Внутренняя и внешняя политика Александра III

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Вступление на престол. После гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы террориста на престол вступил его сын Александр III Александрович. Он был вторым сыном Александра II и вначале предназначался к военной службе. В 18 лет он уже имел чин полковника. Первоначально наследником престола был старший сын Александра II - Николай Александрович. Но в 1865 г. в Ницце он умер от болезни почек. Второго сына - двадцатилетнего Александра - срочно стали готовить к престолу.

Работа содержит 1 файл

Внутренняя и внешняя политика Александра III.docx

— 39.47 Кб (Скачать)

Внутренняя и внешняя  политика Александра III

Вступление на престол. После  гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы  террориста на престол вступил его  сын Александр III Александрович. Он был вторым сыном Александра II и  вначале предназначался к военной  службе. В 18 лет он уже имел чин  полковника. Первоначально наследником  престола был старший сын Александра II - Николай Александрович. Но в 1865 г. в Ницце он умер от болезни почек. Второго сына - двадцатилетнего Александра - срочно стали готовить к престолу. Первоначально воспитание Александра Александровича проходило под общим  наблюдением генерал - адъютанта  Б.А. Перовского, образованием руководил  профессор Московского университета А.И. Чивилёв, специалист по политической экономии. Русский и немецкий языки, историю и географию ему преподавал известный академик Я.П. Грот. Он первый привил Александру любовь к родной истории и культуре. Затем историю  преподавал известный учёный С.М. Соловьёв. После этого любовь к родной истории  сформировалась у цесаревича окончательно. Никто из предшественников Александра III не занимался столько изучением  родной истории и родной культуры, сколько Александр III. Правоведение великому князю преподавал известный  учёный, профессор гражданского права  К.П. Победоносцев. После окончания  преподавания курса К.П. Победоносцев был назначен обер-прокурором Синода. Тактику и военную историю  Александру Александровичу преподавал капитан М.И. Драгомиров, впоследствии генерал и один из основоположников национальной военной теории. В общем, Александр Александрович получил  фундаментальное образование.

В 1866 г. состоялось бракосочетание цесаревича с дочерью датского короля Дагмарой, наречённой в православии Марией Фёдоровной. Она вначале предназначалась первому сыну Александра II Николаю Александровичу. Смерть наследника потрясла его невесту Дагмару и его брата Александра. Но у смертного одра Николая оба встретили свою судьбу. Преклонение перед памятью Николая оба пронесут через всю свою жизнь и своего старшего сына назовут его именем.

Александр III был хорошо образованным, трудолюбивым, интеллигентным. Большой  рост и богатырское здоровье позволяли  ему ломать подковы. Его любимым  кушаньем была гурьевская каша, любимым занятием - рыбалка. "Европа может подождать, пока русский император удит рыбу", - сказал он однажды, желая подчеркнуть вес и значимость России в мировой политике.

1 марта 1881 г. он вступил  на престол. Ему досталось тяжёлое  наследство. После всеобъемлющих  реформ 60-70-х гг. и русско-турецкой  войны 1877 - 1878 гг. финансы страны  были расстроены, экономическое  развитие замедлилось, в сельском  хозяйстве наблюдался застой. Крестьянство  повсеместно проявляло недовольство  проведённой реформой, в обществе  росла напряжённость, постоянно  происходили убийства и покушения  на жизнь государственных деятелей.

Но Александр III дела правления  сразу взял в свою твёрдую руку.

2 марта 1881 г. он присягнул  Государственному совету и заявил, что в политике будет следовать  заветам отца. В 1881 г. ещё при  Александре II министр внутренних  дел М.Т. Лорис-Меликов разработал проект введения представителей земских и городских учреждений в состав правительственных комиссий по разработке законопроектов. Этот проект сразу же при дворе стали называть "конституцией". Утром в день своей гибели Александр II в общем одобрил этот проект, и на 4 марта было назначено обсуждение этого проекта на заседании Совета министров. Из-за убийства императора заседание Совета министров было перенесено на 8 марта. Сразу же после гибели отца Александр III сказал М.Т. Лорис-Меликову: "Не изменяйте ничего в повелениях отца. Они будут его завещанием". Но 6 марта император получил письмо от обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, в котором тот призывал отказаться от либерального курса Александра II. "Это будет погибель и России, и ваша", - убеждал К.П. Победоносцев. Обер-прокурор Синода к этому времени стал главным советчиком Александра III. Его мнением царь дорожил.

