Внешняя политика СССР в 1960 – 70 –е г.г. Кризисы и разрядки холодной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 70-е гг. была направлена на достижение трех главных целей:
укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран;
улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними;
расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.

Содержание

1. Вступление.
2. Основные направления внешней политики СССР:
2.1. Укрепление влияния СССР среди стран социализма.
2.2 Отношения со странами Запада.
2.3. Расширение сферы влияния СССР среди стран «третьего мира».
3. Политика мирного сосуществования /разрядка/.
4. Новый виток гонки вооружений.
5. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика СССР в 1960.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

3. Снижение ядерного  противостояния (ряд договоров, ставших важным шагом человечества на пути к безопасности).

      - договора  по ограничению стратегических  вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.) (в  действие так и не вступил) - были установлены потолки наращивания стратегических вооружений;

      - Договор  об ограничении подземных ядерных  взрывов (не выше 150 килотонн) (1974 г.);

      - Договор  о ядерных взрывах в мирных  целях и др.

    Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода, заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др. Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность  СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд  недостатков:

  • дефицит открытости и гласности;
  • необоснованная секретность о наличии химического оружия в СССР;
  • отстаивание принципа самоконтроля за вооружением.
  1. С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений. На смену разрядки опять пришла гонка вооружений. Основными причинами являлись:
  • Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.
  • Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи  ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.
  • В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней дальности в Европе.

В итоге  страна оказалась втянутой в изнурительную  гонку вооружений. Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:

1. Агрессивная  направленность всех военных  доктрин и политики США за 1965-1985 гг. Американский атомный шантаж  имел место в 1968 г. против  Вьетнама, в 1980 г. против Ирана.  С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило  около тысячи тайных операций  против неугодных американскому руководству деятелей и законных правительств.

2. Превышающий  инфляцию рост военного бюджета  США. С 1960 по 1985 г. военный бюджет  США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в 7 раз. Это  официальные цифры. Фактически  военные расходы США были в 1,5 раза больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны"; военную помощь другим странам.

3. Не  утихающая гонка вооружений.

4. Идеологическая  подрывная деятельность против стран социалистического лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".

5. Укрепление  существующих и создание новых  военных блоков и баз:

- 1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский  совет);

- 1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).

- На  территории 34 стран было 400 военных  объектов США, из них 100 баз  - вокруг СССР.

6. Разжигание  существующих и создание новых  очагов международной напряженности.  За рассматриваемый период США  осуществили интервенции: 1964- 1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг. - Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.

     Коренной поворот в советской внешней политике во второй половине 1980-х гг. связан с именами нового Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем и Президента СССР М.С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе. Он сменил на этом посту А.А. Громыко, три десятилетия бессменно руководившего советской внешней политикой и прозванного иностранными дипломатами «господин Нет» за неуступчивость во время любых переговоров. В международных отношениях горбачёвское руководство предложило программу коренных изменений, получившую известность под именем «нового политического мышления». Её суть состояла в признании приоритета в международных делах общечеловеческих ценностей над классовыми, которые в предшествовавший период определяли внешнюю политику СССР. Новое мышление предполагало переход от конфронтации к сотрудничеству, от гонки вооружений к постепенному разоружению, от поддержки региональных конфликтов к поиску путей их урегулирования. Проявив небывалый динамизм, Горбачёв и Шеварднадзе побывали во многих странах мира, наладили личные контакты с видными государственными деятелями, сумели убедить их в серьёзности своих намерений изменить внешнеполитический курс СССР. Атмосфера в мире начала меняться в лучшую сторону.

      В целом,  рассматриваемый период советской внешней политики (1960-1970 г.г.) довольно неоднозначный и противоречивый. Многие обязательства и программные документы СССР на деле не выполнялись, реальная внешнеполитическая деятельность не соответствовала громким заявлениям советского правительства. Понятие «застоя» во внутренней политике Брежнева  практически неприменимо к более активному внешнеполитическому курсу СССР. Неизгладимую печать на внешней политике этого периода оставила «холодная война», хотя были и попытки ослабления гонки вооружений, и кризисы, чуть было не поставившие страну на грань третьей мировой войны. 
 


Информация о работе Внешняя политика СССР в 1960 – 70 –е г.г. Кризисы и разрядки холодной войны