Внешняя политика СССР в 40-50ые годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ внешней политики СССР после Второй Мировой войны.

Содержание

Введение
Начало холодной войны 5
Противоречия в лагере стран-победительниц второй мировой войны 5
Конфронтация 6
Сверхдержавы СССР и США 9
Вклад СССР в создание социалистического лагеря 10
Восточная Европа – плацдарм противостояния Запада и СССР 11
Советский путь стран Восточной Европы 13
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) 14
Процесс распада колониальной системы Запада 16
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 40-50ые.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

Московский институт электронной  техники

(технический университет)

 

 

 

Реферат

На тему «Внешняя политика СССР в 40-50 гг.»

 

 

 

 

 

Студента

группы ЭУ-12

Максимова А.В.

 

Проверил

Шатилов В.И.

 

 

Москва

2010 год

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Оглавление

  1. Введение          3

  1. Начало холодной войны        5

 

  1. Противоречия в лагере стран-победительниц второй мировой войны  5

 

 

  1. Конфронтация         6

 

  1. Сверхдержавы СССР и США       9

 

  1. Вклад СССР в создание социалистического лагеря    10

 

  1. Восточная Европа – плацдарм противостояния Запада и СССР  11

 

  1. Советский путь стран Восточной Европы     13

 

  1. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)   14

 

  1. Процесс распада колониальной системы Запада     16

 

  1. Заключение          17

 

  1. Список литературы         18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
  Целью данного реферата является анализ внешней политики СССР после Второй Мировой войны. 
Задачи: 
1. Провести анализ литературы по данной тематике. 
2. Рассмотреть внешнюю политику СССР после Второй Мировой войны. 
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация - Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц. Великие державы провели сокращение вооруженных сил: США с 12 до 1,6 млн. человек, СССР - с 11,4 до 2,5 млн. человек.  
 Своим вкладом в победу над фашистской Германией СССР вызвал к себе симпатии населения стран Запада, а роспуск Коминтерна в 1943 г. способствовал росту авторитета компартий. За годы войны число их членов увеличилось почти в 3 раза, и коммунисты -в 1945-1947 гг. входили в правительства 13 государств Европы, Азии и Латинской Америки. С другой стороны, война стала первым открытием Запада для 6,1 млн. советских людей, побывавших в Европе в составе действующей армии, а также для 5,5 млн. репатриантов, которые собственными глазами увидели достижения западной цивилизации и имели возможность сопоставить их с советской действительностью. У них были поколеблены стереотипные представления о Западе, усилились интерес и симпатии к нему.  
 Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.  
Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: 
победившая ценой больших потерь страна была разорена, но несмотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами. Политическую выгоду СССР извлекал, в частности, благодаря подконтрольной ему обширной территории стран Юго-Восточной Европы. Он располагал самой большой по численности армией в мире, но в то же время в области военной технологии его далеко обогнали США и Великобритания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало холодной войны

 В ходе Второй мировой  войны определились три великие  державы, которые противостояли  фашистскому блоку, - СССР, США, Англия (в конце войны к этой группе  добавились Франция и Китай). Тегеранская,  Ялтинская, а затем Потсдамская  конференции определили новый  послевоенный порядок в мире  в соответствии с представлениями  великих держав. Ялтинско-Потсдамская  система международных отношений  являлась итогом сотрудничества  стран-союзников по антигитлеровской  коалиции и сыграла важную  роль в восстановлении государственности  в странах, захваченных фашистской  Германией, в обеспечении гарантий  их территориальной целостности.

Противоречия  в лагере стран-победительниц второй мировой войны

США, обладавшие атомным  оружием, и Англия стремились сузить сферу влияния СССР в мире. Причин для такой политики западных стран  было немало. Советский союз имел по сравнению с ними принципиально  иное государственное устройство, был  закрытым обществом («железный занавес»), советская государственная идеология  не только была несовместима с западной, но и основывалась на идее борьбы с  ней. Однако Запад беспокоили не только отсутствие в СССР демократии и коммунистическая идеология. Главное, авторитет и  влияние СССР в результате победы над фашизмом выросли колоссально, как и авторитет европейских  коммунистических партий и организаций, которые активно боролись с фашизмом в годы войны. Это создавало условия  для распространения советской  системы на другие страны, прежде всего  те, в которых находились советские  войска и были влиятельные коммунистические организации.

