Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:01, доклад
Поражение Италии во Второй мировой войне нанесло итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция и черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млн человек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками. Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.
Широкое недоверие к политическим партиям и политической элите страны вылилось в требования ввести мажоритарную систему на выборах. Многие граждане надеялись, что, отдавая голос за конкретного кандидата, а не за ту или иную партию, они смогут нейтрализовать самовластие партийных аппаратов. На местном уровне были введены прямые выборы мэров. В апреле 1993 избиратели проголосовали на референдуме за введение мажоритарной системы на выборах в Сенат, реформу финансирования политических партий и ликвидацию министерств по сельскому хозяйству, туризму и государственному участию.
После
референдума кабинет Амато ушел
в отставку. Новым премьер-министром был
назначен беспартийный банкир Карло Адзелио
Чампи, включивший в свое правительство
независимых специалистов, а также представителей
ХДП, социалистов и ДПЛС. Правительство
Чампи приступило к приватизации государственных
фирм и компаний. Частично приватизированы
были 3 крупных банка.
В августе 1993 парламент утвердил новый
порядок выборов: 75% мест в обеих палатах
парламента должны были распределяться
на основе мажоритарных выборов, 25% – на
основе голосования за партийные списки,
которые обязаны были собрать не менее
4% голосов. Реформа избирательной системы
и непрекращающиеся разоблачения коррупции
привели к полному изменению партийной
структуры, сложившейся в Италии за послевоенные
годы. Это продемонстрировали результаты
выборов в местные и провинциальные органы
власти в ноябре – декабре 1993. Они принесли
старым партиям катастрофическое поражение:
христианские демократы собрали всего
лишь 10,3% голосов, социалисты – 1,2%, социал-демократы
и либералы вообще лишились какого-либо
значения. Победа досталась левым и правым
партиям. ДПЛС, набравшая 15,9% голосов, выступила
в блоке с зелеными, «Сетью» и другими
небольшими группами, а во втором туре
ее кандидаты получили поддержку Партии
коммунистического возрождения. В итоге
бывшим коммунистам удалось завоевать
посты мэров в Генуе, Венеции и Неаполе;
представитель зеленых Франческо Рутелли
был избран мэром Рима, а лидер «Сети»
Леолука Орландо – мэром Палермо. С другой
стороны, успех сопутствовал правым –
неофашистское Итальянское социальное
движение (ИСД) получило 16,4% голосов, Лига
Севера – 7,3%. Вскоре после выборов ХДП
распалась на ряд новых партий (Итальянскую
народную, Христианско- демократический
центр и др.), под эгидой ИСД возник Национальный
альянс, а предприниматель Сильвио Берлускони
создал новую правую партию «Вперед, Италия»
(ВИ).
На парламентских выборах в марте 1994, которые впервые проходили по новому избирательному закону, борьба развернулась между тремя основными блоками: левым «Прогрессивным альянсом» (ДПЛС, ПКВ, ИСП, зеленые, «Сеть», Демократическое действие, социал-христиане), правым «Полюсом свободы» (ВИ, Лига Севера, Национальный альянс, ХДЦ, Союз демократического центра) и центристским (ИНП, Пакт за Италию). Победа на сей раз досталась правым: «Полюс свободы» получил 360 мест в Палате депутатов и 154 в Сенате, «Прогрессивный альянс» – 213 в Палате депутатов и 122 в Сенате, центристы – 46 в Палате депутатов и 31 в Сенате. Среди отдельных партий на первом месте оказалась «Вперед, Италия» (21,1%), на втором – ДПЛС (20,3%).
В апреле
1994 к власти в стране пришло новое
правительство во главе с Сильвио
Берлускони; в него вошли представители
партий «Полюса свободы» и беспартийные
министры; впервые с 1945 в нем участвовали
неофашисты. Программа кабинета предусматривала
верность НАТО, укрепление связей с Европейским
Союзом, борьбу с безработицей, оздоровление
бюджета и либерализацию экономики.
