Внешняя политика 1991-2011 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:33, реферат

Описание работы

Внешняя политика чрезвычайно содействует внутренней, создавая благоприятные условия для всех реформ, которые проводились. Но не надо забывать, что и внутренняя политика со своей стороны может либо содействовать внешней, активно продвигая ее, являясь крепким, надежным тылом, либо осложнять.
Еще в феврале 1992 года, выступая на сессии Верховного Совета России, Ельцин подчеркнул: «…реформы в России –

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика 1991-2011гг.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

 

В марте 2006 года проходят выборы в Верховную Раду Украины, особенно важные в связи с предполагаемым преобразованием Украины в парламентскую республику в связи с политреформой. Партия регионов Виктора Януковича составляет самую большую фракцию (186 мест), однако обе оранжевые фракции в сумме занимают большее количество мест (фракция Юлии Тимошенко «БЮТ» 129 мест, фракция Виктора Ющенко «Наша Украина» 81 место, см.: Парламентские выборы на Украине (2006)). Противоречия между бывшими лидерами «оранжевой революции» Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко (последняя требует пост премьер-министра, в чём ей отказано) приводят к тому, что «оранжевая коалиция» так и не сформирована. Отсутствие прочной парламентской коалиции и стремление «оранжевых» изолировать сторонников Виктора Януковича от ключевых постов в парламентских комитетах приводят к обострению политического кризиса; обе стороны демонстрируют готовность прибегнуть к «оранжевым методам», и апеллируют к Конституционному суду, который фактически отказывается выносить какое-либо решение.

 

Стремление преодолеть острый политический кризис, силы обеих сторон в котором раскололись примерно поровну, вынуждает Виктора Ющенко сформировать «антикризисную коалицию» с Партией регионов, и 4 августа 2006 назначить премьер-министром Виктора Януковича. Российская либеральная оппозиция воспринимает это событие с крайним разочарованием. Негативное отношение высказывают также бывшее второе лицо «оранжевой революции» Юлия Тимошенко, представители украинской диаспоры в западных странах, и власти Западной Украины. В августе 2006 Виктор Ющенко и Виктор Янукович подписывают Универсал национального единства, фактически замораживавший разногласия сторон по основным вопросам. Российские власти выражают явное удовлетворение этим назначением. 21 сентября 2006 Россия и Украина подписывают соглашение о сохранении цены на газ. В декабре 2006 премьер-министр Янукович заявил о заинтересованности Украины в ЕЭП. В ряде официальных визитов в Россию Украину представляет вместо президента Ющенко премьер-министр Янукович. Так, Виктор Янукович представлял Украину на похоронах первого президента РФ Бориса Ельцина.

 

Виктор Янукович

 

На Украине разворачивается открытое противостояние президента Ющенко и премьер-министра Януковича, делающих прямо противоположные заявления по вопросам вступления в НАТО, ЕЭП, отношению к американской системе ПРО, к Киевскому патриархату Православной церкви и т. д. К концу 2006 года Янукович увольняет всех «оранжевых» министров, назначенных Ющенко по президентской квоте. Премьер-министр отказывается выполнять ряд второстепенных распоряжений президента под предлогом того, что в стране вступила в действие политреформа, и предлагает обратиться в суд. Фактически, на Украине формируется система «двоевластия». Стороны вступают в конфликты из-за назначения ключевых министров, также судей Конституционного суда. Разногласия из-за назначения Генерального прокурора сопровождались дракой между сторонниками Виктора Януковича и Виктора Ющенко. В начале 2007 Партия регионов начинает сколачивать парламентское большинство за счёт «перебежчиков» из других фракций; в случае успеха стало бы возможным проведение поправок в Конституцию, устраняющих пост президента, или же провести импичмент. 12 января 2007 Верховная Рада, несмотря на вето президента, принимает закон «О кабинете министров Украины», существенно перераспределяющий полномочия президента в пользу кабинета министров. Угроза потери власти вынуждает президента Ющенко объявить о роспуске Верховной Рады 2 апреля 2007 года, и назначении новых выборов на 27 мая 2007 года. Парламент отказывается распускаться, обжаловав указ президента Ющенко в Конституционном суде; вспыхивают также разногласия из-за финансирования внеочередных выборов. Конфликт заканчивается выборами 30 сентября 2007. По их итогам фракции Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко формируют «демократическую коалицию», 18 декабря 2007 с третьей попытки Верховная Рада утверждает Юлию Тимошенко на должность премьер-министра.

