Внешняя политика Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

На рубеже XVII-XVIII веков в России предпринимались попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими странами в экономическом, политическом и культурном развитии. В 1700 году Россия вступила на путь реформ, благодаря которым превратилась в могущественную европейскую державу. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, политическом строе, структуре органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой структуре населения, в культуре страны произошли огромные изменения.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ……………………………………………...……… 5
2. «ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО»……………………………………………… 8
3. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА……………………………………………………….. 12
3.1 Начало Северной войны……………………………………………. 12
3.2 Битва под Нарвой…………………………………………………… 13
3.3 Полтавская битва…………………………………………………… 19
3.4 Прутский поход……………………………………………….……. 23
3.5 Битва при Гангусте и Гренгаме……………………………………. 25
3.6 Подписание Ништадтского мира………………………………….. 27
4. ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД…………………………………………………… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………… 34

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     В период «Великого посольства» Петр I осознал ситуацию и расстановку сил в Европе. Главная неприятность для него – явный отход Австрии от совместных действий против турок, которую Франция втягивала в готовящуюся войну за «испанское наследство» против Голландии и Англии. А без этого серьезного союзника Россия не могла воевать с Османской империей. Таким образом, принятая стратегия выхода к южным морям, становилась нереальной.

     Вместе  с тем в Европе Петр I выявил иные возможности усиления России и стимулирования развития ее экономики. Они заключались в возвращении северо-западных земель, утраченных по Столбовскому миру. Так оформилось балтийское направление внешней политики России. Однако война с такой военной державой, как Швеция, в одиночку была также нереальной. Дипломатическое зондирование позволило Петру I определить возможных союзников. Ими должны были стать традиционные противники Швеции, которая на протяжении полутора столетий господствовала на севере Европы, часто побеждая в почти непрерывных войнах своих соседей: Данию, Польшу и другие страны. Главным союзником Петра стал Август II Сильный (курфюрст саксонский и король польский), мечтавший о присоединении к своим саксонским владениям шведской Лифляндии.

     С конца 1698 года Август II, опираясь на договоренность с Петром, вступил в переговоры с Данией, имевшей к Швеции земельные притязания из-за отторгнутых территорий. Немало средств потратил Август II и для привлечения на свою сторону политических верхов Польши (ведь переговоры с Петром I Август II вел от имени Саксонии).

     В первую очередь Петр I провел переговоры с Данией, и уже в апреле 1699 года был заключен договор о действиях против Швеции. В сентябре 1699 года в Москву прибыли послы и от Августа II. Начались довольно длительные переговоры. Все беседы проходили в с. Преображенском в самом узком кругу полномочных лиц. Был на заседаниях и Петр I. Сохранение полнейшей тайны было крайне необходимым. Тогда же в Москву прибыла большая делегация шведов для получения подтверждения Россией условий Кардисского мира 1661 года, в свою очередь закреплявшего пораженческие условия Столбовского мира. Русские дипломаты и сам царь проявили недюжинную изворотливость и хладнокровие, приветливо и лицемерно встречая шведское посольство. Наиболее жаркие дебаты касались требования шведов от русского царя закрепления договора крестоцелованием.

     В итоге в ноябре 1699 года Россия имела против Швеции договоры и с Саксонией и с Данией. Так, втайне от шведского короля Карла XII был создан так называемый Северный союз (Россия, Речь Посполитая, Саксония и Дания).

     Исполняя  условия договора, войска Саксонии (без согласия Польши) уже в феврале 1700 года вступили в Ливонию, и взяв Динабург (Даугавпилс), неудачно осадили Ригу. Еще раньше Дания открыла военные действия против Голштинии, союзницы Швеции. Заняв несколько крепостей, датчане застряли на осаде сильнейшей крепости Теннинген. Тут против них выступили шведы. Август II требовал от Петра I вступления в войну. Но русский царь не мог это сделать до заключения мира с Турцией и тянул время.

     В отношениях с Турцией усилия России заключить мир начались еще с участия думного советника П.Б. Возницына в конгрессе в Карловице, близ Белграда, в октябре 1698 года, где при содействии Англии и Голландии добились мира с Турцией Австрия и Польша. России же предстояла еще нелегкая дипломатическая борьба. Стремясь обеспечить мир с Турцией в преддверии войны на севере, Петр отправил в Константинополь нового полномочного представителя думного дьяка, главу Посольского приказа Емельяна Украинцева на 46-пушечном корабле «Крепость» в сопровождении эскадры из 10 кораблей. Турки всполошились и пытались остановить посольство в Керчи, требуя следовать сухим путем. Но требование было отклонено и военно-дипломатическая демонстрация состоялась. Третьего июля был подписан Константинопольский мир по которому Россия сохранила Азов и приазовские земли по р. Миус. Нижнеднепровские городки отошли к Турции, правда, с условием разрушения укреплений. Ежегодные платежи Крыму были отменены. Русские корабли могли торговать только в Керчи.

     Примерно  через месяц, 8 августа 1700 года, весть о 30-летнем мире с Турцией достигла Москвы, и уже 9 августа, сообщив Августу II, Петр приказал двинуть войска к шведским границам.

