Внутриполитическое развитие Италии в 1945-2010 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:01, доклад

Описание работы

Поражение Италии во Второй мировой войне нанесло итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция и черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млн человек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками. Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.

Работа содержит 1 файл

внутриполитическое развитие италии.docx

— 48.43 Кб (Скачать)

Широкое недоверие к политическим партиям  и политической элите страны вылилось в требования ввести мажоритарную систему  на выборах. Многие граждане надеялись, что, отдавая голос за конкретного  кандидата, а не за ту или иную партию, они смогут нейтрализовать самовластие  партийных аппаратов. На местном  уровне были введены прямые выборы мэров. В апреле 1993 избиратели проголосовали  на референдуме за введение мажоритарной системы на выборах в Сенат, реформу  финансирования политических партий и  ликвидацию министерств по сельскому  хозяйству, туризму и государственному участию. 

После референдума кабинет Амато ушел в отставку. Новым премьер-министром был назначен беспартийный банкир Карло Адзелио Чампи, включивший в свое правительство независимых специалистов, а также представителей ХДП, социалистов и ДПЛС. Правительство Чампи приступило к приватизации государственных фирм и компаний. Частично приватизированы были 3 крупных банка.  
В августе 1993 парламент утвердил новый порядок выборов: 75% мест в обеих палатах парламента должны были распределяться на основе мажоритарных выборов, 25% – на основе голосования за партийные списки, которые обязаны были собрать не менее 4% голосов. Реформа избирательной системы и непрекращающиеся разоблачения коррупции привели к полному изменению партийной структуры, сложившейся в Италии за послевоенные годы. Это продемонстрировали результаты выборов в местные и провинциальные органы власти в ноябре – декабре 1993. Они принесли старым партиям катастрофическое поражение: христианские демократы собрали всего лишь 10,3% голосов, социалисты – 1,2%, социал-демократы и либералы вообще лишились какого-либо значения. Победа досталась левым и правым партиям. ДПЛС, набравшая 15,9% голосов, выступила в блоке с зелеными, «Сетью» и другими небольшими группами, а во втором туре ее кандидаты получили поддержку Партии коммунистического возрождения. В итоге бывшим коммунистам удалось завоевать посты мэров в Генуе, Венеции и Неаполе; представитель зеленых Франческо Рутелли был избран мэром Рима, а лидер «Сети» Леолука Орландо – мэром Палермо. С другой стороны, успех сопутствовал правым – неофашистское Итальянское социальное движение (ИСД) получило 16,4% голосов, Лига Севера – 7,3%. Вскоре после выборов ХДП распалась на ряд новых партий (Итальянскую народную, Христианско- демократический центр и др.), под эгидой ИСД возник Национальный альянс, а предприниматель Сильвио Берлускони создал новую правую партию «Вперед, Италия» (ВИ). 

На парламентских  выборах в марте 1994, которые впервые  проходили по новому избирательному закону, борьба развернулась между  тремя основными блоками: левым  «Прогрессивным альянсом» (ДПЛС, ПКВ, ИСП, зеленые, «Сеть», Демократическое действие, социал-христиане), правым «Полюсом свободы» (ВИ, Лига Севера, Национальный альянс, ХДЦ, Союз демократического центра) и центристским (ИНП, Пакт за Италию). Победа на сей раз досталась правым: «Полюс свободы» получил 360 мест в Палате депутатов и 154 в Сенате, «Прогрессивный альянс» – 213 в Палате депутатов и 122 в Сенате, центристы – 46 в Палате депутатов и 31 в Сенате. Среди отдельных партий на первом месте оказалась «Вперед, Италия» (21,1%), на втором – ДПЛС (20,3%). 

