Внешняя политика Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 07:56, реферат

Описание работы

Императрица Екатерина II уважительно относилась к памяти Петра Великого, искренне считала себя (и действительно была) продолжательницей начатого царём внешнеполитического курса. Но в отличие от политики Петра екатерининская политика была более кроткой, спокойной и
3
дипломатичной. Екатерина Алексеевна очень многое сделала во внешней
политике для процветания Российского государства. Однако, популярная литература, доступная читателю, значительно больше благоволит к Петру, чем к Екатерине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Русско-турецкие войны (1768-1774 гг., 1787-1791 гг.)……………5
2. Русско-шведская война (1788-1790 гг.)…………………………...12
3. Польский вопрос. Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.)…………………………………………………………………………………14
4. Россия и революция во Франции………………………………….18
5. Историческое значение деятельности Екатерины Великой……..21
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………27

Работа содержит 1 файл

Реферат Внешняя политика Екатерины II.docx

— 54.80 Кб (Скачать)

       Между тем Османская империя  хотя и признала в 1784 г. присоединение  Крыма к России, но интенсивно  готовилась к войне с нею.  Воинственные настроения султанского  двора разжигали Англия и Пруссия,  намереваясь извлечь из конфликта  собственные выгоды: Англия стремилась  чужими руками изгнать Россию  с берегов Черного моря, поскольку  основание черноморских портов  могло лишить английских купцов  выгод, которые они извлекали  из слабости торгового флота  России на Балтике; Фридрих  II подстрекал османский двор к  войне с Россией, руководствуясь  видами на очередной раздел  Речи Посполитой, ибо знал, что  Россия, вовлеченная в войну, не  в состоянии будет противодействовать  его планам.

       9

Франция тоже оказывала помощь Османской  империи в подготовке к войне - под руководством ее инспекторов  и офицеров совершенствовались крепостные сооружения и боевая подготовка османской  армии.

     В конце июля 1787 г. султанский двор в  ультимативной форме потребовал от России признания своих прав на Грузию и допуска османских консулов в Крым. Россия, не заинтересованная в открытии военных действий вследствие поразившего страну сильного неурожая, готова была пойти на уступки, но Османская  империя, не дождавшись ответа на ультиматум, открыла военные действия нападением на Кинбурн. Попытка овладеть крепостью  путем высадки десанта была отбита Суворовым. Османская армия, как и флот, на всем протяжении войны терпели одно поражение за другим, причем в ходе войны с блеском проявились высокая боевая выучка солдат и матросов, а также полководческие дарования А. В. Суворова и незаурядный талант флотоводца Ф.Ф. Ушакова. В 1788 г. отличился Черноморский флот: в июне на Днепровско - Бугском лимане была разгромлена гребная флотилия османов, а 3 июля у о. Фидониси русская эскадра нанесла поражение османскому флоту, располагавшему численным превосходством. Эти победы лишили османов возможности помогать осажденному Очакову, взятому в результате ожесточенного штурма в декабре. В кампании 1789 г. наступательные операции османов на суше были парализованы А.В. Суворовым. 21 июля Суворов после 60 км марша с ходу атаковал османов при Фокшанах, где 25 тыс. русских и австрийцев вынудили спасаться бегством 30 тыс. османов. Победа была достигнута решительной штыковой атакой, предпринятой после 9-часового сражения. 28-29 августа была одержана морская победа между о. Тендрой и Гаджибеем. Самым примечательным сражением всей войны был штурм Измаила. Эта мощная крепость с гарнизоном в 35 тыс. человек при 265 орудиях считалась неприступной. Ее безуспешную осаду русские войска вели с сентября 1790 г. 2 декабря под Измаилом появился А.В. Суворов. Сразу началась интенсивная

10

подготовка  к штурму крепости: в учебном лагере выкопали ров и насыпали вал, соответствовавшие  габаритам крепостных сооружений, и  войска тренировались в преодолении препятствий. За 5 дней до начала штурма Суворов отправил коменданту крепости знаменитый ультиматум: "24 часа на размышление и воля; первые мои выстрелы уже неволя; штурм -смерть". На рассвете 11 декабря начался штурм: войска преодолели ров, по штурмовым лестницам взобрались на вал, ворвались в крепость и шаг за шагом, тесня ожесточенно сопротивлявшегося неприятеля, овладели ею. Овладение Измаилом принадлежит к числу героических подвигов русских воинов –в штурме крепости сочетались высокий боевой дух и замечательная выучка солдат и офицеров с полководческим гением A.A. Суворова. Взятие Измаила венчало исход не только кампании 1790 г., но и всей войны.

      29 декабря 1791 г. был заключен  Ясский мирный договор. Цели, ради  которых Османская империя развязала  войну, не были достигнуты. Ясский  договор подтвердил присоединение  к России Крыма и установление  протектората над Грузией. Результаты  войны для России не соответствовали  ни ее военным успехам, ни  понесенным ею жертвам и финансовым  затратам. К ней была присоединена  лишь территория между Бугом  и Днестром. Бессарабия, Молдавия  и Валахия были возвращены  османам. Скромные для России  итоги войны были связаны с  тем, что Англия не расставалась  с идеей создания антирусской  коалиции. Ранее русской дипломатии  удалось расстроить эти планы.  Чтобы не оказаться в изоляции, правительство должно было форсировать  мирные переговоры.

       Три обстоятельства определили  успехи России в войнах с  Османской империей и Швецией:  России в этих войнах доводилось  не нападать, а отражать агрессивные  действия соседей; боеспособность  русской регулярной армии была  неизмеримо выше шведской и  особенно османской - ополченцы  последней, располагая двойным,  тройным перевесом в численности,  неизменно терпели поражение от хорошо обученных и вооруженных русских

       11

полков; немаловажной причиной победоносного  окончания войн было наличие в  русской армии и флоте талантливых  полководцев (П.А. Румянцев,

A.A. Суворов)  и флотоводцев (Г.А. Спиридов, Ф.Ф.  Ушаков). Они подняли военное искусство  на более высокую ступень. Суворов  вместо господствовавшей в Европе  кордонной стратегии, смысл которой  состоял в равномерном распределении  войск по всей линии фронта  с использованием в качестве  опорных пунктов крепости, применил  более эффективное средство громить  неприятеля - сосредоточение основных  сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не  маневрирование и истощение ресурсов  противника, уничтожение его живой  силы.

       Знаменитое сочинение Суворова "Наука  побеждать" наполнено множеством  афоризмов и крылатых фраз, понятных  как офицеру, так и солдату.  Главными достоинствами воина  он считал патриотизм, храбрость,  выносливость, решительность. Флотоводец  Ф.Ф. Ушаков, опиравшийся на собственный  опыт и опыт своего предшественника  Г.А. Спиридова, подобно Суворову, не знал поражений. Главной  целью сражения он считал уничтожение  неприятельского флота и прежде  всего флагманского корабля, на  котором должен быть сосредоточен  огонь.

     Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте. 

Русско-шведская война (1788-1790 гг.). 

     Неудачи османов в первый год второй русско-турецкой войны (1787 – 1791гг.) активизировали враждебные действия английского правительства: оно запретило заход в свои порты русской эскадре, готовившейся к отправлению из Балтийского  моря в Средиземное, а так же вербовку английских офицеров на службу в российский флот. Те же Англия и Пруссия 

12

толкнули  на войну против России Швецию.

     Со  стороны Швеции это была вторая попытка  пересмотреть условия Ништадтского мира: летом 1788 г. она без объявления войны напала на Россию. Шведский король Густав III тщательно готовился к конфликту, ибо, рассчитывая на лёгкие победы, стремился укрепить свою власть и сломить сопротивление оппозиции. У короля были основания надеяться на успех: главные силы русской армии и её лучшие полководцы находились на юге. Густав III не скупился на хвастливые заявления – он говорил, что намерен овладеть Эстляндией, Лифляндией и Курляндией, а заодно с ними Петербургом и Кронштадтом. Перед отъездом  из Стокгольма на театр военных действий он объявил придворным дамам, что «надеется дать им завтрак в Петергофе».

     Начало  военных действий вскрыло полную несостоятельность, и даже нелепость  шведских притязаний: в ожесточённом сражении 6 июля у о. Гогланда Балтийский флот под командованием адмирала С.К. Грейга разгромил шведов – их корабли должны были искать спасения в Свеаборге. Вслед за этой неудачей шведы сняли осаду пограничных  крепостей Нейшлота и Фридрихсгама. Не принесла успехов Швеции ни кампании 1789, ни 1790 гг.

     Главные события в кампании 1789 г. развернулись в Финляндии, где русские войска предприняли успешное наступление  и оттеснили неприятеля за р. Кюмень. Кампания 1799г. была ознаменована двумя  сражениями Балтийского флота, одно из которых, впрочем, не принесло успеха русским.

Неудачный исход  королевской авантюры стал очевидным, и Швеция в финской  деревне Вереле заключила мир, восстановивший границы, существовавшие до начала этой войны.

     Война не принесла шведам никаких выгод, но она значительно усложнило положение  России на южном театре военных действий, прежде всего тем, что лишило её возможности  перебросить Балтийский флот со

13

Средиземного  моря и поднять против Османской империи томившийся под её гнётом народы Балкан. Война со Швецией, кроме того, повлекла немалые расходы. В то же время рухнули надежды Англии и Пруссии, да и Турции, на то, что России не под силу вести войну на два фронта.

Польский  вопрос. Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.).

 

        В состав федеративного государства  – речь Посполитая входили  Польша, Литва, Украина и Белоруссия. Великое княжество Литовское  в составе Речи Посполитой, хотя  и сохранило государственную  границу, право внешних сношений, свой кодекс законов – Литовской  статут, отдельный бюджет, таможенную  систему и вооружённые силы, связав  свою судьбу с Польшей,  её  слабой королевской властью и  своеволием шляхты, разделило её  участь. 

        Правительство Речи Посполитой  проводило политику колонизации  и окатоличивания белорусского, украинского и литовского населения.  В 1697 г. был принят закон,  провозглашавший польский язык  государственным языком Великого  княжества Литовского. Ещё раньше, в 1673 г. был закрыт доступ  не католикам в шляхетское сословие. Однако попытки насадить католичество среди православного населения встречали решительное сопротивление, например восстание, весной 1740 г. в имениях Сапеги, объявившего о закрытии в них православных церквей. Вместе с тем духовная жизнь литовского населения находилась под полным контролем католической церкви: духовенство и помещики принуждали крестьян посещать костелы  и соблюдать религиозные праздники. В Вильнюсской академии господствовали схоластическая философия и богословие. Лишь со второй половины XVIII века в академии начали пробировать путь светские науки: математика, физика и астрономия. В 1773 г. в связи с ликвидацией ордена иезуитов просвещение и науку государство взяло в свои руки.

 14

     Отсталые  формы социально-экономической жизни, слабая степень централизации, допускавшая существование у магнатов собственных вооружённых сил, ставили под угрозу самостоятельность существования Речи Посполитой как суверенного государства.  Энгельс писал: «Постепенная деморализация правящей аристократии, недостаток сил для развития буржуазии и постоянные войны, опустошавшие страну, сломили, наконец, мощь Польши. Страна, упорно сохранявшая в неприкосновенности феодальный общественный строй, в то время как все её соседи прогрессировали, формировали свою буржуазию, развивали торговлю и промышленность и создавали большие города, - такая страна была обречена на упадок».

        Слабость Речи Посполитой давала  повод для вмешательства в  её внутренние дела сильных  соседей и позволила осуществить её первый раздел.

        Пока для России благополучно  развивались русско-турецкие события,  Фридрих II, заинтересованный в разделе ослабевшей Польши,  продолжал дипломатическую обработку Екатерины II, но она постоянно отклоняла его предложения.

        А в Речи Посполитой поляки-католики  всячески притесняли православное  население. Король Станислав Август  предложил издать закон о равноправии  православных с католиками, но  сейм, состоявший из католиков,  отверг  предложенный закон.  В  ответ на это в Слуцке начали  сосредотачиваться вооружённые  православные отряды, а в Торуне  – лютеранские. Эти вооружённыё  съезды называли конфедерацией.  Екатерина II поддерживала движение православных и протестантских конфедератов, и под давлением России польский сейм всё-таки принял в 1768 г.  закон о равноправии православных и лютеран с католиками.

        Конфедераты-католики продолжали  безжалостно убивать православное  население, жечь их селения.  Польский король в растерянности  попросил у 

15

Екатерины II помощи. Согласно договору 1768 г. русские войска вошли в

Польшу, и конфедераты-католики тут же объявили им настоящую войну. В Польшу на подавление восстания был отправлен Александр  Васильевич Суворов.

        В сентябре 1771 г. Польша выставила  против русских вооружённые отряды  конфедератов-католиков, которые  разбили два русских отряда. У  католиков появились надежды  на победу над русскими войсками. Но 22 сентября Суворов  напал  на конфедератов  и  рассеял  их силы. Эта победа произвела в Варшаве сильное впечатление.

        В 1772 г. снова начинаются переговоры  о разделе Речи Посполитой. В  условиях, когда Франция, согласившаяся  продать Турции свои корабли  для восстановления флота толкала  её на продолжение войны, Англия, недовольная русскими победами, отозвала своих офицеров из  русского флота, а Австрия,  претендовавшая на часть Дунайских  княжеств, находившихся в руках  русских войск, открыто поддерживала  Османскую империю, и обязалась  любыми средствами, в том числе  и военными, добиваться возвращения  османам всех территорий, занятых  русскими, екатерининское правительство  не могло противодействовать  осуществлению плана раздела  Речи Посполитой и вынуждено было согласиться.

Информация о работе Внешняя политика Екатерины II