Внешняя политика и дипломатия Франции с 1871 по 1892 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать эволюцию внешнеполитической деятельности Французской республики в указанный период и факторы, влиявшие на нее.
В соответствии с указанным выше автором были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные особенности экономического развития Франции в конце XIX – начале XX вв. и их воздействие на изменения во внешней политике страны.
2. Выявить степень воздействия франко-русского союза на изменение внешней политики Франции.
3. Рассмотреть основные направления колониальной политики Франции в конце XIX – начале XX вв.
4. Прояснить влияние заключения соглашения Антанты на развитие внешней политики Французской республики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные особенности экономического развития Франции в конце XIX – начале XX вв. …..6
Глава 2. Внешняя политика Франции в конце XIX в. ………………………...13
Глава 3. Основные особенности и направления колониальной политики Франции в конце XIX в. ….20
Глава 4. Внешняя и колониальная политика Франции в начале XX в. ……...26
Заключение ………………………………………………………………………31
Список использованной литературы …………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика и дипломатия Франции с 1871-1892гг.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

     Французское правительство проявляло к русскому павильону подчеркнутое внимание. На его открытие 16 апреля прибыл президент  республики Лубе, встреченный хлебом-солью  и получивший в подарок карту  Франции, сделанную на мраморе и  украшенную драгоценными камнями.

     Укрепление  франко-русских отношений было в  это время первейшей задачей  французской дипломатии, которой  почти бесконтрольно руководил  после отставки Аното в 1898 г. Т. Делькассе. Он был министром иностранных дел в кабинете Вальдек-Руссо и сохранил этот пост в кабинете Комба, что свидетельствует о преемственности внешней политики французской буржуазии. Делькассе (1852—1923 гг.) принадлежал к партии умеренных республиканцев, сторонников Гамбетты и был известен как ярый реваншист. В 80-х гг. он даже исполнял должность секретаря реваншистской Лиги патриотов и принимал участие в движении Буланже. В 1889 г. он избирался в парламент, где вскоре произнес программную речь о необходимости противопоставить союз Франции и России Тройственному союзу. Делькассе весьма активно и энергично проводил политику в интересах французской буржуазии и фактически держал в своих руках все нити колониального и внешнеполитического курса страны в эти годы. После своей вынужденной отставки в 1905 г. этот деятель продолжал не только выполнять ряд важнейших дипломатических поручений, но в сущности был душой внешней политики Франции вплоть до первой мировой войны. Когда А. Ферри показал Делькассе в июле 1914 г. депеши министерства иностранных дел и услышал его замечания, ему показалось, как он писал в своем секретном дневнике, что перед ним «внезапно маленький карлик стал расти и поравнялся с Бисмарком. Он говорил, он вспоминал прошлое, и мне казалось, что я видел, как работает маленький паук, в сети которого только что бросилась Германия»37.

     В основе внешнеполитической концепции  Делькассе лежало твердое убеждение, что самым опасным врагом Франции  является Германия. Отсюда его стремление, с одной стороны, обеспечить создание сильной армии и флота, а с  другой — укрепить свою страну союзом с Россией, опираясь на который расширять  ее международные связи путем  переговоров и соглашений с другими  державами, в первую очередь с  Англией и Италией. Став министром  иностранных дел, Делькассе немедленно прервал переговоры, начатые во время  Фашодского инцидента его предшественником, с германским послом во Франции Мюнстером. Он принял ряд мер к улаживанию отношений с Англией и назначил послом в Лондон П. Камбона, заменил в Петербурге своего посла Монтебелло, не проявлявшего достаточной почтительности к императорскому двору, М. Бомпаром, а в Мадрид назначил Ж. Камбона. В 1901 г. он направил в Петербург генерала Пендезака с целью выяснить настроения высших кругов и укрепить союз. Большое внимание он уделял улучшению отношений с Италией, где в полном согласии с ним действовал его давнишний друг посол Баррер. Делькассе говорил: «Я не хотел бы покинуть свой пост до тех пор, пока не создам союза с Англией»38.

     Стремление  Германии к переделу мира, обострение всех империалистических противоречий, особенно англо-германских, создавали  объективные условия, благоприятствовавшие осуществлению основных целей французской  внешней политики в этот период. В силу того, что англо-германские противоречия становились основными  противоречиями империализма, Франция  не воспользовалась трудностями  Англии в связи с англо-бурской  войной и не выступила против нее  с оружием в руках, несмотря на то, что тяжелое оскорбление, нанесенное ее внешней политике в Фашоде, было еще свежо в памяти.

     Мысль о сближении с Великобританией  высказывалась во Франции еще  в конце XIX в. Идея сближения с Англией зародилась и у некоторых дипломатов. Так, например, во время англо-германских переговоров о союзе французский посол в Лондоне заявил английскому правительству: «Франция имеет лишь одного врага — Германию. Англия может в дальнейшем проводить свою политику в соответствии с этим заявлением»39. Поэтому, когда 11 октября 1899 г. началась англо-бурская война, французское правительство в отличие от России заняло очень сдержанную позицию. Николай II открыто радовался поражениям англичан, которые, как он писал, «влопались и полезли в воду, не зная броду». Министр иностранных дел Муравьев, будучи в Париже в конце октября, предложил Лубе совместные действия России, Франции и Германии против Англии. Не желая ослаблять франко-русский союз, Лубе ответил уклончиво. Германия сохранила нейтралитет в англо-бурской войне, но тайно подстрекала Россию и Францию к антианглийским действиям, а в конце февраля 1900 г. прямо предложила этим странам вмешаться в англо-бурскую войну и прекратить ее. Зная об антианглийских настроениях во Франции, Делькассе не сообщил об этом предложении ни парламенту, ни прессе. Он упомянул о нем очень бегло лишь на заседании совета министров. Одновременно он поручил своему послу в Берлине Ноайлю собрать точную информацию, которая и подтвердила отказ Германии от совместных с Россией и Францией выступлений против Англии. В конце ноября 1900 г. президент бурских республик Крюгер прибыл в Париж. Французское правительство сделало все возможное, чтобы этот визит не принял враждебного Англии характера, хотя общественное мнение продолжало демонстративно выражать свое сочувствие бурам и ненависть к англичанам. Запланированная поездка Крюгера из Парижа в Берлин не состоялась, поскольку неожиданно для всех Вильгельм II отказался его принять.

     В разгар войны, в январе 1901 г., умерла королева Виктория, и на английский престол вступил ее сын Эдуард VII. Мысль об улучшении отношений с Францией зародилась у него давно. Будучи наследным принцем, он поразил Лубе, когда вскоре после его избрания неожиданно явился в Елисейский дворец, да еще в дорожном костюме. В беседе с Лубе принц Уэльский высказал пожелание улучшить отношения между Францией и Англией, руководствуясь не личными соображениями, а интересами британских правящих классов, которые все больше отдавали себе отчет, что наиболее сильным их врагом становится Германия.

     Это намечавшееся изменение позиции  Англии не прошло мимо внимания Германии, которая неожиданно в конце 1899 г. отозвала своего посла во Франции Мюнстера, не без оснований полагая, что он ошибается в своих оценках франко-английских отношений. На его место был назначен бывший посол в Петербурге князь Радолин, встреченный в Париже довольно сухо. Вскоре после этого Вильгельм II 5 марта 1901 г. посетил французское посольство в Берлине и принялся убеждать посла Ноайля, что Россия пользуется французскими деньгами, не давая ничего взамен, не оказав Франции помощи даже во время Фашодского конфликта. Германский император, вообразивший себя немецким Талейраном, пытался подорвать франко-русский союз. Он особенно стремился к этому, убедившись в недостижимости соглашения с Англией. Внешне это проявилось в крайне неприязненном отношении Эдуарда VII к Вильгельму II, его родному племяннику. «Когда дядя говорил с племянником о политике, — писал наблюдавший переговоры канцлер Бюлов, — у меня было такое чувство, точно толстый и злой кот играет с маленькой мышкой»40. Задавшись целью оторвать Россию от Франции, Вильгельм заигрывал с ней, используя свои родственные связи с Николаем II. Он намеренно устроил традиционный при прусском дворе обед в день рождения царя 18 мая не в Берлине, а в Меце. Русский посол граф Остен-Сакен сразу откликнулся на приглашение, но в Париже были возмущены. Когда же Николай принял приглашение Вильгельма прибыть летом на маневры германского флота в Киле, Делькассе встревожился. Вернувшись за полтора месяца до описываемых событий из Петербурга, он теперь предписал своему послу немедленно отправиться к новому русскому министру иностранных дел Ламздорфу, известить его о крайнем волнении во Франции и просить сообщить официальную дату визита во Францию царя до того, как он встретится с германским императором. Николай II принял приглашение посетить Францию в сентябре 1901 г. 
 
 

     Заключение 

     Аграрный  кризис усилил процесс концентрации сельского хозяйства Франции. Важнейшим  результатом его была тенденция  к усилению интенсификации сельского  хозяйства, к росту специализации  и использования техники. Аграрный кризис привел к возрастанию роли животноводства на базе травосеяния  и к увеличению роли огородничества и садоводства. Значительно увеличилось  применение машин в сельском хозяйстве. Однако механизация сельского хозяйства  сковывалась парцеллярным характером французского земледелия.

     В конце XIX – начале XX в. во Франции наиболее быстрым темпом развивалась тяжелая промышленность. Несмотря на достаточно высокий темп роста тяжелой промышленности, в эти годы для Франции характерно было преобладание легкой промышленности, в которой большое место занимало производство предметов роскоши. Но в целом промышленность развивалась замедленными темпами, и по объему промышленной продукции Франция занимала 4-е место в мире.

     Развивалась и торговля Французской республики. Преобладающее значение во французском  экспорте имели товары легкой промышленности и сельского хозяйства: шелковые и хлопчатобумажные ткани, готовое  платье, белье, парфюмерия, косметика, ювелирные изделия, вина, сыры и т. д. Значительное количество фабрик и  заводов работало на привозных английских и немецких станках. Франция продолжала ввозить уголь и значительное количество сырья.

     В силу указанных выше причин, важное значение в экономике Франции  приобретает вывоз капитала, что  в свою очередь способствовало задержке промышленного развития страны. Во Франции постепенно образовались большие  излишки ссудного капитала, которые  не находили прибыльного применения внутри страны. Причем при экспорте французский капитал принимал форму  ссудного капитала, то есть Франция  предоставляла его в виде государственных займов, употребляя их в рост под проценты. С начала XX в. основным резервом экспорта капитала становятся доходы от его предыдущего вывоза.

     Указанные выше особенности экономического развития Французской республики достаточно четко отразились на ее внешнеполитической деятельности. Прежде всего, это привело  к заключению союзного соглашения с  Российской империей (чему способствовали также и многочисленные французские  займы). Первоначально между сторонами  был подписан дипломатический консультативный  пакт (27 августа 1891 г.), затем дополненный военным соглашением (17 августа 1892 г.), ознаменовавшим установление взаимно согласованной, определенной формы сотрудничества между двумя государствами.

     Франко-русский  союз возник как союз двух государств в период их перехода к империализму. Он был вызван стремлением Франции, а также России, хотя и в меньшей  степени, выйти из состояния изоляции. Он стал возможен благодаря отсутствию серьезных антагонистических противоречий между Францией и Россией, в то время как франко-германские и  русско-германские противоречия продолжали непрерывно нарастать. Несмотря на постоянную поддержку Россией Франции, заключение союза между ними явилось следствием создания Тройственного союза и  его особо агрессивной политики.

     Для Франции с самого начала главным  во франко-русском союзе была его  направленность против Германии, хотя он усилил ее позиции и в борьбе с Англией за раздел колоний. Союз с Россией создал для Франции новое, неизмеримо более выигрышное и выгодное положение в системе международных отношений, она вновь стала обретать статус великой державы. Этот союз был одним из важных этапов на пути к первой мировой войне, так как был образован как противовес Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии.

     Во  второй половине 1898 г. произошло событие, во многом определившее дальнейшее развитие международных отношений (Фашодский инцидент). По сути дела, решался вопрос о господстве над всем Суданом, о захвате англичанами земель для сооружения дороги от Каира до Капштадта, о закреплении владычества Англии над Египтом и Суэцким каналом. Французское правительство вынуждено было отступить перед Англией. Оно отказалось выхода к Нилу. После этого никто в Англии всерьез уже не мог бояться, что французы возобновят борьбу за Египет: со слишком важными козырями Франция теперь рассталась. Когда капитуляция Франции свершилась, в Лондоне изменили курс.

     Уже 21 марта 1899 г. между Лондоном и Парижем было достигнуто соглашение. Африканские владения обеих держав были разграничены. Франция оказалась окончательно удаленной из бассейна Нила. Но теперь она получила за это некоторые компенсации, которые до капитуляции в борьбе за Нил ей не соглашались предоставить. Граница между французскими и английскими владениями в Африке была проведена. За отказ от Нила Франция получила значительный кусок Судана к западу от Дарфура. Захват этой территории позволил соединить территориально владения Франции в Северной и Западной Африке с ее центральноафриканскими колониями. Англо-французское соглашение 1899 г. завершало раздел Центральной Африки.

     В конце XIX – начале XX вв. крайне обострилась борьба за территориальный раздел мира. К многочисленным старым мотивам колониальной политики финансовый капитал прибавил борьбу за источники сырья, за вывоз капитала, за «сферы влияния». Бурный рост французских колоний был непосредственно связан с развитием финансового капитала в стране. Кроме чисто экономических условий и на базе их на размер колониальных владений оказывают влияние условия географические, которые, несомненно, благоприятствовали французской колониальной политике, прежде всего в Африке.

     Вместе  с тем французская экспансия  была не только слабее английской, но и  менее динамична. Богатства французских  колоний эксплуатировались значительно  примитивнее. Захватывая колонии, Франция  стремилась к обеспечению своей  гегемонии, к захвату земель не столько  прямо для себя, сколько для  ослабления противника и подрыва  его гегемонии. На протяжении всего XIX в. эти мотивы играли существенную роль в колониальной политике Франции, которая не обращала в то время достаточного внимания на освоение огромных природных богатств своих колоний.

     Развитие  и усиление финансового капитала создало благоприятные условия  для возврата к колониальной политике. На пути колониальных захватов Франция  неизбежно должна была столкнуться  с интересами других великих держав. Поскольку отношения между делившими  Африку великими державами складывались главным образом на основе европейской  политики, Германия в первые годы после  франко-прусской войны была заинтересована в отвлечении сил Франции из Европы в колонии. Политика эта исчерпала  себя в 80-х гг., когда Германия сама включилась в борьбу за раздел Африки. После заключения союза с Россией  Франция получила возможность еще  энергичнее создавать свою колониальную империю. К концу XIX века Франция обладала достаточно обширными колониальными владениями, которые предоставляли ей богатые возможности для ее дальнейшего экономического развития.

Информация о работе Внешняя политика и дипломатия Франции с 1871 по 1892 гг