8 марта 1881 г. состоялось  заседание Совета министров под  председательством Александра III, на  котором обсуждался вопрос о  дальнейшем направлении внутренней  политики. М.Т. Лорис-Меликов настаивал на утверждении своего проекта. Его поддержали военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза. Их главным противником стал К.П. Победоносцев. Он призывал отказаться от политики либеральных реформ, утверждая, что Россия погибнет, как когда-то погибла великая Польша. Спасёт Россию только неограниченное самодержавие. Реформы и уступки только расшатывают государство. Проект министра внутренних дел - это попытка "устроить всероссийскую верховную говорильню". Депутаты не будут выражать мнение страны. Нужно не реформы проводить, а каяться, так как ещё не погребено тело либерально настроенного государя.

Речь обер-прокурора произвела  сильное впечатление на присутствующих. Александр III начал колебаться. Проект М.Т. Лорис-Меликова был передан на рассмотрение в Особую комиссию, но та так ни разу и не собралась. Александр III колебался около месяца, затем встал на сторону К.П. Победоносцева. Все видные террористы "Народной воли", участвовавшие в убийстве Александра II, были арестованы. А затем по приговору суда в апреле 1881 г. повешены.

29 апреля 1881 г. Александр  III выступил с манифестом "О  незыблемости самодержавия", подготовленным  К.П. Победоносцевым.  В манифесте говорилось о приверженности нового императора принципам неограниченного самодержавия, и были сформулированы основные принципы внутренней и внешней политики правительства. В области внутренней политики основным лозунгом стал "Россия для русских", во внешней политике император руководствовался принципом поддержания мира со всеми государствами.

На следующий день либерально настроенные М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза, Д.А. Милютин подали царю прошение об отставке. Отставка была принята. Вскоре царским манифестом был обновлён состав правительственных чиновников. В правительство пришли консервативно настроенные Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, Г.С. Строганов и другие. Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции.

Министром внутренних дел  был назначен Н.П. Игнатьев, бывший до этого послом в Турции. Новый министр  пытался сочетать полицейско-административные меры по искоренению "крамолы" с  либеральным курсом М.Т. Лорис-Меликова. 14 августа 1881 г. им было издано "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Первоначально положение распространялось на территории 10 губерний полностью и 2 частично. Согласно этому постановлению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении. Губернаторы получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб., передавать дело на рассмотрение военного суда, конфисковать имущество. Была активизирована деятельность цензуры. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. В 1882 г. была создана межведомственная комиссия для выработки мер по усилению надзора за молодёжью. Вместе с тем были предприняты меры по улучшению экономического положения крестьян. В 1881 г. он поручил своему помощнику М.С. Каханову разработать реформу местного управления, направленную на расширение полномочий местных органов управления. Важным шагом в политическом преобразовании России Н.П. Игнатьев считал созыв совещательного Земского собора как исторически присущую России форму взаимодействия императора с народом. Втайне от К.П. Победоносцева Н.П. Игнатьев разработал проект созыва Земского собора и представил его императору. 27 мая 1882 г. Земский собор должен был открыться к коронации Александра III и продемонстрировать единение народа с императором. Однако проект Н.П. Игнатьева получил резкую оценку К.П. Победоносцева, а сам Н.П. Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку.

После этого внутренняя политика Александра III всё чётче становилась  консервативно-охранительной. В 80-е - начале 90-х гг. в области просвещения, печати, местного управления, суда и  в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые  ранее в научно - исследовательской  и учебной литературе определяли не совсем удачно как "контрреформы". На самом деле, правительство предприняло  ряд мер, направленных на ограничение  характера и действия реформ 60-х - 70-х гг. Происходила корректировка  либерального курса Александра II с  учётом российских реалий.