Советские органы государственной  безопасности и НКВД (Народный Комиссариат  Внутренних Дел) активно, но сугубо секретно проводили работу по утверждению просоветских режимов в странах Восточной Европы. Ситуация усугубилась, когда стало известно, что советская разведка активно работает в США, Англии и Канаде, чтобы заполучить секрет атомной бомбы.

5 марта 1946 года экс-премьер-министр  Великобритании, влиятельный политик  У. Черчилль, выступая в колледже  города Фултон (США), призвал западные  страны немедленно объединиться, используя монополию на атомное  оружие, и дать отпор СССР, противостоять  расширению его влияния. Так  началась холодная война.

Конфронтация

Во второй половине 40-х  гг. в международных отношениях состоялся  переход от сотрудничества к конфронтации. Характерная черта этого процесса – гипертрофированное преувеличение  обеими сторонами роли военной силы в решении социально-политических и других международных проблем. Гонка вооружений, наращивание военно-промышленного  потенциала станут яркой чертой второй половины XX в.

Выбор поведения СССР на мировой арене в этих условиях был не прост. Руководство СССР во главе со Сталиным поставило задачу обеспечить производство атомного оружия и ракетной техники, создать предприятия, целые отрасли, способные разрушить монополию Запада на атомное оружие. Во главе атомного проекта был поставлен Л. П. Берия. В 1946 г. Он получил огромные полномочия: заместитель председателя Совета министров, а также куратор Министерства внутренних дел (МВД), Министерства государственной безопасности (МГБ) и Госконтроля. Несмотря на послевоенную разруху, тяжёлое социально-экономическое положение в стране, для решения военных задач изыскивались необходимые ресурсы.

Международная обстановка обострялась. Всё более чёткие формы приобретали  политические и идеологические расхождения  СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Доктрина президента США Трумэна, оглашённая в конгрессе в марте 1947 г., призывала к военному сдерживанию СССР. Государственный секретарь США Дж. К. Маршалл, выступая в Гарвардском университете в июне 1947 г., предложил план оказания помощи послевоенной Европе (план Маршалла).

План Маршалла был составлен  таким образом, что участие в  нём СССР и стран Восточной  Европы, которые находились в зоне влияния Советского Союза, было проблематичным – необходимы были существенные изменения  в государственной политике. Правительства  Великобритании, Франции, Италии, ряда других стран поддержали этот план и решили провести по этому вопросу  Европейское экономическое совещание. В нём было предложено участвовать  СССР и другим странам Восточной  Европы.

Перед руководством Советского Союза встала проблема: либо войти  в круг европейских государств, которые  получат помощь от США, и заниматься восстановительной работой, не претендуя  на значительную роль в мировой политике, либо пойти на окончательный разрыв отношений с бывшими союзниками и решать свои проблемы в одиночку в жёстком противостоянии с Западом, утверждая и расширяя своё влияние. Первый вариант означал, что СССР должен отказаться от претензий на исключительную роль и влияние, расстаться со статусом великой державы и  планами распространения советской  системы на другие страны, быть младшим  партнёром Запада. Было также ясно, что разработка атомного оружия в составе Европейского сообщества невозможна. Выбран был второй вариант.

Москва отклонила предложение  участвовать в Европейском экономическом  совещании и продемонстрировала, что на Востоке Европы может возникнуть блок под эгидой СССР, который будет  противостоять Западу. Первое свидетельство: отказ Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Финляндии, Чехословакии (стран, входивших в зону влияния СССР) от участия в Европейском экономическом  совещании. Это была согласованная  с СССР акция.

В сентябре 1947 года в Польше состоялось совещание коммунистических партий Восточной Европы, Франции  и Италии. На нём под давлением  представителей ВКП(б) взамен распущенного в годы войны Коминтерна было образовано новое объединение компартий  – Информбюро (Коминформ).

План Маршалла и негативное отношение к нему советского руководства  означали новый шаг к расколу  по линии Восток – Запад.

В марте 1948 года представители  Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов  и Люксембурга подписали в  Брюсселе договор о создании Западного  союза. В январе 1949 года США заявили  о готовности присоединиться к нему. Так закладывались основы Североатлантического блока (НАТО), который был создан в апреле 1949 года.

