Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:20, реферат
К середине 1950-х гг. на международной арене существовала достаточно напряженная обстановка. Продолжалась жесткая «холодная война». Шло создание военных блоков, направленных на сдерживание влияния «социалистического лагеря» (СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС). После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией, ФРГ и другими западными странами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и вступила в НАТО. Это нарушало баланс сил в Европе и затрагивало геополитические интересы СССР. ФРГ отказывалась признать послевоенные границы с Польшей и Чехословакией. Перед лицом реальной военной угрозы 14 мая 1955 г. социалистические страны (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На базе этого документа для проведения совместной оборонной политики социалистических стран была создана
Внешняя политика
СССР в период «оттепели»
(середина 1950 - первая
половина 1960-х гг.)
К середине 1950-х
гг. на международной арене
Либерализация внутренней жизни после 1953 г. приводит к серьезным изменениям и в международной политике Советского государства. Обновленное советское руководство (в 1956 г. получил отставку министр иностранных дел В.М. Молотов, а с февраля 1957 г. в течение 28 лет этот пост занимал
А.А. Громыко)
руководство понимало, что «холодная
война» с ее гонкой вооружений
ведут мировое сообщество в
тупик. Оно отказывается от
нереалистичной и опасной
Положительные сдвиги на международной арене начались уже с 1953 г.
27 июня этого
года было наконец подписано
соглашение о прекращении огня
в Корее. Успехом закончилась
Женевская конференция 1954 г., решения
которой урегулировали
Путь к разрядке
напряженности новое
Влияние СССР растет
после вступления его в 1954 г. в
ЮНЕСКО - организацию по вопросам образования,
науки и культуры при ООН - и
в Международную организацию
труда (МОТ). В 1958 г. Советский Союз возобновил
членство во Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ).
Импульс внешнеполитическому
курсу Хрущева дал XX съезд КПСС
в феврале 1956 г. На нем была сформулирована
новая внешнеполитическая доктрина
Советского государства, в которой
провозглашался возврат к политике
мирного сосуществования
В качестве главного
направления в деле обеспечения
мира на планете Хрущев предложил
создать систему коллективной безопасности
в Европе, а затем и в Азии,
а также приступить к немедленному
разоружению. Желая продемонстрировать
серьезность этих намерений, советское
правительство пошло на одностороннее
сокращение Вооруженных Сил. Сокращения
армии, проведенные в 1955 - 1960 гг., позволили
уменьшить ее почти на 4 млн человек
и довести численный состав советских
войск до 2,5 млн. Значительные сокращения
своих армий провели также
и другие страны социалистического
лагеря. Наконец, в 1957 г. СССР внес в
ООН предложения о приостановке
испытаний ядерного оружия и принятии
обязательств об отказе от применения
атомного и водородного оружия, а
также об одновременном сокращении
вооруженных сил СССР, США и
Китая до 2,5 млн, а затем до 1,5 млн
человек. В 1958 г. советское правительство
в одностороннем порядке
Однако советское
руководство не было искренним в
своем стремлении к миру. Видимо,
правильнее считать, что оно старалось
выиграть время в гонке вооружений.
Мирные инициативы Советского государства
выдвигались на фоне значительных успехов
советских ученых в совершенствовании
вооружений и ракетной техники. В
августе 1957 г. в СССР были успешно
проведены испытания первой в
мире межконтинентальной баллистической
ракеты. Впервые территория США оказалась
потенциально уязвимой для нанесения
ракетно-ядерного удара. Одновременно
началось не только крупномасштабное
оснащение ракетным вооружением
ПВО, ВВС и сухопутных войск Советской
Армии, но и создание нового вида Вооруженных
Сил - Ракетных войск стратегического
назначения (с 1962 г.). Помимо этого, ракетно-ядерное
оружие получил и подводный флот
ВМФ СССР. Давление на противника «с
позиции силы» по-прежнему оставалось
главным инструментом советской
внешней политики. Как заявлял
Хрущев, «другой политики не может
быть, другого языка наши противники
не понимают». Именно благодаря угрозе
советского «ядерного возмездия» в
1956 г. удалось предотвратить
Расширение многосторонних
отношений с социалистическими
странами являлось одним из приоритетных
направлений внешней политики СССР.
Новым в отношениях с социалистическими
странами стала десталинизация - разоблачение
культа личности, отказ от теории и
практики сталинизма. Из Москвы прозвучал
призыв к лидерам этих стран осуществить
демократизацию своей внутренней и
внешней политики по образцу СССР.
Этот призыв вызвал рост демократического
движения, объединявшего противников
сталинской модели социализма. Ослабление
цензуры и реабилитация политзаключенных
усилили критику режимов и
привели к радикализации
Под влиянием польских
событий резко обострилась
После событий
в Венгрии тенденция некоторой
либерализации была прекращена, усилился
идеологический нажим и более
жестким стал контроль над политической
обстановкой в странах
Вторая половина
1950-х годов ознаменована резким ухудшением
отношений с КНР. С 1957 г. руководство
Китая стало высказывать резкие
критические замечания по поводу
советской модели построения социализма
и развернувшейся в СССР кампании
по разоблачению культа личности. Mao Цзэдун
открыто начал претендовать на роль
второго лидера в социалистическом
мире и мировом коммунистическом
движении. Китай уже больше не хотел
мириться с ролью «младшего брата»
в семье социалистических народов.
Попытки Москвы сгладить советско-китайские
противоречия путем проведения совещаний
коммунистических и рабочих партий
в 1957 и 1960 гг. успеха не имели. Обвинив
советское руководство в отходе
от принципов марксизма-ленинизма
и в ревизионизме, Пекин резко
выступил за свертывание отношений
с СССР: В 1960 г. Китай предъявил
претензии на ряд приграничных территорий
СССР и Монголии. Одновременно возникли
проблемы во взаимоотношениях СССР с
Албанией, которая поддержала политику
Мао на международной арене. В 1961
г. Албания отказалась предоставить
СССР военно-морские базы и арестовала
советские подводные лодки, находившиеся
в ее портах. В 1962 г. советско-албанские
отношения были фактически разорваны,
а в 1968 г. Албания вышла из ОВД.
С 1962 г. начались вооруженные конфликты
на советско-китайской границе. Особую
позицию в рамках социалистического
лагеря заняла и Румыния, которая
в 1958 г. добилась вывода советских войск
со своей территории. В значительной
степени ориентировались на Китай
и лидеры Северной Кореи. Таким образом,
в годы «оттепели» начинается нарушение
единства стран социализма.
Конец 1950 - начало
1960-х годов стал временем крушения
колониальной системы. Укреплению связей
со странами «третьего мира» («развивающимися»
странами) СССР уделял большое внимание
по двум причинам. Во-первых, привлечением
освободившихся стран на свою сторону
он пытался удержать баланс сил на
мировой арене. Как только ослабевала
помощь Советского Союза, в них автоматически
росло влияние США. Во-вторых, ХХ
съезд КПСС причислил национально-
Информация о работе Внешняя политика СССР в период «оттепели»