 

      3. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА

     3.1 Начало Северной войны.

     К началу войны Швеция обладала первоклассной  армией и сильным военно-морским  флотом, в союзе с Саксонией  и Данией (так называемый Северный союз), которая в своё время не сумела собрать солдат для защиты своей столицы от 15 тысяч шведов, неожиданно подплывших со стороны моря.

     Надо  сказать, что Швеция явилась на сцену  общей европейской деятельности с шумом и блеском. Даровитый, честолюбивый король Густав Адольф по призыву Франции привел шведское войско в Германию для участия в Тридцатилетней войне, для поддержания протестантизма. За эту поддержку Германия должна была дорого платить Швеции своими землями, и немецкие владельцы стали косо смотреть на нее, особенно когда она содействовала вредным для Германии стремлениям Франции. Еще большее раздражение возбудила против себя Швеция в трех других соседних государствах: Дании, Польше и России – своими захватами. Она обобрала Данию со стороны Норвегии, отняла у Польши Ливонию; пользуясь смутным временем и слабостью России после смут, в царствование Михаила Федоровича, она отобрала у неё коренные русские  владения, чтоб как можно дальше отодвинуть ее от Балтийского моря. Такое поведение Швеции относительно соседей, разумеется, заставляло ожидать, что оскорбленные воспользуются первым удобным случаем, чтобы соединиться и возвратить свое. И в начале XVIII века, когда в Западной Европе произошло сильное движение против Франции, раздражавшей всех своим властолюбием, своими бесцеремонными захватами чужого; когда против Франции образовался великий союз, чтоб не дать ей захватить Испанию или значительную часть ее владений, на северо-востоке Европы по тем же побуждениям образуется союз против Швеции и начинается великая Северная война. Естественные члены союза против Швеции – это пострадавшие от ее агрессивной внешней политики государства: Дания, Польша и Россия. Отношения Дании и России были просты: они хотели возвратить свое, причем Петр, во что бы то ни стало, хотел приобрести хотя бы одну гавань на Балтийском море.

     Союзники  надеялись напасть на Швецию врасплох, пользуясь молодостью ее короля Карла XII. Но когда Швеции с трех сторон стала грозить реальная опасность, Карл решил разбить противников поодиночке с помощью англо-голландского флота. В тот же день, когда была объявлена война, 13 июля, шведская эскадра бомбардировала Копенгаген, высадила десант и вынудила Данию (единственного союзника России, имевшего флот) капитулировать.

     Первоочередной  целью царя Петра был захват утраченных некогда Россией земель в восточной части Финского залива (так называемой Ингрии) с Нотебургом (Орешком) и Нарвой (Ругодивом). Посланники же Дании и, особенно, Польши всячески стремились отвлечь Петра I от нарвского направления действий, опасаясь, что в Нарве он получит плацдарм для захвата и всей остальной Ливонии (на которую претендовала Польша). В принципе, они четко прогнозировали стратегию Петра, но предполагали использовать его для достижения своих целей. Однако на практике сложилось все далеко не столь просто. Предстояла долгая, тяжелая для России и ее народа война. 

     3.2 Битва под Нарвой

     При таких неблагоприятных для союзников  обстоятельствах русская армия  численностью в 35 тысяч человек начала военные действия с осады Нарвы. Войска Карла XII нанесли сокрушительное поражение русской армии 20 ноября 1700 года. Несмотря на героические действия первых регулярных полков – Преображенского и Семеновского, которые помогли хоть как-то отступить русской армии и не допустить ее полного уничтожения (удерживали неприятеля, пока остатки русских войск переправятся через реку). Увидев такое мужество, Карл разрешил уйти Потешным полкам, русские потеряли всю артиллерию (потеряно 135 пушек различного калибра), лишились снаряжения и боеприпасов и понесли значительные потери (потери убитыми и утонувшими в реке составляли шесть тысяч человек), большинство наемных офицеров перешли на сторону Карла. Самого Петра во время битвы под Нарвой не было, он уехал оттуда заранее.

     Поражение под Нарвой резко ухудшило международное  положение России  и создало  угрозу вторжения Швеции в русские  земли. Позднее, спустя 24 года, Петр, собираясь праздновать третью годовщину Ништадтского мира, имел мужество признаться в собственноручной программе торжества, что начал шведскую войну, как слепой, не ведая ни своего состояния, ни сил противника.

     Карл XII полагал, что Россия разгромлена окончательно и с ее претензиями на выход к Балтийскому побережью закончено. Считая Речь Посполитую единственным реальным противником, Карл, по образному выражению Петра I, «надолго увяз» в ней, поскольку гнаться за неприятелем слабым, оставляя в тылу сильного, и решиться с небольшим войском во второй половине ноября идти вглубь России, было бы крайним безрассудством.