В апреле 1994 к власти в стране пришло новое  правительство во главе с Сильвио Берлускони; в него вошли представители партий «Полюса свободы» и беспартийные министры; впервые с 1945 в нем участвовали неофашисты. Программа кабинета предусматривала верность НАТО, укрепление связей с Европейским Союзом, борьбу с безработицей, оздоровление бюджета и либерализацию экономики.  
Правительство Берлускони сразу же оказалось под огнем критики и раздиралось острыми противоречиями изнутри. Самого премьер-министра, который через свою группу фирм «Фининвест» контролировал три важнейших телевизионных канала, обвиняли в попытках захватить общественное телевидение, а также приостановить борьбу с коррупцией. По соответствующему обвинению был арестован его брат. В июле 1994 правительство издало декрет о сокращении сроков предварительного заключения и отмене подобной меры при расследовании дел о коррупции. В результате было освобождено более 2100 подозреваемых. Против декрета выступили Северная Лига (хотя ее лидеры, включая председателя Умберто Босси, также обвинялись в нарушении закона о финансировании партий) и Национальный альянс, в знак протеста в отставку подали четыре ведущих миланских прокурора, включая Антонио Ди Пьетро. Правительство вынуждено было отменить спорное постановление. В августе Берлускони вынужден был признать, что его концерн многие годы давал взятки финансовому ведомству. В декабре 1994 он сам был вызван на допрос, а его брат приговорен к тюремному заключению. 

Правое  правительство продолжило политику приватизации государственных фирм и компаний. Оно продало в частные  руки 51% акций крупнейшего страхового общества «ИНА» и утвердило план предоставления налоговых льгот  и кредитов предпринимателям, сокращения государственных расходов на здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные нужды и т.д. В ответ  профсоюзы провели в октябре  всеобщую забастовку против запланированной  пенсионной реформы, в ноябре в Риме прошла миллионная демонстрация протеста. Не только оппозиция, но и Лига Севера обвинили Берлускони в стремлении навязать стране пенсионную реформу, вопреки воле общественности. 

В декабре 1994 Лига Севера заявила о выходе из правящей коалиции, и кабинет  Берлускони вынужден был подать в отставку. Новое переходное правительство из беспартийных специалистов возглавил в январе 1995 прежний министр казначейства Ламберто Дини. В его задачи входили проведение реформы пенсионной системы, изменение закона о выборах в региональные органы власти, а также закона о средствах массовой информации, с тем, чтобы обеспечить всем партиям равный доступ к СМИ и ограничить тем самым гегемонию Берлускони. 

Довольствовавшись смещением Берлускони, профсоюзные лидеры не стали настаивать на отказе от пенсионной реформы. Согласно закону, принятому в августе 1995, до 2008 предстояло постепенно ликвидировать пенсионные льготы в государственном секторе, увеличить возраст выхода на пенсию до 57 лет и продлить минимальный срок уплаты пенсионных взносов на 5 лет. Кабинету Дини удалось увеличить косвенные налоги и сократить дефицит государственного бюджета. В вопросе о СМИ, однако, правительство постигла неудача. На референдуме в июне 1995 большинство участников проголосовало за то, чтобы одно лицо могло и впредь контролировать более одного телеканала. 

Продолжалась  борьба с коррупцией и организованной преступностью. В мае 1995 были выдвинуты  обвинения против 160 политиков и  бизнесменов в связи со взятками электрического концерна «ЭНЕЛЬ»; среди обвиненных были укрывшийся в Тунисе Беттино Кракси и бывшие лидеры ИЛП и ИРП. Бывший министр иностранных дел, социалист Джанни Ди Микелис и бывший министр, христианский демократ Карло Бернини были приговорены к многолетнему тюремному заключению. За связи с неаполитанской преступной группировкой «камора» были арестованы бывший министр внутренних дел, христианский демократ Антонио Гава, ряд бывших депутатов и предпринимателей. Прошли новые аресты и крупные суды над лицами, связанными с сицилийской мафией. Среди арестованных оказался бывший лидер ХДП Сицилии Калоджеро Маннино; шли следствия против бывшего премьера Андреотти и бывшего министра обороны, социалиста Сальво Андо (приговорен в декабре 1995). В сентябре 1995 начался суд над Андреотти, обвиненного в том, что он был римским представителем мафиозной организации «Коза ностра», в причастности к убийствам. (В 1999 суд низшей инстанции оправдал Андреотти за недостатком доказательств, но прокуратура обжаловала это решение). В октябре 1995 были вынесены очередные приговоры к тюремному заключению против ряда видных политиков – Беттино Кракси (общая сумма приговоров против этого бежавшего из страны деятеля достигла 28 лет), Арландо Форлани и лидера Лиги Севера Умберто Босси. В мае 1996 был осужден бывший министр внутренних дел, христианский демократ Антонио Гава. Начались судебные преследования лиц, связанных с бывшим премьер-министром Сильвио Берлускони. В январе 1996 стартовали суды над ним и его братом; аресту подвергся председатель следственного суда Рима Сикилланнте, обвиненный в получении взяток от концерна «Фининвест»; обвинения были выдвинуты против одного из лидеров движения «Вперед, Италия», бывшего министра обороны Чезаре Превити. (В 1999 Берлускони был оправдан за недостаточностью доказательств и давностью преступлений). В 1997 к тюремному заключению был приговорен бывший министр здравоохранения, либерал Франческо Де Лоренцо. 

