Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:36, реферат
На рубеже XVII-XVIII веков в России предпринимались попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими странами в экономическом, политическом и культурном развитии. В 1700 году Россия вступила на путь реформ, благодаря которым превратилась в могущественную европейскую державу. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, политическом строе, структуре органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой структуре населения, в культуре страны произошли огромные изменения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ……………………………………………...……… 5
2. «ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО»……………………………………………… 8
3. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА……………………………………………………….. 12
3.1 Начало Северной войны……………………………………………. 12
3.2 Битва под Нарвой…………………………………………………… 13
3.3 Полтавская битва…………………………………………………… 19
3.4 Прутский поход……………………………………………….……. 23
3.5 Битва при Гангусте и Гренгаме……………………………………. 25
3.6 Подписание Ништадтского мира………………………………….. 27
4. ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД…………………………………………………… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………… 34
Подписанию мира на берегах Прута способствовало несколько обстоятельств. Несомненно, большую роль сыграли дипломатическое дарование, ловкость и проницательность Шафирова. Весомыми оказались бриллианты и другие драгоценности Екатерины I, которые та с готовностью предложила, чтобы задобрить турецкого визиря. Но главное заключалось в том, что каждая из сторон, осознавая свое незавидное положение, не знала, что же действительно делается в стане противника.
Визирь, конечно, не мог знать, насколько трудным, почти безвыходным было положение русской армии – армии, которая в первом же сражении уложила на поле боя 7 тысяч турок. Не ведал он, что в кармане Шафирова лежала инструкция Петра, в которой во избежание плена выражалась готовность вернуть не только Азов и Таганрог, но возвратить шведам все города Балтийского побережья, занятые русскими в ходе Северной войны. В свою очередь и Петр не был осведомлен о тех опустошениях, которые его голодная армия произвела в рядах турецких войск.
При подписании мирного договора турки потребовали от русской стороны «аманатов» – заложников, которые должны были служить гарантией выполнения русскими принятых на себя обязательств. В качестве заложников визирь согласился взять Петра Павловича Шафирова и Михаила Борисовича Шереметева, сына фельдмаршала, от имени которого велись переговоры.
Узнав о заключении мира с русскими, Карл XII пришел в ярость. Вскочив на коня, он помчался в турецкий лагерь. Ворвавшись бесцеремонно в шатер визиря, начал перепалку, требуя выделить в свое распоряжение 20-30 тысяч отборных войск и обещая при этом привести туркам плененного русского царя. Визирь в ответ на упреки шведского короля напомнил ему Полтаву и твердо заявил, что не намерен нарушать только что подписанного соглашения. Тогда Карл попытался спровоцировать крымского хана на выступление против русских, но тот не посмел ослушаться визиря.
Согласно
договоренности сторон, русские получили
от турок продовольствие на дорогу, и 12
июля русская армия двинулась в обратный
путь. 22 июля она переправилась через Прут,
1 августа форсировала Днестр.
3.5 Битвы при Гангусте и Гренгаме
Россия одерживала новые, и немалые, успехи в Прибалтике, на этот раз в Померании. Там против шведских войск действовали армии союзников – русская, датская и саксонская. В начале 1712 года союзники, осаждавшие Штральзунд и Висмар, разбили шведов. Однако в дальнейшем союзники действовали плохо, несогласованно. Оба короля за спиной русского царя вели переговоры о сепаратном мире. Петр понимал, что России опять нужно полагаться только на свои силы.
В январе 1713 года Русская армия наголову разгромила шведов у Фридрихштадта. Несмотря на последний успех, итоги военных действий 1712 года Петра удовлетворить не могли. Он решил развернуть военные действия в Финляндии, принадлежавшей тогда Швеции. Петр придавал будущему походу немалое значение, потому что из Финляндии шведы получали очень многое, вплоть до продовольствия.
