Внешняя политика 1991-2011 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:33, реферат

Описание работы

Внешняя политика чрезвычайно содействует внутренней, создавая благоприятные условия для всех реформ, которые проводились. Но не надо забывать, что и внутренняя политика со своей стороны может либо содействовать внешней, активно продвигая ее, являясь крепким, надежным тылом, либо осложнять.
Еще в феврале 1992 года, выступая на сессии Верховного Совета России, Ельцин подчеркнул: «…реформы в России –

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика 1991-2011гг.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

 

Сближение с Китаем. ШОС

 

Шанхайская организация сотрудничества была основана в период президентства Бориса Ельцина в 1996 году. Её образование стало следствием нарастающих трений правительства Ельцина с западными державами по следующим вопросам:

Первая чеченская война, осуждённая Соединёнными Штатами;

Поддержка западными странами в югославских конфликтах хорватов и боснийских мусульман, в то время, как Россия выражала поддержку сербской стороне;

Нарастающее в российском обществе раздражение деятельностью МВФ в стране.

 

Стремление найти противовес влиянию Соединённых Штатов и Евросоюза прямо подтолкнуло Бориса Ельцина к созданию ШОС, что в перспективе создавало для России широкие возможности по лавированию между основными мировыми центрами силы. Соединённые Штаты негативно относятся к сближению России с Китаем. Значительную роль сыграли широкомасштабные совместные военные манёвры двух стран, проведённые в 2005 году, и вызвавшие заметное раздражение западных держав. Китайская сторона, желая продемонстрировать поддержку России в решении тайваньского вопроса, включила в манёвры многочисленные элементы, которые можно было бы расценить как имитацию военного вторжения на Тайвань. Российской стороне стоило значительных усилий добиться исключения большинства таких элементов.

 

Трубопроводные войны

 

Одним из направлений внешней политики России стал ряд «трубопроводных войн». Переход администрации В. В. Путина в активное контрнаступление был обозначен 1 января 2006 года. В этот день Россия, не получив согласия украинской стороны на новую, существенно повышенную цену, отключила Украине газоснабжение . Отключение «газового вентиля» вызвало значительный резонанс в обоих государствах, и в мире в целом. В период 1-4 января в результате конфликта ряд стран Восточной Европы фиксируют недопоставки газа; российская сторона возлагает всю ответственность на украинское правительство, обвинив его в несанкционированном отборе газа. Несмотря на поддержку, оказанную западным общественным мнением Украине, предполагаемых санкций против России не следует. Под давлением России, украинская сторона в ночь с 3 на 4 января подписывает договор о новой цене на газ. Российское общественное мнение и украинские националисты восприняли результаты этого договора прямо противоположным образом; по мнению последних, так как, помимо российского газа, на Украину начались поставки газа из Туркмении по значительно более низкой цене, договор стал явной победой Украины.

 

Помимо «газовой войны», Россия инициирует ряд торговых ограничений, направленных против импорта с Украины, самым заметным из них становятся антидемпинговые расследования в области импорта стальных труб. В 2006 году Россия инициирует поднятие цен на газ также для ряда других бывших советских республик, в том числе для своих союзников — Белоруссии и Армении. Во всех случаях в российские предложения входит передача российским корпорациям контроля над национальными трубопроводными системами. Западные державы оценили произошедшее крайне негативно, обвинив Россию в «использовании газового оружия». В октябре 2006 европейские государства требуют от России ратификации Договора Энергетической хартии. Особое положение в нём занимает Транзитный протокол, требующий от России открытия её энергетического рынка. Его предполагаемая ратификация означала окончание монополии государственных корпораций, в первую очередь «Газпрома», на рынке услуг транзита газа, и допуск в эту область иностранного капитала. Повторение «газовых войн» в таком случае стало бы маловероятным. Владимир Путин выражает негативное отношение к предполагаемой ратификации, считая её невыгодной для России. Несмотря на давление европейских держав, ратификации не происходит.

