Внутренняя политика России XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

После смерти в результате заговора Павла I, престол занял его старший сын, Александр Павлович (годы правления 1801-1825). Сразу же по восшествии на престол он отменил ряд решений своего отца, вызывавшие наибольшее неприятие дворянского сословия, в частности были подтверждены гарантии, данные при Екатерине II в Жалованных грамотах дворянству и городам 1785 г. Были введены некоторые послабления в цензуре, отменен запрет деятельности частных типографий.

Содержание

Либеральный курс Александра I.
Николай I и укрепление самодержавной власти в России.
От либерализма к консерватизму в пореформенной России.
Тест.

Работа содержит 1 файл

Либеральный курс Александра I.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

В 1865 г. для столичных изданий была отменена предварительная цензура. Теперь правительство налагало на прессу наказания за уже вышедшие в свет статьи.

Глубокие  реформы затронули и армию: страна была разделена на пятнадцать военных  округов, преобразовывалась судебная система и учебные заведения. С 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность, причем значительные льготы предоставлялись в зависимости от образования (это стимулировало рост грамотности в стране). Преобразования затронули также сферу финансов, положение православного духовенства, духовные учебные заведения. По отношению к иноверию и религиозному инакомыслию правительство в целом придерживалось начал веротерпимости.

Великие реформы привели общественно-политическое устройство России в соответствие с  потребностями второй половины XIX в., повысили энергию общества и мобилизовали ее на выполнение общенациональных задач. Был сделан важный шаг в формировании правового государства (государства, деятельность которого ограничивается законами) и гражданского общества, т.е. общества самостоятельного, живущего независимой от государства жизнью. В то же время успех реформ привел, как ни парадоксально, к их незавершенности. Царь и многие правительственные деятели, видя, что общественный кризис преодолен, решили, что преобразования можно и не продолжать. В обществе же не было силы, способной оказать давление на правительство. Между тем, столь радикальные реформы никак нельзя было бросать на полпути — их необходимо было довести до логического завершения, и, прежде всего, привлечь общество к обсуждению общегосударственных вопросов — создать общероссийское представительство. Без этого общественные потрясения были неизбежны.

Зигзаги и колебания в правительственной  политике начали проявляться очень  рано — уже в апреле 1861 г. Милютин  и его покровитель министр внутренних дел С.С.Ланской получили отставку. Министром внутренних дел стал П.А.Валуев. Он не был противником реформ, однако считал, что в пореформенной России преобладание должно получить дворянство как самый культурный и консервативный класс. В соответствии с этими идеями Валуев начал искоренять заложенные Милютиным принципы.

В середине 1860-х гг. Валуев и великий князь  Константин Николаевич подали царю, проекты  учреждения общероссийского совещательного представительства, однако они были отвергнуты Александром II. А в обществе, разбуженном реформами, уже нарастало недовольство непоследовательностью правительства, подогреваемое леворадикальной печатью. Покушение Д.В.Каракозова на царя в 1866 г. стало сигналом для начала реакции. Многие либералы в правительстве получили отставку, остальные лишились прежнего влияния.

Важнейшие реформы подверглись искажениям и ограничениям. Правительство жестко пресекало всякие попытки земств расширить свою компетенцию, и в  особенности — затронуть политические вопросы. Политические дела фактически были изъяты из ведения новой судебной системы, значительно расширилась власть администрации над прессой. Был ужесточен надзор администрации за начальными училищами, за студенчеством. В гимназиях вводилось усиленное преподавание мертвых языков (латинского и древнегреческого) в ущерб естественным наукам, русской истории и литературе.

С середины 1870-х гг. временное оцепенение общества сменилось периодом общественного  брожения. Радикалы перешли к террористической борьбе. Правительство пыталось ограничиться полумерами и ужесточением репрессий. Лишь в феврале 1880 г., после того, как террористы организовали взрыв в Зимнем дворце, к власти пришел сторонник конструктивных мер — генерал М.Т.Лорис-Меликов. Он ужесточил и упорядочил репрессии против революционеров, однако одновременно пошел на определенные уступки умеренным, либеральным кругам, чтобы отвлечь их от содействия террористам. В 1881 г. Лорис-Меликов выдвинул проект созыва общероссийского представительства. Утром 1 марта 1881 г. царь одобрил проект; однако через несколько часов террористы, мобилизовав последние силы, смертельно ранили царя. Приход к власти нового императора — Александра III — похоронил надежды на продолжение реформ; наступил период новой — гораздо более глубокой и последовательной реакции.

Александр III    (1845 — 1894) вступил на престол в 1881 г. тридцати шести лет  от роду  после  гибели своего отца Александра II от бомбы террориста.

Наследником престола Александр III стал лишь в двадцать лет после смерти своего старшего брата Николая и только с этого времени начал получать более обширное образование, необходимое государственному деятелю. Упорный и настойчивый, не лишенный практической сметки, Александр III был наделен весьма прямолинейным и примитивным умом. Идеалом царя было патриархальное, отеческое правление, единение царя с народом, разделение общества на устойчивые сословия, национально-самобытное развитие.

Ближайшим советником царя был бывший наставник  Александра К.П.Победоносцев (1827-1907), занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода (т.е. чиновника, ведавшего отношениями православной церкви и государства). Большим влиянием в царствование Александра III пользовался и известнейший реакционный журналист М.Н.Катков. В 1860-е гг. Катков и Победоносцев участвовали в подготовке Великих реформ; к 1880-м гг. они стали их яростными врагами. Катков предлагал полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывал к административно-политическим переустройствам. Победоносцев больше надежд возлагал на изменения в умах и душах людей, на усиление влияния церкви.