В апреле 1713 года русский галерный флот высадил на финское побережье 16-тысячный корпус. Петр командовал авангардом десанта. Шведы без боя сдали Гельсингфорс и Борго. 7 июня, оставив командование Апраксину, Петр возвратился в Кронштадт и получил там приятное известие от Меньшикова из Померании: более 11 тысяч шведов сдались союзникам под Тонингеном.
Во второй половине года русские войска в Финляндии овладели Або, в Померании – Штеттином. Шведов изгнали из континентальной Европы. Значительная часть Финляндии оказалась в руках Петра. Швеция агонизировала, но из-за упрямства своего короля не могла выйти из войны. Правда, у неё оставался довольно сильный флот, — по словам царя, «последняя надежда» Швеции. Предстояло лишить её этого последнего преимущества.
27 июля 1714 года русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут. Она состояла из 16 линейных кораблей, 8 галер и 5 прочих судов. Эта победа, на этот раз морская, да еще на Балтике, как громом, поразила Европу. В Стокгольме началась паника, королевский двор спешно покинул столицу. Это было первое в истории сражение русского военного флота, закончившееся победой, Петр сравнивал эту победу с Полтавской битвой.
Здесь
же, на Балтике, после занятия значительной
части Финляндии последовали
захват войсками Петра Аландских островов
около берегов Швеции, затем, в сентябре
того же 1714 года, экспедиция русского военного
отряда на побережье самого королевства.
Мирные переговоры на Аландских островах
окончились безрезультатно. В конце июля
1720 года русская эскадра наголову разгромила
большие по численности морские силы Швеции
при Гренгаме. После этого Швеция была
вынуждена начать переговоры о мире.
3.6 Подписание Ништадтского мира
Так окончилась долголетняя война, сокрушившая могущество Швеции и превратившая Московское государство в сильнейшую державу Европейского севера. Петр был необыкновенно рад этому миру и шумно праздновал победу в своем «парадизе» Петербурге, а за тем в старой Москве. В Санкт Петербурге 22 октября 1721 года Петр принял титул Императора Всеросийского.
4. ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД
После триумфального окончания войны со Швецией внешняя политика Петра I обретела уже черты имперской. Наряду с «западным» Россия проявляла отчетливый интерес и к «восточному» направлению. Расширяя круг своих экономических интересов, российское правительство пыталось найти торговый путь в далекую Индию. Россия стремилась установить более тесные связи со Средней Азией.
В 1714 году экспедиция Бухгольца к югу от Иртыша основала Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и другие крепости. В 1716-1717 годах Петром был направлен в Среднюю Азию через Каспий, 6-тысячный отряд князя Александра Бековича-Черкасского с целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию (по другим данным – отряд должен был разыскать старое русло реки Аму-Дарья и направить ее течение в Каспийское море). Однако и сам князь, и его отряд, расположившийся в городах Хивы, были уничтожены по приказу хана. Однако экспедиция против Хивы Александра Бековича-Черкасского была уничтожена войсками хана, после чего среднеазиатское направление было оставлено на 150 лет.
Пристальный интерес проявляла Россия к ситуации в Закавказье и Иране. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала внешнюю политику в Закавказье.
Летом 1722 года Петр I лично возглавил персидский поход русского войска в связи с обращением к нему за помощью сына персидского шаха Тохмас-мирзы. 18 июля 22-тысячный русский отряд во главе с императором отплыл из Астрахани по Каспию. Вдоль берегов двигались 9 тысяч кавалерии и 50 тысяч казаков и татар. Вскоре без боя был взят Дербент, и Петр вернулся в Астрахань. Командование войсками было поручено генералу М.А. Матюшкину, который в декабре занял Решт, а в июле 1723 года был высажен десант и взят Баку.
Однако дальнейшее продвижение русских войск было остановлено широкомасштабной турецкой агрессией на Кавказ, и однозначной поддержкой Турции со стороны Англии и Франции. В итоге 12 сентября 1723 года в Петербурге был заключен мир с Персией, по которому в состав Российской империи включались западное и южное побережье Каспия с городами Дербент и Баку и провинциями Гилянь, Мазендеран и Астрабад; Россия и Персия заключали оборонительный союз против Порты. По Стамбульскому договору от 12 июня 1724 года Турция признала все приобретения России в Прикаспии и отказывалась от притязаний на Персию. Стамбульский трактат разграничил сферы влияния на Кавказе. Территорией преимущественно русского влияния признавались приморские части Дагестана и Азербайджана, турецкого – Грузия, Армения, внутренние районы Дагестана и Азербайджана.