Политика в области  цензуры. После отставки Н.П. Игнатьева  министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые "Временные  правила о печати". Правительство  создавало Особое совещание четырёх  министров - внутренних дел, юстиции, народного  просвещения и обер-прокурора  Синода, которое устанавливало строгий  административный надзор над газетами и журналами. Отныне редакторы по требованию министра внутренних дел  должны были сообщать имена авторов  статей, печатающихся под псевдонимами. Любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и  многие либерально настроенные печатные издания. В частности, были закрыты "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Журнал "Дело" Н.В. Шелгунова, газеты "Голос", "Московский телеграф", "Земство", "Страна" сами прекратили свои издания. Правительство оказывало  поддержку и субсидировало "правые" издания, в частности, газеты "Московские ведомости" М.Н. Каткова, "Гражданин" В.П. Мещерского.

Политика правительства  в области просвещения. В 1884 г. был  отменён либеральный университетский  устав, допускавший выборность ректоров, деканов, профессоров и предоставлявший  университетам автономию. Было введено  назначение ректоров и профессоров  министром просвещения. При назначении на должность большее внимание уделялось  политической благонадёжности претендентов. Был организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная  одежда. Для поступления в университет  требовалась характеристика школы, а также свидетельство полиции  о благонадёжности поступающего в университет. Плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год. В случае неповиновения  студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в  качестве рядового. Из университетов  был уволен целый ряд профессоров, пропагандировавших революционные  идеи: юрист С.А. Муромцев, социолог М.М. Ковалевский, филолог Ф.Г. Мищенко, историк В.И. Семевский и др. В 1882 - 1883 гг. практически ликвидировалось высшее женское образование: были закрыты высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани. Деятельность возобновили только в 1889 г. Бестужевские женские курсы в Петербурге. Церковноприходские школы были переданы в ведение Синода. В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа "о кухаркиных детях". В циркуляре предписывалось не принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат". Резко повышалась плата за обучение в гимназиях. Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет.

Введение института земских  начальников. Правительство предприняло  меры к укреплению государственной  власти на местах. В 1889 г. было издано "Положение  о земских участковых начальниках", по которому в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с  земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян - землевладельцев. Земский начальник  наделялся самыми широкими правами  и полностью контролировал жизнь  вверенной ему деревни. Он мог  отменить любое решение схода, получал  право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина  телесным наказаниям, арестовывать без  всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли. Земский  начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами  кандидатур, мог отменить любое решение  волостного суда, а самих судей  арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать. Постановления и решения  земских начальников считались  окончательными и не подлежали обжалованию. Должность земских начальников  вводилась с целью приблизить к народу правительственную власть.

Изменения в области местного управления и суда. В земских и  городских органах местного самоуправления, созданных в результате реформ Александра II, вскоре - на рубеже 70-х - 80-х гг.- возобладали  либеральные настроения. Земства  в основном встали в оппозицию к правительству. Всё чаще земские деятели выступали с конституционными притязаниями. Правительство стало предпринимать меры к ограничению действия городской и земской реформ Александра II.

Правительство попыталось усилить  роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию  земств и поставить земства под  жёсткий контроль правительства. В 1890 г. было утверждено новое "Положение  о губернских и земских учреждениях". Оно сохраняло принцип сословности  и выборности земств. Землевладельческая курия, по которой ранее баллотировались  все землевладельцы, теперь становилась  только курией дворян - землевладельцев. Для дворян снижался избирательный  ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям - городской и сельской - уменьшалось. Крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд  земских начальников. По утверждению  этого съезда губернатор утверждал  гласных. Резко повышался избирательный  ценз для городской курии, вследствие этого более половины городских  жителей лишались права участвовать  в выборах в земства. Вместе с  тем правительство пошло на ограничение  прав земств. Теперь деятельность земств была поставлена под жёсткий контроль местной администрации. Отныне губернатор мог отменить любое постановление  земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Александра III