Правительство Берлускони сразу же оказалось
под огнем критики и раздиралось острыми
противоречиями изнутри. Самого премьер-министра,
который через свою группу фирм «Фининвест»
контролировал три важнейших телевизионных
канала, обвиняли в попытках захватить
общественное телевидение, а также приостановить
борьбу с коррупцией. По соответствующему
обвинению был арестован его брат. В июле
1994 правительство издало декрет о сокращении
сроков предварительного заключения и
отмене подобной меры при расследовании
дел о коррупции. В результате было освобождено
более 2100 подозреваемых. Против декрета
выступили Северная Лига (хотя ее лидеры,
включая председателя Умберто Босси, также
обвинялись в нарушении закона о финансировании
партий) и Национальный альянс, в знак
протеста в отставку подали четыре ведущих
миланских прокурора, включая Антонио
Ди Пьетро. Правительство вынуждено было
отменить спорное постановление. В августе
Берлускони вынужден был признать, что
его концерн многие годы давал взятки
финансовому ведомству. В декабре 1994 он
сам был вызван на допрос, а его брат приговорен
к тюремному заключению.
Правое правительство продолжило политику приватизации государственных фирм и компаний. Оно продало в частные руки 51% акций крупнейшего страхового общества «ИНА» и утвердило план предоставления налоговых льгот и кредитов предпринимателям, сокращения государственных расходов на здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные нужды и т.д. В ответ профсоюзы провели в октябре всеобщую забастовку против запланированной пенсионной реформы, в ноябре в Риме прошла миллионная демонстрация протеста. Не только оппозиция, но и Лига Севера обвинили Берлускони в стремлении навязать стране пенсионную реформу, вопреки воле общественности.
В декабре 1994 Лига Севера заявила о выходе из правящей коалиции, и кабинет Берлускони вынужден был подать в отставку. Новое переходное правительство из беспартийных специалистов возглавил в январе 1995 прежний министр казначейства Ламберто Дини. В его задачи входили проведение реформы пенсионной системы, изменение закона о выборах в региональные органы власти, а также закона о средствах массовой информации, с тем, чтобы обеспечить всем партиям равный доступ к СМИ и ограничить тем самым гегемонию Берлускони.
Довольствовавшись смещением Берлускони, профсоюзные лидеры не стали настаивать на отказе от пенсионной реформы. Согласно закону, принятому в августе 1995, до 2008 предстояло постепенно ликвидировать пенсионные льготы в государственном секторе, увеличить возраст выхода на пенсию до 57 лет и продлить минимальный срок уплаты пенсионных взносов на 5 лет. Кабинету Дини удалось увеличить косвенные налоги и сократить дефицит государственного бюджета. В вопросе о СМИ, однако, правительство постигла неудача. На референдуме в июне 1995 большинство участников проголосовало за то, чтобы одно лицо могло и впредь контролировать более одного телеканала.
Продолжалась борьба с коррупцией и организованной преступностью. В мае 1995 были выдвинуты обвинения против 160 политиков и бизнесменов в связи со взятками электрического концерна «ЭНЕЛЬ»; среди обвиненных были укрывшийся в Тунисе Беттино Кракси и бывшие лидеры ИЛП и ИРП. Бывший министр иностранных дел, социалист Джанни Ди Микелис и бывший министр, христианский демократ Карло Бернини были приговорены к многолетнему тюремному заключению. За связи с неаполитанской преступной группировкой «камора» были арестованы бывший министр внутренних дел, христианский демократ Антонио Гава, ряд бывших депутатов и предпринимателей. Прошли новые аресты и крупные суды над лицами, связанными с сицилийской мафией. Среди арестованных оказался бывший лидер ХДП Сицилии Калоджеро Маннино; шли следствия против бывшего премьера Андреотти и бывшего министра обороны, социалиста Сальво Андо (приговорен в декабре 1995). В сентябре 1995 начался суд над Андреотти, обвиненного в том, что он был римским представителем мафиозной организации «Коза ностра», в причастности к убийствам. (В 1999 суд низшей инстанции оправдал Андреотти за недостатком доказательств, но прокуратура обжаловала это решение). В октябре 1995 были вынесены очередные приговоры к тюремному заключению против ряда видных политиков – Беттино Кракси (общая сумма приговоров против этого бежавшего из страны деятеля достигла 28 лет), Арландо Форлани и лидера Лиги Севера Умберто Босси. В мае 1996 был осужден бывший министр внутренних дел, христианский демократ Антонио Гава. Начались судебные преследования лиц, связанных с бывшим премьер-министром Сильвио Берлускони. В январе 1996 стартовали суды над ним и его братом; аресту подвергся председатель следственного суда Рима Сикилланнте, обвиненный в получении взяток от концерна «Фининвест»; обвинения были выдвинуты против одного из лидеров движения «Вперед, Италия», бывшего министра обороны Чезаре Превити. (В 1999 Берлускони был оправдан за недостаточностью доказательств и давностью преступлений). В 1997 к тюремному заключению был приговорен бывший министр здравоохранения, либерал Франческо Де Лоренцо.