В первые месяцы после гибели Александра II в правительстве царила растерянность: ничего не знал о силах революционеров, Александр III не осмелился сразу уволить министра внутренних дел графа М.Т.Лорис-Меликова — сторонника уступок умеренным слоям общества. Однако рассчитывать на то, что Александр III будет сочувствовать либеральным мерам, не приходилось. Победоносцев — главный противник либералов — в глубокой тайне подготовил манифест о "незыблемости самодержавия" и убедил царя подписать его. Сторонникам преобразований дали понять, что их планы отвергаются: в конце апреля — начале мая 1881 г. Лорис-Меликов и его единомышленники вынуждены были подать в отставку.

Министром внутренних дел стал граф Н.П.Игнатьев — в прошлом крупный дипломат, известный как ревнитель национальных начал и славянских интересов. Игнатьев попытался найти средний путь между либерализмом и реакцией. Он провел ряд социально-экономических преобразований, до известной степени облегчивших положение народа. Крестьяне были переведены на обязательный выкуп (до этого перевод крестьян, освобожденных от крепостного права, на выкуп зависел от воли помещика; крестьяне, не переведенные на выкуп, продолжали нести повинности в пользу помещика; к 1881 г, в таком положении находилось 15% бывших помещичьих крестьян). Были понижены выкупные платежи.

Учреждался  Крестьянский банк, помогавший крестьянам в покупке земли; была начата отмена подушной подати. Вступил в силу закон о фабричной инспекции, регулировавший отношения между рабочими и предпринимателями; ограничивалось применение детского труда.

Отвергая  либеральные стремления к конституции  и парламенту, Игнатьев попытался  организовать созыв земского собора — некой национально-самобытной формы представительства. Однако Победоносцев и Катков, вовремя узнав о планах Игнатьева, резко воспротивились какому бы то ни

было  привлечению общества к обсуждению государственных вопросов. В мае 1882 г. Игнатьев вышел в отставку, его должность получил граф Д.А.Толстой, проводивший в 1860-1870-е гг. реакционную политику на посту министра народного просвещения. С этого времени правительство открыто перешло к реакции.

В начале 1880-х гг. самодержавие  значительно усовершенствовало свою карательную политику, что позволило   ему разгромить внутренне ослабленную "Народную волю".

В августе 1881 г. было утверждено "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". Согласно ему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранка) — жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности.

В августе 1882 г. были приняты Временные правила о печати. Отныне совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. В 1884 г. появился новый университетский устав, ликвидировавший выборность профессоров, деканов, ректора, резко ограничивший права университетского самоуправления.

Правительство стремилось придать образованию  сословный характер: плата за обучение в университетах была повышена, а министр народного просвещения издал в 1887 г. так называемый "циркуляр о кухаркиных детях", предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий.

В сфере  начального образования усиленно внедрялись церковные школы, которым Победоносцев стремился придать строго охранительный характер.

В 1889 г. был принят закон о земских начальниках, касавшийся местного крестьянского управления. Сословная обособленность крестьянского управления сохранялась и закреплялась, оно было отдано под власть земских начальников — особых должностных лиц из числа местных помещиков, соединивших в своих руках судебную и административную власть.

В 1890 г. вышло новое Земское положение, значительно усилившее власть администрации над местным самоуправлением. Выборы в земство стали проводиться строго по сословному признаку, представительство дворян значительно увеличилось. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, значительно урезавшее самостоятельность городского самоуправления, в три-четыре раза уменьшившее число городских избирателей.

Несколько раз правительство предпринимало  наступление на судебные учреждения, однако решительных преобразований здесь провести не удалось, пришлось ограничиться довольно незначительными поправками. В социально-экономической сфере правительство стремилось защищать интересы дворянства. Для этого был учрежден Дворянский банк, принято выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы. Правительство пыталось предотвратить социальное расслоение крестьянства: были ограничены семейные разделы крестьян, приняты меры против отчуждения крестьянских наделов.

Реакционная политика правительства Александра III провозглашала утверждение национально-самобытных начал в жизни России. Это сказалось в ухудшении положения нерусских народов, религиозных и национальных меньшинств. Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев, проводилась русификация Прибалтики. Мерами государственного принуждения нередко подкреплялась деятельность православных миссионеров в разных концах Империи — среди лютеран Прибалтики и униатов Западной Украины, мусульман Поволжья и буддистов Забайкалья, старообрядцев и сектантов.

Реакционные преобразования 1880-1890-х гг. получили название контрреформ. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политике правительства. Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли; в то же время они крайне обострили отношения между правительством и обществом. Придерживаясь реакционного курса в политике, правительство Александра III вынуждено было поощрять развитие капитализма в социально-экономической сфере. Нарастали угрожающие диспропорции, чреватые общественными потрясениями.

Для многих общественных деятелей эпоха Александра III была временем, когда, по словам А.А.Блока, "в сердцах царили сон и мгла"; иным она представлялась эрой национального возрождения и социального мира, сменившего потрясения рубежа 1870-1880-х гг. Общественные противоречия, однако, не исчезли — они лишь ушли вглубь, чтобы с новой силой выйти на поверхность в начале 1900-х. 
 
 
 
 

Тест. 

  1. Александр I Благословенный (1801-1825)
  2. Николай I Палкин (1825-1855)
  3. Александр II Освободитель (1855-1881)
  4. Александр III Миротворец (1881-1894)
  5. Николай II Кровавый (1894-1917)
 

     

     Список литературы:

  1. История Отечества, ред. Полунов А.Ю, Орлов А.С, Шестова Т.Л, - М., 2006
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/19_век
  3. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_6.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       20 ноября 2010  
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Внутренняя политика России XIX века