 

В феврале — марте 2008 происходит серия «газовых конфликтов» между Россией и Украиной. В феврале 2008 года Украина получает официальное приглашение ВТО о вступлении в эту организацию (на 2 апреля 2008 процедура вступления окончательно не завершена). 15 января 2008 президент, премьер и спикер Верховной Рады обращаются к Генеральному секретарю НАТО с предложением более тесного сотрудничества. Партия регионов заявила протест, и в течение месяца блокировала работу парламента. 6 марта 2008 работа Рады возобновилась с принятия постановления о том, что решение о вступлении Украины в НАТО «принимается по результатам референдума, который может быть проведен по народной инициативе» вместо прежней формулировки «решение принимается Верховной Радой по результатам референдума, который может быть проведен по народной инициативе».

 

Белоруссия

 

 

Наблюдатели внимательно следят за президентскими выборами в Белоруссии в марте 2006. Предполагаемая «Васильковая революция» в третьей из славянских республик бывшего СССР могла бы стать важным событием, особенно если учесть, что она могла бы привести к свержению крайне непопулярного в глазах западной общественности президента Лукашенко. Однако смены власти не происходит; белорусские власти несколько дней не вмешиваются в акции протеста, но после попытки оппозиции во главе с кандидатом в президенты Александром Козулиным перейти к активным действиям митинг был разогнан с применением спецсредств, а сам Козулин арестован и осуждён на 5,5 лет за организацию массовых беспорядков. Основной депутат от оппозиции Александр Милинкевич выступает в поддержку Козулина, однако избегает призывов или действий, которые белорусские власти могли бы трактовать как организацию массовых беспорядков. Наблюдатели от СНГ признают результаты выборов легитимными и транспарентными, в то время как США и ЕС отказываются признавать их законность, осуждают применение силы против Александра Козулина и его сторонников, и требуют его освобождения. Также западные державы вводят против Белоруссии новые санкции.

Грузия

 

В Грузии также активизируется пророссийская оппозиция. Власти обвиняют её в попытках организации государственного переворота в интересах России. В сентябре 2006 вспыхивает шпионский скандал. За несколько дней до выборов грузинские власти задерживают нескольких российских офицеров по обвинению в организации терактов и разворачиванию шпионской сети. Владимир Путин называет действия Грузии «актом государственного терроризма с захватом заложников», и сравнивает их с методами такого политика грузинского происхождения, как Лаврентий Берия. Совет Безопасности РФ рассматривает два основных варианта действий: акция спецназа по освобождению арестованных Грузией российских офицеров, либо блокада. 2 октября 2006 под давлением западных держав Грузия идёт на компромисс. Российские офицеры освобождаются; их передают представителям ОБСЕ, которые, в свою очередь, немедленно передают офицеров России. Однако, несмотря на это, российские власти предпринимают ряд резких шагов:

депортация из России нелегальных мигрантов грузинского происхождения;

скандальные расследования деятельности грузинского бизнеса в России;

блокада железнодорожного и авиационного сообщения с Грузией под предлогами недостаточного пассажиропотока, и задолженностей грузинской стороны;

прекращение почтового сообщения с Грузией;

 

Новый политический кризис в Грузии вспыхивает в сентябре 2007 года в ответ на массовые выступления оппозиции президент Саакашвили выступает с заявлением, в котором обвиняет Россию в попытке организации государственного переворота. Западные державы находят доказательства участия России в вспышке недовольства неубедительными. В ноябре 2007 года власти применяют против демонстрантов спецсредства, в том числе резиновые пули, вводят режим чрезвычайного положения, и разрушают и закрывают основной оппозиционный телеканал «Имеди». Западные державы на словах осуждают эти меры, но ни к каким действиям это не приводят. 25 ноября 2007 Михаил Саакашвили подаёт в отставку, чтобы участвовать в новых выборах, и. о. президента Грузии становится спикер парламента Нино Бурджанадзе. По официальным данным, Саакашвили выигрывает выборы в первом туре, набрав 53,47 % голосов, 20 января 2008 состоялась его инаугурация. Выборам сопутствовали многочисленные свидетельства о нарушениях, запугивании и фальсификациях, однако западные державы назвали это «торжеством демократии». Оппозиция заявила о том, что не признаёт результаты выборов.

 

12 февраля 2008 один из основных оппонентов Михаила Саакашвили, грузинский «олигарх» Бадри Патрикацишвили умирает в Лондоне, по официальной версии, став жертвой сердечного приступа. Британская полиция быстро прекращает расследование данного дела.