В октябре
1995 Сенат вынес вотум недоверия
министру юстиции Филиппо Манкузо,
которого обвинили в том, что он чинил
препятствия прокуратуре в расследовании
дел о коррупции. Против кабинета Дини
выступали как правые партии, так и левая
ПКВ, недовольная его социальной и экономической
политикой. В январе 1996 правительство
подало в отставку. Президент Скальфаро
поручил министру Антионио Макканико
сформировать новый кабинет, который должен
был добиться введения в стране президентской
системы правления и федералистских элементов
государственного устройства. Попытки
Макканико не увенчались успехом, и президент
назначил проведение досрочных парламентских
выборов.
К выборам в апреле 1996 политические силы
Италии сгруппировались в два основных
блока – правый («Полюс свободы» в составе
ВИ, Лиги Севера, Национального альянса,
Христианско-демократического центра
и Объединенных христианских демократов)
и левоцентристский. В роли последнего
выступила коалиция «Оливковое дерево»
во главе с экономистом из Болоньи Романо
Проди. В левоцентристский союз вошли
ДПЛС, ИНП, созданные Дини и Макканико
политическое движения «Итальянское обновление»
и «Демократический союз», зеленые и другие
мелкие партии; его поддержала также ПКВ.
Выборы выиграло «Оливковое дерево». Входящие в коалицию кандидаты и партии завоевали 284 места в Палате депутатов и 157 в Сенате, причем ДПЛС стала крупнейшей отдельной партией страны, набрав 21,1% голосов. Партия коммунистического возрождения, готовая при определенных условиях поддержать левоцентристов против правых, получила 8,6% голосов, заняв 20 мест в Палате депутатов и 10 в Сенате. Правый «Полюс свободы» довольствовался 246 местами в Палате депутатов и 116 в Сенате. Остальные места достались мелким и региональным партиям. В мае 1996 Романо Проди сформировал первое правительство блока «Оливковое дерево»; в него вошли министры от ДПЛС, Итальянской народной партии, Итальянского обновления, Демократического союза, зеленых, а также беспартийные, включая бывшего прокурора Антонио Ди Пьетри. В качестве основных задач своего кабинета Проди назвал децентрализацию государства, борьбу с мафией и коррупцией, реформу образования, а также оздоровление экономики без демонтажа социального государства.
Лига Севера, ободренная своим успехом на выборах (она вышла на первое место по результатам в Северной Италии), предприняла серию шагов, направленных на отделение этих областей от единого итальянского государства. 5 мая 1996, выступая на «Парламенте Севера», созванном в Мантуе, председатель Лиги Умберто Босси провозгласил восемь северных регионов независимой «Республикой Падания»; были сформированы «Временное правительство» во главе с бывшим министром бюджета Джанкарло Пальярини и «Временный комитет освобождения Падании». Однако этот акт имел лишь символическое значение. Следующая демонстрация такого рода была предпринята 15 сентября 1996, когда Босси провозгласил в Венеции независимость Падании, уже в составе одиннадцати регионов Северной и Центральной Италии. Мера должна была вступить в силу с 15 ноября 1997, если переговоры с правительством Италии «о мирном разъединении» не увенчаются успехом. Однако этот акт вызвал куда меньшую поддержку среди населения, чем рассчитывала Лига, а центральные власти настойчиво предостерегли сепаратистов от односторонних действий.