В СССР с окончанием войны  развернулась демилитаризация экономики. Однако условия холодной войны требовали  наращивания военного потенциала, чтобы  противостоять западным странам. Постепенно военное производство стало вновь  возрастать, достигнув к рубежу 50-х  гг. уровня военного 1945 г. Тенденция  к росту производства военной  техники и вооружений в условиях холодной войны характерна и для  крупных западных стран. Их расходы  на вооружение с 1948 г. До середины 70-х  гг. возрастали в среднем на 4,5% в  год. Но степень милитаризации экономики там была ниже, поскольку экономика была более мощной. При ограниченности ресурсов в СССР выход находили в том, чтобы всё подчинить военно-промышленному комплексу: материально-технические и финансовые ресурсы, кадровый потенциал, науку.

К выполнению военных заказов  привлекались всё новые и новые  отрасли гражданской промышленности. Наука поддерживалась и развивалась, прежде всего, в тех секторах, которые  были связаны с военной областью. Колоссальные средства были вложены  государством в разработку новейших образцов вооружения – ядерных и  термоядерных бомб, средств их доставки (ракет, реактивной авиации), радиолокаторов. Как вспоминал один из разработчиков атомного проекта, академик Ю. Б. Харитон: «Нам давали всех и всё». В августе 1949 года в СССР успешно прошло первое испытание атомной бомбы (первая бомба делалась как слепок с американской по данным разведки, чтобы избежать неудачи, хотя имелись свои оригинальные разработки).

Была разрушена монополия  Запада на атомное оружие. Это резко  усилило вес СССР в международной  политике.

Сверхдержавы  СССР и США.

Появились две  сверхдержавы, имевшие колоссальное военное преимущество, которые делили между собой мир на сферы влияния, - СССР и США. Обе стороны обладали атомным, а затем водородным оружием и находились в открытой конфронтации (холодная война). Это означало, что военно-силовыми методами СССР, несмотря на тяжёлейшие последствия войны, восстановил статус великой державы и даже превзошёл его, утвердившись на несколько десятилетий в качестве сверхдержавы. Сложилась двухполюсная (биполярная) система послевоенного мира: Восток (СССР и его союзники) – Запад (США и его союзники).

В условиях развёртывающейся холодной войны обостряется ситуация вокруг побеждённой Германии. От согласованных  действий в зонах оккупации страны-победительницы переходят к сепаратным (отдельным). США, Великобритания и Франция ставят своей целью включить Западную Германию в западное сообщество и в план Маршалла. В полной мере это можно было сделать, только восстановив на этой территории немецкую государственность. Советское руководство пыталось противодействовать этому, используя то, что Берлин, также разделённый на зоны оккупации, находился на территории советской зоны. На протяжении 1948-1949 гг. разворачивается борьба вокруг Западного Берлина, которая вошла в историю под названием «Берлинский кризис». Как способ давления на западные страны СССР избрал блокаду Западного Берлина. Однако усилия оказались безрезультатными – снабжение населения Западного Берлина, как ни тяжело это было, осуществлялось западными странами по «воздушному мосту», самолётами.

В сентябре 1949 года Франция, Англия, США, отказавшись от решений  Потсдамской конференции, объединили свои зоны оккупации, обеспечив на этой территории воссоздание немецкой государственности  – возникла Федеративная Республика Германии (ФРГ), которая включилась в план Маршалла и стала частью западного сообщества. В октябре 1949 года была создана на базе советской  зоны оккупации Германская Демократическая  Республика (ГДР), в которой создавались  государственные структуры по советскому типу и под контролем СССР. Западный Берлин стал самостоятельным анклавом, окружённым территорией ГДР. Так  произошёл раскол Германии, который  сохранялся четыре десятилетия –  до конца 80-х гг.

Вклад СССР в создание социалистического лагеря.

С окончанием Второй мировой  войны США и их союзники стремились усилить своё влияние в мире, объединить на основе западных ценностей как  можно больше стран. СССР действовал таким же образом, хотя возможностей для этого имел гораздо меньше. Если США не только избежали разрушений и потерь, но и в результате войны  усилили свои позиции, нарастили военный и экономический потенциал и имели теперь возможность оказывать экономическую и другую помощь в больших размерах, то Советский Союз – наоборот, нуждался в ресурсах для восстановления разрушенных территорий, экономики, решения социальных проблем.

Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии СССР было установление и упрочение контроля над странами Восточной Европы. Возникновение  советской зоны влияния в этом регионе в соответствии с Ялтинско-Потсдамскими соглашениями Сталин считал важнейшим  результатом войны и собирался  использовать его в полной мере. Именно в этой зоне создавалось то, что вошло в историю как  социалистический лагерь, или социалистическая система.

Информация о работе Внешняя политика СССР в 40-50ые годы