В октябре 1995 Сенат вынес вотум недоверия  министру юстиции Филиппо Манкузо, которого обвинили в том, что он чинил препятствия прокуратуре в расследовании дел о коррупции. Против кабинета Дини выступали как правые партии, так и левая ПКВ, недовольная его социальной и экономической политикой. В январе 1996 правительство подало в отставку. Президент Скальфаро поручил министру Антионио Макканико сформировать новый кабинет, который должен был добиться введения в стране президентской системы правления и федералистских элементов государственного устройства. Попытки Макканико не увенчались успехом, и президент назначил проведение досрочных парламентских выборов.  
К выборам в апреле 1996 политические силы Италии сгруппировались в два основных блока – правый («Полюс свободы» в составе ВИ, Лиги Севера, Национального альянса, Христианско-демократического центра и Объединенных христианских демократов) и левоцентристский. В роли последнего выступила коалиция «Оливковое дерево» во главе с экономистом из Болоньи Романо Проди. В левоцентристский союз вошли ДПЛС, ИНП, созданные Дини и Макканико политическое движения «Итальянское обновление» и «Демократический союз», зеленые и другие мелкие партии; его поддержала также ПКВ. 

Выборы  выиграло «Оливковое дерево». Входящие в коалицию кандидаты и партии завоевали 284 места в Палате депутатов  и 157 в Сенате, причем ДПЛС стала крупнейшей отдельной партией страны, набрав 21,1% голосов. Партия коммунистического  возрождения, готовая при определенных условиях поддержать левоцентристов против правых, получила 8,6% голосов, заняв 20 мест в Палате депутатов и 10 в Сенате. Правый «Полюс свободы» довольствовался 246 местами в Палате депутатов и 116 в Сенате. Остальные места достались мелким и региональным партиям. В мае 1996 Романо Проди сформировал первое правительство блока «Оливковое дерево»; в него вошли министры от ДПЛС, Итальянской народной партии, Итальянского обновления, Демократического союза, зеленых, а также беспартийные, включая бывшего прокурора Антонио Ди Пьетри. В качестве основных задач своего кабинета Проди назвал децентрализацию государства, борьбу с мафией и коррупцией, реформу образования, а также оздоровление экономики без демонтажа социального государства. 

Лига  Севера, ободренная своим успехом  на выборах (она вышла на первое место  по результатам в Северной Италии), предприняла серию шагов, направленных на отделение этих областей от единого  итальянского государства. 5 мая 1996, выступая на «Парламенте Севера», созванном  в Мантуе, председатель Лиги Умберто Босси провозгласил восемь северных регионов независимой «Республикой Падания»; были сформированы «Временное правительство» во главе с бывшим министром бюджета Джанкарло Пальярини и «Временный комитет освобождения Падании». Однако этот акт имел лишь символическое значение. Следующая демонстрация такого рода была предпринята 15 сентября 1996, когда Босси провозгласил в Венеции независимость Падании, уже в составе одиннадцати регионов Северной и Центральной Италии. Мера должна была вступить в силу с 15 ноября 1997, если переговоры с правительством Италии «о мирном разъединении» не увенчаются успехом. Однако этот акт вызвал куда меньшую поддержку среди населения, чем рассчитывала Лига, а центральные власти настойчиво предостерегли сепаратистов от односторонних действий. 