В противовес
им центральные власти разработали
собственный план конституционной
реформы, одобренный специальной парламентской
комиссией в июне 1997. Он предусматривал
как усиление исполнительной власти,
так и децентрализацию
Правительство Проди в целом продолжило
прежний экономический и финансовый курс,
направленный на вступление в Европейский
валютно-финансовый союз. В рамках политики
по сокращению государственных расходов
оно проводило приватизацию собственности
государства, повышало косвенные налоги
и осуществляло режим экономии в социальной
области. В ноябре 1996 и марте 1997 по стране
прокатились демонстрации протеста, организованные
оппозиционными партиями и профсоюзами
(в них приняли участие от нескольких сотен
тысяч до одного миллиона человек). Весной
1997 правительству удалось достичь компромисса
с Партией коммунистического возрождения,
которая категорически возражала против
сокращения социальных расходов, пенсионной
реформы и т.д. Ее помощь была необходима
правящему блоку в Сенате, где «Оливковое
дерево» не имело самостоятельного большинства.
В обмен на обещание уступок в социальной
сфере и создания новых рабочих мест коммунисты
согласились на сей раз поддержать план
жесткой экономии.
В области внешней политики правительство Проди стремилось, в частности, развивать отношения со странами Центральной и Восточной Европы. В рамках «новой восточной политики» министра иностранных дел Ламберто Дини укреплялись экономические, политические и военные связи со Словенией и Венгрией. Однако посылка Италией 2,5-тысячного армейского контингента в Албанию после произошедшего там весной 1997 народного восстания чуть было не привела к правительственному кризису, поскольку ПКВ отказалась поддержать этот шаг.
В сентябре 1997 ПКВ заявила, что ни в коем случае не собирается голосовать за правительственный проект финансового закона на 1998. Премьер-министр Проди подал в отставку, но затем ему удалось убедить руководство коммунистов взять назад свои возражения. Но через год ситуация повторилась. В сентябре 1998 на заседании руководства ПКВ большинство его членов осудило проект бюджета на 1999. Секретарь партии Фаусто Бертинотти обвинил правительство Проди в отказе защищать наименее обеспеченные слои населения. Политический комитет ПКВ постановил прекратить поддержку кабинета, что вызвало раскол в рядах партии. Сторонники правительства во главе с председателем партии Армандо Коссутой вышли из ПКВ и образовали новую Партию итальянских коммунистов. Раскол коммунистов не помог Проди. В октябре 1998 при голосовании в Палате депутатов его кабинету был вынесен вотум недоверия большинством в один голос. Новое левоцентристское правительство сформировал лидер ДПЛС Массимо Д'Алема, включивший в него 8 министров Проди, в том числе министра иностранных дел Дини. Наряду с партиями блока «Оливковое дерево», в правительство вошли представители Партии итальянских коммунистов и Демократического союза за республику, созданного в 1998 бывшим президентом Франческо Коссигой. Последнему пообещали провести реформу политических институтов и избирательной системы. Д'Алема заявил о том, что он намерен продолжать курс на экономическую стабилизацию при проведении социально «взвешенной» политики и создании новых рабочих мест. По-прежнему осуществлялись приватизация, снижались налоги на предпринимателей и стоимость рабочей силы. Ватикан и конференция итальянских епископов выразили озабоченность тем, что правительство страны возглавил бывший коммунист. Но премьер-министр постарался развеять эти опасения на встрече с папой в Ватикане в январе 1999.
Информация о работе Внутриполитическое развитие Италии в 1945-2010 годах