Области, занятые в результате военных операций 1722-1723 годов, Россия не смогла удержать за собой. Местное население не прекращало сопротивления. Русские гарнизоны в завоеванных крепостях и во вновь основанных укреплениях подвергались постоянным нападениям. Наращивать военное присутствие в регионе преемники Петра I на российском престоле были не в состоянии, равно как и воевать против Персии или Турции. В итоге в 1732 году в Реште был подписан мирный договор с Ираном, по которому Россия возвращала отвоеванные у него провинции Гилян, Ширван, Мазендаран, а главная квартира русских войск переносилась в Баку. За Россией в Прикаспии осталась только территория между Курой и Тереком.
Однако в Дагестане и после Рештского договора усилилось вооруженное сопротивление населения. Эту ситуацию использовала Турция, перебросив сюда отряды крымских татар для военных действий, как против Персии, так и против России. Борьба русских частей с ними велась с 1733 года с переменным успехом, требуя все больше сил и средств. В 1735 году правительство Анны Иоанновны сочло за благо выйти из противоборства, заключив Гянджийский договор с Персией, по которому отказывалось от всех приобретений на побережье Каспия, сделанных при Петре I. Русская граница снова отодвинулась на Терек. Крепость Святого Креста, заложенная на Сулаке во время Персидского похода, была уничтожена. Но вместо нее в том же 1735 году на Тереке основали крепость Кизляр, положившую начало будущей Кавказской укрепленной линии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К концу XVII века стал очевидным рост экономического и культурного отставания России не только от передовых Англии и Голландии, но и от менее развитых стран (Франции, Швеции, германских государств). Преодоление этого отставания было неосуществимо без установления тесных контактов с Европой через Балтику, восточное побережье которой (в том числе исконно русские земли) в XVI-XVII веках было захвачено Швецией. Следовательно, война против Швеции отвечала государственным интересам России, победа в этой войне была необходимым условием ускорения развития страны.
Не прекращавшаяся четверть века борьба за выход к морю определяла всю внешнюю политику Петра I. В 1695 году молодой царь совершил два похода на Азов – турецкую крепость в устье Дона, преграждавшую путь в Приазовье и Северное Причерноморье. В 1695 году плохо подготовленная армия не смогла взять Азов штурмом, а наладить правильную осаду ее оказалось невозможным из-за отсутствия флота. Создав за несколько месяцев флот на верфях под Воронежем, Петр в 1696 году сумел обложить крепость и с суши, и с моря, вынудив ее гарнизон капитулировать.
В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.
Резкая
переориентация внешнеполитического
курса российского
После окончания Северной войны Россия решила свою главнейшую внешнеполитическую проблему, которую она безуспешно пыталась выполнить два столетия. Ништадтский договор, подписанный 30 августа 1721 года, «открывал» для России «окно в Европу», а сама она приобретала нормальные условия для экономических и культурных связей с передовыми странами континента. Петербург, Рига, Ревель и Выборг становились важнейшими внешнеторговыми центрами страны. Тем самым Россия вступала в сообщество великих мировых держав.
Многолетняя война с турками кончилась поражением. Туркам пришлось отдать Азов, завоевания которого стоило таких колоссальных жертв, выдать туркам половину имевшегося на Азовском море флота.
В целом за время петровского царствования произошла серьезная метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII-XIX веков, начали формироваться имперские стереотипы.
Результаты военных преобразований Петра были поразительны, в конце своего царствования он располагал армией, в которой было около 200 000 регулярных войск и не менее 75 000 казачьих, кроме того, во флоте считалось 28 000 человек, 48 кораблей и до 800 мелких судов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК