Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 15:30, реферат
В данной работе проанализируем, действительно ли реформы Избранной рады и политика опричнины – это разные пути развития страны, действительно ли середина XVI в. – это очередная «развилка» российской истории? Попробуем выявить причины установления в стране единоличной диктатуры, проанализировать ее последствия. Рассмотреть технологии управления, которые использовал Иван IV для достижения своих целей.
Для этих целей царь и ввел систему опричнины, разделения всех земель государства на две части. Одну он забрал под свое личное руководство, учредил там свою Боярскую думу, приказы, войско. Назвал он эту часть страны опричной и его особой территорией. Слово «опричнина» происходит от древнего русского слова «опричь», что означает «кроме». Другая часть была названа «земщина», что означало остальную землю. Там сохранялось старое управление во главе со старой Боярской думой. В опричнину царь забрал наиболее богатые и стратегически важные части страны. Сюда попали новгородские территории, земли по Волге, ключевые торговые пути, районы соледобычи, центральные уезды с обширными вотчинными и поместными землями, часть Москвы, а также пограничные земли на западе.
Из взятых в опричнину земель доходы должны были поступать на содержание царского двора и опричного войска. Занимаясь опричной территорией, царь не упускал из поля зрения и земщину. Все важнейшие дела по другой части государства докладывались ему.
Одновременно был образован корпус личной царской гвардии, телохранителей Ивана IV. Вскоре это опричное войско достигло 5 тыс. человек. В него входили люди, лично преданные Грозному. Опричники носили мрачную черную одежду. Всадники привязывали на шею лошадям собачьи головы, а к крупу – небольшие метелки. Это означало, что они должны вынюхивать, выгрызать и выметать измену из страны. Вокруг Ивана сплотились его новые приспешники – люди неродовитые, ранее незначительные: Алексей Басманов, Василий Грязной, Малюта Скуратов и др. Управы или суда на опричников найти было невозможно – ведь они прикрывались именем государя, действовали от его имени. Среди убийц-опричников, слепо преданных царю, особо выделялся Малюта Скуратов.
Цели опричнины выявились сразу же. Один из первых был казнен герой взятия Казани князь Александр Горбатый. Начались расправы с неугодными лицами. С опричной территории выселялись многие бояре и отправлялись под Казань.
В разгар опричнины царь собрал Земский собор, чтобы обсудить вопрос об отношениях с Ливонией. Большинство его участников высказалось за войну, особенно ратовали помещики, стремящиеся получить земли на западе, а также купечество, мечтавшее использовать в своих торговых интересах порты на Балтике. На этом соборе группа дворян обратилась к царю с просьбой о ликвидации опричнины.
Результат Собора был закономерным: в 1567 г. новая русская рать отправилась в Ливонию. Но одновременно царь начал новые репрессии. Часть противников опричнины была казнена.
Против опричнины выступил митрополит Филипп из семьи бояр Колычевых. Не боясь царя, он в своих проповедях в Успенском соборе обличал его насилия. Вскоре митрополит был смещен с престола и отправлен в заточение в один из тверских монастырей. Многие его сторонники из числа церковных деятелей также пострадали. В дальнейшем Малюта Скуратов добрался до кельи бывшего митрополита и задушил его.
Позднее церковь объявила митрополита Филиппа святым.
За
гибелью митрополита
Особое место в истории опричнины занял поход опричного войска во главе с царем на Новгород в 1570 г.
Новгород – этот город былых вольностей, открытый Западу, был давно уже ненавистен царю. Он понимал, что его идеи самодержавной власти никогда не найдут здесь поддержку ни среди боярства, ни среди простых людей. И теперь корпус опричников двинулся на крамольный город. По пути опричники разгромили Клин, потом Тверь, потом Торжок. За собой они оставляли тысячи трупов, разоренные города, ограбленные дома.
В январе 1570 г. царь вступил в Новгород. К этому времени передовые отряды опричников уже ограбили здешние монастыри. Затем опричники начали хватать и бояр, всех, кто был под подозрением, а потом уже всех без разбора. Новгородская округа была опустошена, зерно сожжено, скот уничтожен. Погибло много крестьян, ремесленников, купцов. Тысячи возов с награбленным имуществом сопровождали Ивана IV в обратный путь. Это была победа над своим народом. Такого Новгород не знал и при татарах. Карательные экспедиции потрясли также недавно захваченную Нарву, Ивангород, Псков.
Возвратясь в Москву, Иван Грозный предпринял еще более устрашающие казни. На этот раз он решил расправиться с московскими приказными людьми, а также с пригнанными в Москву новгородцами. На одной из площадей Москвы царь и его свита сами кололи их пиками и секли саблями головы беззащитных людей.
Опричнина свирепствовала все более люто. Погибли уже многие тысячи людей. А конца казням не было видно. Опричники вошли во вкус насилий, грабежей и убийств. Тысячи их выискивали врагов, доносили на безвинных, чтобы завладеть их имуществом. В этом позорном деле, развязанном Грозным, участвовало не только опричное войско, но и рядовые горожане и даже холопы, те, кто хотел свести счеты со своими недругами. Грозный царь лишь дал сигнал к опричной политике, а дальше во многом уже действовали сами люди. По существу, одна часть населения при поддержке царя ополчилась против другой. Вскоре опричники стали доносить друг на друга, обвинять друг друга в измене государю, бороться за почетное место около царя, за земли, доходы, привилегии. Снова полетели головы, на этот раз уже самих опричников.
Последние казни пришлись на военных. За время опричнины погибли от казней или бежали за рубеж все известные русские полководцы.
Нельзя думать, что происходившие в России события были в XVI в. чем-то особенным. Повсюду в Европе централизация государств сопровождалась жестокими казнями, преследовавшими соперников, выдвижением новых фаворитов. В каждой стране имелись свои особенности. В Испании, например, свирепствовала католическая инквизиция, и Филипп II с удовольствием смотрел, как ежедневно по 20-30 человек горели на кострах его противники, представители испанской знати. Французский король Карл IX сам участвовал в беспощадной резне протестантов в Варфоломеевскую ночь 1572 г. Шведский король Эрик XIV пролил не меньше крови во время многочисленных убийств своих врагов, чем Иван Грозный. Английская королева Елизавета ожесточенно боролась с законной наследницей престола Марией Стюарт, казнила ее и многих ее сторонников. Любопытно, что в ходе переписки Елизавета и Иван IV обещали предоставить друг другу политическое убежище, если придется бежать из своей страны.
К 1572 г. опричные казни стали затухать. Главная цель была достигнута. С помощью опричнины Иван Грозный подавил всякую оппозицию, очаги удельной обособленности, уничтожил не только своих открытых противников, кто не принимал его идей самодержавия, но всех, кто протестовал или даже сомневался в его методах управления.
Вскоре стало очевидно, что опричнина начала себя изживать. Опричники больше боролись между собой, чем блюли интересы царя. В битвах под Москвой с крымскими татарами опричная рать показала себя с самой дурной стороны. В 1572 г. царь даже запретил употреблять слово «опричнина».
Опричное войско было распущено. Но так полюбившиеся царю расправы продолжались и далее.
Напряжение Ливонской войны, набеги крымского хана, разорения, причиненные стране опричниной, принесли стране неисчислимые потери. А главной из них, вероятно, были люди. В войне гибли сильные, здоровые, молодые воины, опричный террор привел к смерти многих одаренных воевод, приказных людей, а также купцов, ремесленников, крестьян. Целые боярские и дворянские семьи были вырезаны под корень, репрессий не избежала и Церковь. А ведь это были опытные руководители вотчинных и поместных хозяйств, военные, деятели культуры. Как говорили тогда, государство «запустело». На месте многих сел и деревень теперь располагались пустоши. Особенно большие беды постигли местности, близкие к фронту военных действий – в новгородских и псковских землях, а также там, где прошелся меч опричнины. Здесь крестьяне обрабатывали лишь малую часть прежних земель. Во много раз выросли налоги, в стране широкое распространение получили разбои, грабежи, начались кое-где крестьянские волнения, человеческая жизнь совершенно потеряла цену. Многие крестьяне бежали в леса, на свободные земли, присоединялись к казакам. Так называли свободных полуземлевладельцев, полувоинов, которые собирались в большие ватаги, особенно на южных границах государства, на вновь присоединенных землях Предуралья, строили жизнь по своему усмотрению, не подчиняясь государству, воеводам, приказным людям.
Во многих уездах страны некому стало работать в помещичьих хозяйствах, кормить дворян, содержать войско.
В этих условиях правительство Ивана Грозного ввело в 1581 г. так называемые заповедные годы. Переход крестьян в Юрьев день был запрещен впредь до особого указа. С тех пор и идет поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Эта
мера вводилась сначала как
Заключение
Личность и деятельность Ивана Грозного были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, которые имели и объективное происхождение. В исторический процесс развития средневекового Российского государства он внес свой, к тому же не малый вклад. Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям и ликвидации опасных очагов внешней агрессии против России. Вместе с тем его характеризует жестокость в борьбе с действительными и мнимыми противниками. Во многом этим объясняется то, что с его именем нередко связано представление о разгуле террора, о подозрительности и жестокости в деятельности правителя страны, а слово «опричнина» стало нарицательным обозначением крайнего беззакония, произвола, массового истребления неповинных людей.
18
марта 1548 г. московские колокола
своим печальным перезвоном
Подведем итоги
1. Примерно 50 – 70-е годы XVI в. были в отечественной истории своеобразной «полосой выбора».
2. В истории, написанной «победителями» в XVI в. и, к сожалению, до сих пор (начало XXI в.) тиражируемой некоторыми авторами, происходит подмена возможных альтернатив в развитии страны в середине и второй половине XVI в.:
а) в современной учебной литературе нередко можно встретить тезис о том, что в XVI в. выбор был между централизацией (опричниной) и сепаратизмом (политикой бояр). С этих позиций сделанный Иваном Грозным выбор был правильным, прогрессивным: лучше централизация (опричнина), пусть и проведенная варварским способом, чем ослабление центральной власти, сепаратизм, которые привели к гибели государства; б) опираясь на изученные источники, можно считать, что в середине XVI в. Россия стояла совсем перед другим выбором. Реформы Избранной рады и политика опричнины – это два разных способа формирования централизованного государства. Ни боярство, ни дворянство в тот период не отстаивали идеи ослабления центральной власти. Таким образом, выбор общества состоял в следующем: 1) сословно-представительная монархия, то есть сильная центральная власть, хотя бы частично ограниченная парламентом, местным самоуправлением, законом (правами и свободами элиты) плюс некоторая свобода частного предпринимательства в экономике (предбуржуазный путь развития). Именно по этому пути в XV – XVI вв. пошли наиболее развитые страны Западной Европы, в этом же направлении повели Россию в 50-е годы XVI в. деятели Избранной рады. Или: 2) самодержавие – никем и ничем неограниченная монархия плюс крепостное право. Россия в силу ряда объективных и субъективных причин выбрала второй путь.
3. Последствиями
выбора деспотического
Установление в стране режима личной власти завершилось уже в то время крупной внутри- и внешнеполитической катастрофой. Кроме того, начавшееся во второй половине XVI в. движение России к самодержавной форме правления и крепостному праву на века обрекало страну к отставанию и догоняющему типу развития.