В противовес им центральные власти разработали  собственный план конституционной  реформы, одобренный специальной парламентской  комиссией в июне 1997. Он предусматривал как усиление исполнительной власти, так и децентрализацию Итальянского государства. Предполагалось введение «полу-президентской» системы, при которой глава государства избирался непосредственно населением и получал дополнительные полномочия по роспуску парламента, в области внешней и военной политики. Расширялась компетенция местных, провинциальных и региональных органов, а парламентам регионов предоставлялись законодательные права во всех сферах, за исключением юстиции, валютной, внешней и военной политики. Однако конституционные реформы не получили достаточной поддержки населения. В референдумах в апреле 1999 и мае 2000 о введении мажоритарной системы голосования приняло участие менее 50% избирателей, и они были сочтены недействительными.  
Правительство Проди в целом продолжило прежний экономический и финансовый курс, направленный на вступление в Европейский валютно-финансовый союз. В рамках политики по сокращению государственных расходов оно проводило приватизацию собственности государства, повышало косвенные налоги и осуществляло режим экономии в социальной области. В ноябре 1996 и марте 1997 по стране прокатились демонстрации протеста, организованные оппозиционными партиями и профсоюзами (в них приняли участие от нескольких сотен тысяч до одного миллиона человек). Весной 1997 правительству удалось достичь компромисса с Партией коммунистического возрождения, которая категорически возражала против сокращения социальных расходов, пенсионной реформы и т.д. Ее помощь была необходима правящему блоку в Сенате, где «Оливковое дерево» не имело самостоятельного большинства. В обмен на обещание уступок в социальной сфере и создания новых рабочих мест коммунисты согласились на сей раз поддержать план жесткой экономии. 

В области  внешней политики правительство  Проди стремилось, в частности, развивать отношения со странами Центральной и Восточной Европы. В рамках «новой восточной политики» министра иностранных дел Ламберто Дини укреплялись экономические, политические и военные связи со Словенией и Венгрией. Однако посылка Италией 2,5-тысячного армейского контингента в Албанию после произошедшего там весной 1997 народного восстания чуть было не привела к правительственному кризису, поскольку ПКВ отказалась поддержать этот шаг. 

В сентябре 1997 ПКВ заявила, что ни в коем случае не собирается голосовать за правительственный  проект финансового закона на 1998. Премьер-министр  Проди подал в отставку, но затем ему удалось убедить руководство коммунистов взять назад свои возражения. Но через год ситуация повторилась. В сентябре 1998 на заседании руководства ПКВ большинство его членов осудило проект бюджета на 1999. Секретарь партии Фаусто Бертинотти обвинил правительство Проди в отказе защищать наименее обеспеченные слои населения. Политический комитет ПКВ постановил прекратить поддержку кабинета, что вызвало раскол в рядах партии. Сторонники правительства во главе с председателем партии Армандо Коссутой вышли из ПКВ и образовали новую Партию итальянских коммунистов. Раскол коммунистов не помог Проди. В октябре 1998 при голосовании в Палате депутатов его кабинету был вынесен вотум недоверия большинством в один голос. Новое левоцентристское правительство сформировал лидер ДПЛС Массимо Д'Алема, включивший в него 8 министров Проди, в том числе министра иностранных дел Дини. Наряду с партиями блока «Оливковое дерево», в правительство вошли представители Партии итальянских коммунистов и Демократического союза за республику, созданного в 1998 бывшим президентом Франческо Коссигой. Последнему пообещали провести реформу политических институтов и избирательной системы. Д'Алема заявил о том, что он намерен продолжать курс на экономическую стабилизацию при проведении социально «взвешенной» политики и создании новых рабочих мест. По-прежнему осуществлялись приватизация, снижались налоги на предпринимателей и стоимость рабочей силы. Ватикан и конференция итальянских епископов выразили озабоченность тем, что правительство страны возглавил бывший коммунист. Но премьер-министр постарался развеять эти опасения на встрече с папой в Ватикане в январе 1999. 

Информация о работе Внутриполитическое развитие Италии в 1945-2010 годах