Внутренняя политика России XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

После смерти в результате заговора Павла I, престол занял его старший сын, Александр Павлович (годы правления 1801-1825). Сразу же по восшествии на престол он отменил ряд решений своего отца, вызывавшие наибольшее неприятие дворянского сословия, в частности были подтверждены гарантии, данные при Екатерине II в Жалованных грамотах дворянству и городам 1785 г. Были введены некоторые послабления в цензуре, отменен запрет деятельности частных типографий.

Содержание

Либеральный курс Александра I.
Николай I и укрепление самодержавной власти в России.
От либерализма к консерватизму в пореформенной России.
Тест.

Работа содержит 1 файл

Либеральный курс Александра I.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

План.

  1. Либеральный курс Александра I.
  2. Николай I и укрепление самодержавной власти в России.
  3. От либерализма к консерватизму в пореформенной России.
  4. Тест.
 

Либеральный  курс Александра I

После смерти в результате заговора Павла I, престол занял его старший сын, Александр Павлович (годы правления 1801-1825). Сразу же по восшествии на престол он отменил ряд решений своего отца, вызывавшие наибольшее неприятие дворянского сословия, в частности были подтверждены гарантии, данные при Екатерине II в Жалованных грамотах дворянству и городам 1785 г. Были введены некоторые послабления в цензуре, отменен запрет деятельности частных типографий.

Первые  годы царствования Александра I — «дней александровых прекрасное начало», по словам А.С.Пушкина, характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы — гр. П.А.Строганов, гр. В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, кн. А.А.Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни — крепостничество, проблема государственных преобразований, вопрос о распространении просвещения.

В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получали право освобождать крестьян с землей за выкуп. В 1804-1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Эти преобразования свидетельствовали о серьезных намерениях императора. Однако результаты первой меры были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков; вторая же реформа осталась локальной по своему характеру.

В 1803 г. было утверждено новое положение  об устройстве учебных заведений. Вводилась  преемственность между школами  различных ступеней — приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. По уставу 1804 г. университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был издан также достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Правление Александра I характеризовалось самой широкой веротерпимостью.

В 1802 г. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был учрежден Комитет министров. Первоначально было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения. Более четко структура и функции министерств были определены в 1811 г.

Изменения в системе государственного управления не могли не отразиться на положении православной церкви, которая со времен Петра I во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство — Синод — по своему устройству был подобием петровских коллегий: поскольку во всех отраслях государственной жизни утвердилось единоначалие, сменившее принцип коллегиальности, то подобные процессы должны были произойти и в сфере церковного управления. Здесь единовластным начальником постепенно становится правительственный чиновник — обер-прокурор, который в XVIII в. лишь наблюдал за законностью решений Синода.

В 1810 г. был учрежден высший законосовещательный  орган при императоре — Государственный совет. Он централизовал законодательное дело, обеспечил единообразие юридических норм. Созданная при Александре I система государственных органов с небольшими изменениями просуществовала до 1917 г.

Изменения в административной системе России все сильнее подчеркивали необходимость  всеобъемлющей государственной  реформы. Ее выработку царь поручил  М.М.Сперанскому (1772-1839 гг.). Сын бедного сельского священника, Сперанский благодаря своим блестящим способностям совершил головокружительную карьеру и стал к 1807 г. ближайшим советником императора. По проектам Сперанского было завершено преобразование в 1811 г. министерской системы и создан Государственный совет.

В своем  проекте коренной государственной  реформы — "Введении к уложению государственных законов" — Сперанский предложил ввести строгое разделение властей и привлечь общество к  государственному управлению. Верхи  общества должны были избирать депутатов в местные думы и центральную Государственную Думу: эти органы имели законодательные функции. Министерства в центре и местные управления являлись исполнительной властью. Независимые от администрации суды должны были подчиняться Сенату. Средоточием всех властей являлся император.

Замыслы Сперанского вызвали резкую оппозицию  в верхах общества. Знаменитый писатель и историк Н.М.Карамзин подал царю "Записку о древней и новой России", в которой доказывал, что всякое нарушение безусловно самодержавного характера царской власти приведет Россию к смутам, что благоденствие России принесут не административные реформы, а подбор достойных людей на руководящие посты. Не был готов к идеям Сперанского и сам император, весьма ревниво относившийся к своей власти. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан.

Сталкиваясь с неприязнью большей части дворянства, все сильнее запутываясь в  противоречиях своей политики, Александр  I, однако, не оставлял мысли о реформах. В 1815 г. Царству Польскому, вошедшему в состав Российской империи после разгрома Наполеона, была дарована конституция. Согласно ей, законодательной властью обладал парламент (сейм), а исполнительной — император, представленный в Польше наместником. Принципы польской конституции использовались в Государственной Уставной грамоте — конституционном проекте, предназначенном для России. По поручению Александра этот документ в глубокой тайне разрабатывал министр юстиции Н.Н.Новосильцев.

По указанию царя разрабатывались и проекты  отмены крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера противоположного характера. В 1816 г. Александр, желая уменьшить затраты на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселяне должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Они обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой; по приказу начальства они должны были и вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А.А.Аракчеев (1769-1839) — беспредельно преданный царю, беспощадный и жестокий администратор.

