Внешняя политика СССР в 1960 – 70 –е г.г. Кризисы и разрядки холодной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 70-е гг. была направлена на достижение трех главных целей:
укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран;
улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними;
расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.

Содержание

1. Вступление.
2. Основные направления внешней политики СССР:
2.1. Укрепление влияния СССР среди стран социализма.
2.2 Отношения со странами Запада.
2.3. Расширение сферы влияния СССР среди стран «третьего мира».
3. Политика мирного сосуществования /разрядка/.
4. Новый виток гонки вооружений.
5. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика СССР в 1960.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Задание № 1.

Контрольная работа по теме: «Внешняя политика СССР в 1960 – 70 –е г.г. Кризисы и разрядки холодной войны.»

План.

1. Вступление.

2. Основные направления  внешней политики СССР:

2.1. Укрепление влияния СССР среди стран социализма.

2.2 Отношения со странами Запада. 

2.3. Расширение сферы влияния СССР среди стран «третьего мира».

3. Политика мирного сосуществования /разрядка/.

4. Новый  виток гонки вооружений.

5. Заключение. 

  1.  Внешняя  политика СССР в середине 60-х  — середине 70-е гг. была направлена на достижение трех главных целей:
  • укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран;
  • улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними;
  • расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.

    После отставки Н.С.Хрущёва и прихода  к политическому лидерству в  Советском Союзе Л.И.Брежнева во внутренней политике наблюдалась относительная стабильность. Однако во внешнеполитической деятельности имели место перепады и колебания, приводившие то к ослаблению международной напряжённости, то к резкому обострению обстановки в мире. 

2.1. Укрепление влияния СССР среди стран социализма. В 1960-е гг. внешняя политика СССР получила название «доктрина Брежнева», это был курс на усиление контроля СССР над экономикой стран СЭВ под видом интеграции труда, основанного на принципе ограниченного суверенитета.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и недостатки. Несомненными успехами стали:

 а)  Экономическое сотрудничество в  рамках СЭВ, развитие интеграционных  процессов, особенно в топливно-сырьевой  и энергетической сфере (газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г. СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена.

б) Интернациональная  помощь Вьетнаму от агрессии США в 1964-1973 г.г.

в) Прорыв экономической и дипломатической  изоляции Кубы.

г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и  прием ее в члены ООН.

д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

       Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией (политика сдержанного благожелательства). Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Однако  в отношениях с социалистическими  странами имелись и недостатки:

а) Парадность и разговорный уровень решения  проблем на многих встречах руководителей.

 б)  Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии  и Болгарии (1968 г.) в Чехословакию, для подавления «контрреволюции». В конце 1960-х гг. в Чехословакии начался процесс демократизации и реформирования общества. Советское руководство первоначально спокойно наблюдало за происходившим в Чехословакии, но постепенно из-за опасения, что успех реформаторов в ЧССР повлияет на политические процессы в других странах, позиция Политбюро ЦК КПСС начала меняться. На чехословацких руководителей во главе с А. Дубчеком стали оказывать давление, чтобы приостановить процесс реформирования, в ходе которого были выдвинуты идеи перехода к рыночной экономике и строительства «социализма с человеческим лицом». Убедившись в безуспешности подобных попыток, советские лидеры пошли на крайние меры. 21 августа 1968 г. войска ряда стран — участниц Варшавского договора — СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии были введены на территорию Чехословакии, чтобы не допустить утраты там «социалистических завоеваний» и помешать выходу страны из Организации Варшавского Договора. Мировая общественность осудила эту акцию, против неё высказался ряд коммунистических партий зарубежных стран. Народ Чехословакии, который в 1945 г. с восторгом встречал Красную армию как освободительницу, теперь был настроен враждебно, видел в солдатах, вступивших на её территорию, оккупантов. Разгром демократических преобразований в Чехословацкой республике на два десятилетия задержал реформы не только в этой стране: он вызвал усиление консервативных тенденций в СССР и других социалистических государствах.

в) Разногласия  между СССР и КНР дошедшие до вооруженных  конфликтов на границе в 1969 г.

г) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х - гг. 

    Постепенно к концу 1970- х г.г. в государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

    1. Отношения со странами Запада. В течение четырёх десятилетий между СССР и США, ОВД и НАТО существовали напряжённые и конфликтные отношения, получившие название «холодной войны» («холодная война» — термин, введённый в употребление американским журналистом Уолтером Липпманом; он подразумевает жёсткую конфронтацию противоборствующих сторон — СССР и США и их союзников: гонку вооружений, идеологическое противостояние, локальные конфликты, не перераставшие в новую мировую войну). К подобному развитию событий подталкивали обе группировки. Началом «холодной войны» принято считать речь бывшего британского премьер-министра Уинстона Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в которой он заявил о необходимости объединения усилий США, Великобритании и других западных государств для противодействия советской экспансии.

         Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1968 году был подписан договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США и Великобританией. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В этом же году был подписан договор между СССР и США об уничтожении систем противоракетной обороны и ОСВ – 1. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили целый ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).

 В  1975 г. в Хельсинки 33 государства  Европы, а также США и Канада подписали заключительный акт Хельсинского совещания. Этот документ доказал возможность совместных действий стран разных политических систем. Участники совещания обязались руководствоваться во взаимных отношениях «Декларацией принципов». Таких принципов было 10: уважение суверенитета, прав человека, невмешательство во внутренние дела, нерушимость границ. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.

       Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

    1. Расширение сферы влияния СССР среди стран «третьего мира».

    Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были наиболее деформированными. Всесторонняя политическая поддержка, военная и экономическая помощь СССР 45 бывшим зависимым странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в следующем:

    • идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации;
    • недооценка уровня развития этих стран;
    • использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере социалистического лагеря.                                                                         

    Отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Вьетнамская война – была одним из наиболее крупных столкновений СССР и США, где с 1966 по 1972 г. США использовали свои сухопутные и воздушные силы. В 1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве, СССР добился прекращения бомбардировок и войны в целом. В 1976 г. Вьетнам объединился.

Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась  в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

  1. Конец 60-х - середина 70-х гг. знаменовались тем, что политика мирного сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В целом она содержала следующие основные положения:
    • запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов;
    • прекращение гонки вооружений;
    • ликвидация военных очагов и конфликтов;
    • обеспечение коллективной безопасности;
    • углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

       В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно- -стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы ядерной войны.

Разрядка: качественно новый  этап развития международных  отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях.

Важнейшие звенья процесса разрядки:

  • улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами;
  • ФРГ и странами Восточной Европы;
  • СБСЕ;
  • окончание Вьетнамской войны и др.

 Первые шаги на пути разрядки.

  1. Договоры об ограничении гонки вооружений.

1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия

1971 г. - Договор о запрещении размещения  ядерного оружия на дне морей,  океанов и в недрах. (улучшение отношений между СССР и США внесло решающий вклад в разрядку).

70-е  годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне (1972, 1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США).

2. Договоры общего  характера: "Основы взаимоотношений между СССР и США"(1972 г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному использованию атомной энергии".

Информация о работе Внешняя политика СССР в 1960 – 70 –е г.г. Кризисы и разрядки холодной войны