 

 

 

Государства-основатели предполагаемого «газового ОПЕК»

 

В 2004—2005 году в Европе резко усиливается обеспокоенность зависимостью от российских поставок нефти и газа, всё сильнее начинает звучать требование «диверсификации поставщиков». Лавируя между западными державами, Россия демонстративно перенаправляет газ Штокмановского месторождения с Соединённых Штатов на Европу. Широко начинают обсуждаться перспективы поставок газа для быстрорастущей экономики Китая, но практического развития они не получают. Соединённые Штаты последовательно поддерживают проекты доставки нефти и газа из Каспия, Казахстана, Туркмении по трубопроводам, построенным в обход российской территории. С другой стороны, правительство Владимира Путина предпринимает ряд шагов для срыва таких проектов. Большинство подобных трубопроводов оказываются неэффективными, так как для них не находится достаточного количества сырья, в том числе и по причине того, что это сырьё было куплено Россией. Благодаря дипломатическим усилиям России, «антироссийский» трубопровод Одесса-Броды начал использоваться правительством Виктора Якуновича в реверсивном режиме; одним из пунктов политической программы Виктора Ющенко до его прихода власти являлось намерение использовать этот трубопровод в первоначально планируемом режиме.

 

Активизируются международные усилия по созданию «газовой ОПЕК» на базе Форума стран-экспортёров газа, предполагаемыми основателями которого могли бы стать Россия, Иран, Алжир, и Венесуэла. Широко распространившиеся в мире слухи о создании «газовой ОПЕК» вызывают резко негативную реакцию западных держав, в первую очередь Соединённых Штатов, однако ни к каким конкретным шагам они также не приводят. Инициатива вызывает противодействие Евросоюза как «нерыночная», и Соединённых Штатов, выступивших с проектом запрета подобных объединений как незаконных, распространив таким образом, действие национальных законов США за пределы их государственной территории. Повышение цен на газ для Белоруссии в январе 2007 приводит к резко негативной реакции последней, президент Лукашенко начинает высказывать сомнения в будущем Союзного государства России и Белоруссии. Нарастание напряжённости между Россией, с одной стороны, и Украиной и Белоруссией, с другой, привёл к появлению проекта поставки газа в Европу по дну Балтийского моря, минуя украинскую территорию. Этот проект вызывает определённое противодействие Украины, Белоруссии, Литвы; особенное недовольство выражает Польша под предлогом возможной, по её мнению, экологической угрозы этого проекта.

 

Ядерный проект Ирана

 

Значительным фактором мировой политики стал начатый Исламской Республикой Иран проект по строительству АЭС в Бушере. Это строительство ведётся российскими инженерами, и вызывает сильное противодействие Израиля и Соединённых Штатов. Государство Израиль воспринимает Исламскую Республику Иран как потенциального противника, появление ядерных технологий у которого крайне опасно. Эти опасения значительно усиливаются многочисленными заявлениями президента Ахмадениджада, которые могут быть расценены как анти-израильские и антисемитские. Так, Иран не признаёт права Государства Израиль на существование и на официальном уровне отрицает Холокост. Сохраняется определённая вероятность силовой акции в отношении реактора в Бушере со стороны Израиля (уже предпринимавшего аналогичную акцию против аналогичного ядерного проекта Ирака, которое осуществлялось силами французских инженеров) или Соединённых Штатов. Политика правительства Владимира Путина в иранском вопросе состоит в отказе от прекращения строительства реактора (по финансовым причинам), и в лавировании между интересами Ирана, Израиля, Соединённых Штатов, и международных институтов, таких, как МАГАТЭ. Так, Россия выступила с инициативой предоставления иранской стороне урана и самостоятельной утилизации отработанного сырья, что, как предполагалось, должно было исключить возможность его неконтролируемого использования Ираном в военных целях.

 

Роль России в вопросе Косово

 

Очередной точкой столкновения политики России и западных стран является косовский вопрос. Автономная территория Косово находится в составе Сербии, и на 90 % населена этническим албанцами (250 000 сербов были изгнаны из Косово, не без помощи войск НАТО, после войны 1999 года), требующими предоставления независимости. Де-факто Косово в настоящее время находится под международным протекторатом ООН, и у Сербии отсутствует реальная власть над краем. Однако, для сербского народа Косово является важным национальным символом, и эта страна отказывается одобрять его независимость. Формальное отделение Косово последовательно срывается Россией, вставшей в данном вопросе на сторону международного права и требующей продолжение переговоров до нахождения решения, устраивающего обе стороны. Такие переговоры последовательно торпедируются США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя политика Д. Медведева

 

«Доктрина Медведева»

 

31 августа 2008 года Д. А. Медведев огласил «пять позиций» внешней политики России.

Первенство основополагающих принципов международного права.

Неприятие однополярного мира и строительство многополярности.

Избежание изоляции и конфронтации с другими странами.

Защита жизни и достоинства российских граждан, «где бы они ни находились».

Защита интересов России в «дружественных ей регионах».

 

12 июля 2010 года Д. А. Медведев заявил, что главная цель внешней политики — «способствовать росту благосостояния граждан, их защите, культурному развитию, развитию страны в целом».

 

 

Война в Южной Осетии

 

8 августа 2008 года Грузия начала крупномасштабную военную операцию против республики Южная Осетия (в ходе которой, в частности, применились реактивные системы залпового огня против ночного города[3]), в которой проживает большое количество граждан России. Однако, в тот же день в войну вмешалась Россия. К 12 августа крупные военные действия прекратились, и республика была практически полностью зачищена от грузинских войск. Совместно с президентом Франции Николя Саркози, выступившим в роли посредника, был разработан план мирного урегулирования (т. н. «План Медведева-Саркози»), подразумевавший прекращение всяких военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии. Поскольку вынести вопрос о статусе этих республик на международное обсуждение не удалось, 26 августа Россия по указу Медведева признала их независимость в одностороннем порядке. Хотя этот шаг вызвал довольно резкую негативную реакцию на Западе, никаких серьёзных санкций против России не последовало.

 

Война в Южной Осетии стала первым с 1979 года случаем ввода российских войск в иностранное государство.

 

Отношения с США

 

6-8 июля 2009 г. Дмитрий Медведев проводил переговоры с Бараком Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Во время визита были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России, и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений.

 

В сентябре 2009 г. администрация Барака Обамы объявила о своем решении не размещать средства противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Хотя было заявлено, что это решение не связано с позицией России, обеспокоенной данными перспективами, данное решение создало благоприятную почву для визита Дмитрия Медведева в США, назначенного на 22 сентября 2009 г. Во время двусторонних переговоров президентов Медведева и Обамы 24 сентября российская сторона согласилась с тем, что «к Ирану могут быть применены санкции, если он не согласится свернуть свою ядерную программу». Также Дмитрий Медведев объявил, что новый договор по сокращению ядерных вооружений может быть готов к декабрю 2009 г., и что принято решение отказаться от размещения ракетных комплексов в Калининградской области

 

8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». Также по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США.» Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-III договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России». По мнению глава комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова СНВ-III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений».

 

Отношения с Китаем

 

В июне 2009 года между Д. А. Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао состоялись переговоры, после которых Медведев объявил о заключении российско-китайского соглашения в энергетике примерно на 100 млрд долларов США. Это крупнейшая сделка в истории отношений России с Китаем.

 

Отношения с Евросоюзом

 

В ноябре 2010 года Д. А. Медведев заявил, что одной из целей в отношениях России с Евросоюзом является введение безвизового режима.

 

 

 

Политика на Ближнем Востоке

 

Россия активно высказывается по поводу путей урегулирования арабо-израильского конфликта. Так, Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что Россия поддерживает идею создания Палестинского Государства со столицей в Восточном Иерусалиме.


Министерство образования Российской Федерации

Магнитогорский Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Внешняя политика России 1991-2011 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил: Токарев В.

Выполнила: студентка ОЗО ист.факультета

Кафедры Истории Росси

51 группы

Худайберганова Р.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск 2011

26

 



Информация о работе Внешняя политика 1991-2011 года