Введение  военных поселений вызвало упорное  сопротивление крестьян: в 1817 г. крупное восстание произошло в Новгороде, в 1819 г. — в Чугуеве. В 1820 г. с протестом против муштры и жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк. Постепенно до императора стали доходить известия о возникающих среди офицерства тайных антиправительственных обществах.

С 1820-х  гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции. В 1821 г. были разгромлены Московский и  Казанский университеты: ряд профессоров  был уволен и отдан под суд. Еще в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием и религиозной жизнью российских подданных. Поддерживаемое правительством Библейское общество колоссальными тиражами издавало духовную литературу. Новое министерство и Библейское общество оттеснили на второй план официальную православную церковь.

Видя  фактический крах своей политики, Александр I все в большей степени отходил от государственных дел: с 1822 г. единственным докладчиком царю по всем вопросам стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Во время одного из таких путешествий он умер в городе Таганроге в возрасте 48 лет.

Николай I и укрепление самодержавной власти в России.

Третий  сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796-1855 гг.) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Его время — апогей самодержавия в России.

Годы  учения оставили в Николае непреодолимое  отвращение к "отвлеченным предметам" — философии, праву, политэкономии. Зато с упоением он предавался военным занятиям. Однако политика Николая I не была лишь следствием его ограниченности. Николай царствовал в эпоху революционных потрясений на Западе. Правление его предшественника Александра I, обильное либеральными начинаниями, завершилось в 1825 г. восстанием декабристов. В связи с этим Николай уверовал в пагубность человеческой свободы, самостоятельности общества. Обеспечить благоденствие страны могли, по его мнению, строгое выполнение всеми своих обязанностей, регламентация всей общественной жизни, всеохватный контроль за ней сверху.

Большинство современников видело в Николае  I лишь гасителя свободы и мысли, упоенного, и ослепленного самовластием деспота. Так считали видные общественные деятели Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин и др. Не многие хотели замечать, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России. Самодержавную власть Николай воспринимал не как право, а как обязанность. Вся его жизнь была жестко регламентирована и заполнена работой; он вставал рано утром, спал на жесткой постели, был крайне умерен в еде.

Следуя  замыслу о благодетельных преобразованиях, проводимых исключительно по почину всезнающей власти, Николай образовал  Комитет 6 декабря 1826 г. Он был призван подготовить проекты преобразований по всем частям государственного управления. В том же году началось превращение Собственной его императорского величества канцелярии в важнейший орган государственной власти. Во II отделении была сосредоточена работа по кодификации законов. III отделению были вручены дела высшей полиции (для этого ему был придан корпус жандармов) и, по сути, контроль над всеми сторонами российской жизни. III отделение должно было стать всевидящим оком царя и сделать ненужными конституционные преобразования. Во главе III отделения стал близкий к Николаю гр. А.Х.Бенкендорф.

Идея  порядка и регламентации воплотилась  в кодификации русского законодательства, проведенной под руководством М.М.Сперанского. Им были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи", включающее все русское законодательство, начиная с Соборного Уложения 1649г. и "Свод законов", в котором были собраны действующие законы.

Николаевская  попытка усовершенствования государственного управления потерпела, однако, полный крах. Действовавший втайне от общества Комитет 6 декабря не выработал сколько-нибудь действенных мер. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль за ходом дел на местах. Мелочная регламентация вела к волоките, злоупотреблениям.

Наряду  с проблемой преобразования системы  государственного управления важнейшим  был вопрос о  крепостном  праве.  В  течение николаевского царствования было создано десять  секретных комитетов по крестьянскому вопросу; наиболее известны из них комитеты 1835 и 1839 гг.

Итогом  работы последнего комитета был Указ 1842 г. об обязанных крестьянах. Он позволял помещикам отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю не в собственность (как это предусматривалось законом о вольных хлебопашцах 1803 г.), а в пользование. Но поскольку освобождение крестьян вверялось доброй воле помещиков, последствия этого указа были незначительны.

В 1837 г. под руководством одного из самых видных сотрудников Николая — гр. П.Д.Киселева — была проведена реформа государственной деревни. Государственным крестьянам было дано самоуправление, был упорядочен аппарат управления государственной деревней, во главе которого встало Министерство государственных имуществ. Пересматривалось наделение крестьян землей, обложение их податями. Сходные преобразования были проведены в удельной деревне, однако положение помещичьих крестьян так и не было изменено.

В 1844 г. в западных губерниях началось введение инвентарей: правительство регламентировало размеры крестьянских наделов и повинностей, стремясь ограничить влияние местного (в основном, польского) дворянства, оппозиционного России. Однако мера эта носила лишь локальный характер.

Разложение  феодализма сказывалось в размывании сословной системы. Дворянство беднело  и разорялось; стремясь спасти благородное сословие от "засорений" выходцами из нижних слоев, правительство в 1845 г. резко повысило чины, дававшие дворянское звание.

Кроме того, стремясь предоставить должное  место в сословной структуре  богатеющим и крепнущим торгово-промышленным слоям, правительство в 1832 г. ввело новое сословие — почетных граждан. Как и дворяне, почетные граждане освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

<

Информация о работе Внутренняя политика России XIX века