierarchies Milita-ry Hierarchy; Hierarchie militaire) — форма организации и институциализации власти на поздних стадиях перехода от первобытного общества к классовому; по мнению ряда советских исследователей, возникала главным образом на основе перерождения военно-демократических форм общественной организации. Смысл такого перерождения заключался в постепенном вытеснении из жизни общества элементов народовластия, появлении и ускоренном развитии зачатков классовой диктатуры. Эволюция военной демократии в иерархии военной. обнаруживала непрерывно усиливавшуюся тенденцию к сужению круга лиц, причастных к отправлению власти, т. е. сначала — к олигархическому правлению группы старших военных предводителей, а затем и к единоличной власти одного из них. Эта власть, резко усилившаяся ввиду возрастания роли войны, основывалась теперь не столько на авторитете, сколько на реальном социальном могуществе, которое строилось на богатстве предводителя, на увеличении числа зависимых от него людей и, прежде всего, на военной силе, представленной его дружиной. Дружина не была связана с традиционной военной организацией как ополчением всех свободных мужчин племени; входившие в нее люди были объединены личной преданностью военному предводителю и заинтересованностью, в обогащении путем военного грабежа. Специализация военной деятельности вызывала расширенное участие в дружине чужаков и лиц неполноправных по прежним нормам; и те и другие целиком зависели только от предводителя. Такое развитие сопровождалось перераспределением богатства и влияния не только в ущерб рядовым соплеменникам, но и за счет ущемления интересов старой родоплеменной знати вновь возникавшей военной аристократией — ближайшим окружением и родней военного предводителя. Борьба между этими группами в составе социальной верхушки носила, видимо, универсальный характер, но обычно заканчивалась какой-то формой компромисса. Военно-иерархические структуры оказывались последним этапом перехода к отделенной от народа публичной власти, органы которой возникали путем их перерождения в открытую классовую диктатуру. Примерами военной иерархии. могут служить общества ранних кочевников евразийских степей (скифы раннего периода, сарматы, хунну и др.), вождества бантуязычных народов Южной Африки в XIX в. (зулу, тсвана); по существу, военно-иерархической была и организация «варварских королевств» в раннесредневековой Западной Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф. Энгельс  о военной  организации

 

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе,  который привел  к  замене матриархата патриархатом. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем. родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства.  народов она.  состояла   из   представителей   двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность   материнского   рода   переходит   постепенно   в    частную собственность  отдельных  семей,  ставших  самостоятельными  хозяйственными единицами.  При  этом  главой  семьи  и  собственником   основных   средств производства — скота, орудий земледелия и продуктов нового  производства  — становится основной работник — пастух и пахарь, мужчина. В  большой  семье- общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной  и детьми, переходит к ее патриархальному главе — старшему в семье мужчине.  Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца — к старшему сыну  по  праву первородства (у славян — к старшине,  с согласия  всех  сыновей).Тем самым не только закреплялся переход к частной  собственности  семей,  но  и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной  семьи-общины.  Это было неустранимой трещиной в родовом строе. Появление государства у разных народов было вызвано и рядом  других,  помимо социальных и экономических, причин. Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной  связи.  Род  и племя имели свою территорию, и проживать на ней и  обладать  правами  члена общины  могли  лишь  члены  рода.  "Чужаки"   могли   пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на  территории  рода  и племени стали все чаще  появляться  купцы,  ремесленники,  мореплаватели  и  другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах. Этот этап эволюции  характеризуется  и  переселением  различных  народов.  В результате на одной территории поселялись разноплеменные  группы,  взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя,  знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы "пришлого"  населения  и членов рода тесно переплетались, без чего была бы  невозможна  торговля,  в которой было  заинтересовано  население,  не  было  возможно  и  разрешение споров.  Новые  условия  требовали  и  новой  территориальной  организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого. С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней  родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как  и  род,  состояла  из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником  своег имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например,  урожая).Соседская (крестьянская) община, будучи  социальным  организмом,  выполняла функции организации общих дел (например,  совместного  пользования  землей,орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества  и продукта труда. В  соседской  общине  развивались  многообразные  отношения взаимной помощи, дарения,  услуг,  не  связанные,  однако,  с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине. Одним из важнейших общественных условий перехода от  родового  строя  с  его общественной властью к  государству  является  возросшее  значение  войн  и военной организации племен  в  период  становления  раннеземледельческих  и раннефеодальных обществ. В связи с  ростом  общественного  богатства  войны между племенами велись в основном с целью  грабежа  и  сделались  средством постоянного обогащения за  счет  захвата скота и рабов.  Однако  военная организация служила и для защиты собственных интересов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в  поисках  лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в  Индии), в Горном Перу, где  произошло  покорение  инками  других  племен.  В  таких условиях не  только  завоевания,  но  и  сама  военная  организация  племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти  племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска Параллельно происходило усиление власти военных вождей,  базилевса,  рекса, переднеазиатских и скифских "царей". Они получали  значительные  привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую  на передачу по наследству, на  приоритет  перед  народным  собранием,  к  тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В  их  руках  постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян,  вавилонян,  шумеров,скифов), верховного судьи. Военный быт способствовал объединению родственных  племен  в  единый  народ. Это, в свою очередь вело  к  узурпации  одним  из  военных  вождей  (царей) наиболее сильного  племени  власти  вождей  других  племен.  Так  произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у  племен майя и инков в Месоам ерике. Поэтому можно говорить  о  том,  что  войны  и усиление  военной   организации   влияли   на   характер   власти   племен, превращающихся в единый народ, в ряде  случаев не  только  способствовали формированию классов или стратификации общества,  но  и инициировали  эти процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Военная демократия - термин, обозначающий переходную стадию от первобытнообщинных к классовым отношениям и введенный в научный оборот Л.Г. Морганом для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. Восприняв термин «Военная демократия»       К. Маркс и Ф. Энгельс придали ему универсальное значение («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Поскольку процесс становления государственной власти происходил в различные хронологические периоды, то и возникновение «Военной демократии » датируется по-разному. В Афинах этот период охватывал X-VII вв. до н.э., в Риме - примерно VIII-VI вв. до н.э. У древних германцев общество находилось на данной стадии во II-V вв. Наиболее характерными признаками Военной демократии являются зарождение социальных противоречий в сочетании с появлением на стадии разложения родового строя частной собственности на средства производства и захватом военными предводителями власти в еще сохранившихся родоплеменных советах. Этот термин обозначает социально-экономические процессы и явления, характерные для периода разложения первобытного общества.

Информация о работе Военная демократия как система управления в эпоху разложения первобытного общества