     Неудача закалила волю Петра, мобилизовала его неиссякаемую энергию и вызвала новую, более напряженную и целеустремленную подготовку к предстоящим сражениям с сильным и хорошо обученным противником. В Новгороде и Пскове строятся оборонительные сооружения. На работы привлекаются солдаты, священники и «всякого церковного чина мужеского и женского пола», в связи, с чем прекращается даже служба в приходских церквах. Ведутся спешные работы по укреплению Архангельска – важного порта, связывавшего Россию с Западом. В Воронеже продолжается строительство флота – Азовский флот нужен был для устрашения Турции. С новым размахом идут работы на Олонецкой верфи, в Петербурге, на уральских и других заводах и мануфактурах страны. Создается более подготовленная и боеспособная армия, ее людские потери восполняются новыми повсеместными рекрутскими наборами. Восстанавливается качественно новый артиллерийский парк. Для литья медных пушек вследствие нехватки меди используются церковные и монастырские колокола. И за всем этим зорко и требовательно следит сам царь.

     Кюрфюст Саксонии и король Польши не отличался  ни смелостью, ни верностью, ни большим  желанием и стремлением мобилизовать все в своей стране для войны со шведами, он дорожил только короной на своей голове. И все же в сложившейся обстановке именно он был самым ценным союзником для России. Чем дольше Карл будет гонятся за Августом II, тем больше у Петра появится шансов преодолеть неприятные последствия Нарвы. Именно поэтому Петр всеми силами поддерживал Августа. Русский царь обязался предоставить в распоряжение короля Польши 20-ти тысячный военный корпус и ежегодную субсидию в 100 тысяч рублей.

     Петр  хорошо понимал, что поле боя является лучшей школой для армии, если она хочет научиться побеждать своего противника. Поэтому 5 декабря 1700 года, через две недели после нарвского поражения, он посылает Шереметева с войсками для новой операции против шведов.

     Началась серия побед над шведами. Шереметев действовал осторожно, вступал в бой только в тех случаях, когда имел большое превосходство в силах. В ту пору и эти победы имели большое значение – они поднимали боевой дух русской армии, помогали ей освободиться от подавленного настроения после Нарвы.

     Первый  крупный успех пришел к русским  войскам в начале 1702 года Б. П. Шереметев, возглавляя 18-тысячный корпус, напал на шведского генерала Шлиппенбаха и наголову разбил его семитысячный отряд у деревни Эрстфер, расположенной неподалеку от Дерпта. На поле боя осталась половина шведского войска. Петр восторженно встретил известие об этой победе и щедро наградил всех победителей, от солдата до командующего. По поручению царя Меншиков отвез Шереметеву орден Андрея Первозванного, портрет государя, осыпанный бриллиантами, и звание фельдмаршала.

     В июле Шереметев нанес второе сильное  поражение Шлиппенбаху при Гуммельсгофе. После этого он начал опустошать Ливонию, лишая приюта и продовольствия шведские войска.

     С осени 1702 и по весну 1703 года русские войска очищали от шведов побережье Невы. Военные действия под предводительством самого Петра начались с осады Нотебурга (старинной русской крепости Орешек), расположенного на острове у выхода Невы из Ладожского озера. Высокие толстые стены и многочисленная артиллерия, господствовавшая над обоими берегами реки, делали крепость почти неприступной. Для ее осады Петр выделил 14 полков. Непрерывный обстрел крепости продолжался около двух недель. Потом последовал трудный 12-часовой штурм. Крепость пала. Нотебург царь переименовал в Шлиссельбург (город-ключ) – он действительно открывал путь в земли неприятеля.

     В последних числах апреля 1703 года русские войска лесом по правому берегу Невы вышли к ее устью. Вход в реку охраняла крепость Ниеншанц. После 10-часового обстрела она сдалась.

     Заняв Нотебург и Ниеншанц, русские овладели всем течением Невы. Сбылась, наконец, завещанная предками мечта – Россия получила выход к Балтийскому морю. Теперь нужно было надежно закрепиться на этом давно желанном рубеже. На одном из островков невского устья, именовавшемся Луст Элант (Веселый остров), 16 мая 1703 года был заложен деревянный городок-крепость, названный Санкт-Петербургом, ставший позже новой столицей Российской империи. Строительство Санкт-Петербурга началось со строительства Петропавловской крепости, ядра будущего города Санкт-Петербурга, а также флота и базы для него – Кронштадта. «Окно в Европу» было прорублено.

     Новый город на Неве стал столицей Русского государства только в 1713 году, когда в Петербург окончательно переехали двор, Сенат и дипломатический корпус. А в первые годы освоения берегов Балтики Петр больше всего думал о том, как защитить этот край от неприятеля. Чтобы «спать спокойно в Петербурге», в 1704 году на острове Котлин, в 30 верстах от города, была построена хорошо укрепленная крепость Кроншлот (позже – Кронштадт), которая запирала устье Невы. Но этого было мало – нужен был сильный морской флот. Поэтому уже в 1703 году на Олонецкой верфи состоялась закладка 43 кораблей. В 1705 году начала работать Адмиралтейская верфь, в апреле 1706 года здесь был спущен на воду первый военный корабль.

     В 1704 году русские овладели двумя важными городами – Дерптом (Тарту) и Нарвой.

Информация о работе Внешняя политика Петра I