 

Протесты оппозиции происходят на фоне обострившихся противоречий президента Саакашвили с бывшим министром обороны Ираклием Окруашвили, ранее, в марте 2006, объявившим о намерении «встретить Новый год в Цхинвали». 25 сентября 2007 Окруашвили объявил о создании оппозиционной партии «Для единой Грузии». Уже 27 сентября политик был арестован, вскоре предъявлены обвинения в коррупции. За несколько часов до ареста он даёт скандальное интервью оппозиционному телеканалу «Имеди», в котором, в частности, обвинил президента Саакашвили, в загадочной смерти Зураба Жвания в феврале 2005 года. 8 октября Окруашвили освобождён под залог в 8 миллионов долларов, и немедленно покинул страну.

 

Прирост экономики Грузии за 2007 год составил, по официальным грузинским данным, 9 % (по другим источникам, 12-15 %). Оценки МВФ и Статистического комитета СНГ существенно меньше. Экономические санкции, введённые Россией в период «шпионского скандала», привели к увеличению дефицита внешней торговли на 82 %.[19] В Грузии сохраняется значительная зависимость от импорта российской электроэнергии и энергоносителей. По данным МВФ, рост экономики Грузии в 2006 году составил 8 %, в 2007 году, по предварительной оценке, вследствие российского эмбарго рост снижается до 6-7 %.

 

Отношения с Китаем

 

В июле 2000 года В. В. Путин совершил визит в Китай, в ходе которого было принято Совместное заявление президента России и Председателя КНР по вопросам противоракетной обороны, а также Пекинская декларация России и Китая.

 

Отношения с Индией

 

В октябре 2000 года В. В. Путин совершил визит в Индию, в ходе которого была подписана декларация о стратегическом партнёрстве между Россией и Индией, а также заключено 17 соглашений в нескольких областях.

 

Отношения с Вьетнамом

 

В начале 2001 года состоялся визит В. В. Путина во Вьетнам, в ходе которого была подписана декларация о стратегическом партнёрстве между Россией и Вьетнамом.

 

Отношения с Ближним Востоком

 

Для ближневосточной политики правительства Владимира Путина характерно лавирование между двумя противоположными целями:

противодействие инициативам Соединённых Штатов

стремление сохранить хорошие отношения с Израилем, до четверти населения которого составляют выходцы из бывшего СССР.

 

Экспорт оружия

 

После распада СССР Россия развернула широкий экспорт вооружения и военной техники, принявший особенно широкие масштабы при президентстве Владимира Путина. Экспорт российского оружия приходится, в основном, на Китай, Индию и арабские страны, и превратился в важный фактор мировой политики.

 

Россия игнорирует различные эмбарго на поставки вооружений, наложенные Соединёнными Штатами и их союзниками, и поставляет оружие в том числе потенциальным противникам Соединённых Штатов — Венесуэле, Сирии и Ирану, причисленным Джорджем Бушем к т. н. «оси зла».

 

По итогам 2007 года РФ экспортировала оружия на 7 млрд долл., что составляет увеличение почти в два раза по сравнению с 3,68 млрд долл. в 2000 году; основным экспортёром оружия является ФГУП «Рособоронэкспорт».

 

Россия в одном только 2006 году поставила Венесуэле 100 тысяч автоматов Калашникова, 24 боевых самолета «Сухой» и 50 военных вертолетов, несмотря на протесты США; поставки средств противовоздушной обороны и другого вооружения в Иран и Сирию (в частности, предусматривается экспорт в Сирию противотанковых ракет последнего поколения, дизельных подводных лодок проекта 1650 «Амур», 36 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1Э», оперативно-тактических ракет «Искандер-Э») вызвали обеспокоенность Израиля. Так, израильская сторона заявила о том, что это оружие попало в руки представителей террористического движения «Хезбалла».

 

В октябре 2007 года Владимир Путин заявил, что Россия «строго соблюдает все международные обязательства в сфере военно-технического сотрудничества», и поэтому не будет принимать во внимание ограничения по экспорту военной техники, введённые, в том числе, и по политическим мотивам.

 

Разногласия из-за системы ПРО

 

Растущая предвзятость, по мнению правительства России, финансируемых западными державами НКО и, как следствие, недовольство российских властей по отношению к ним находит свой выход в январе 2006. Россия обвиняет британских дипломатов в финансировании полулегальными методами НКО, что противоречит Российским законам. Это событие заканчивается высылкой дипломатов, и вызывает негативную реакцию либеральной оппозиции, тесно связанной с некоторыми из НПО. В 2002 году США разрывают договор 72 года по противоракетной обороне, который был важной вехой в остановке гонки вооружений. В конце 2006 года Соединённые Штаты заявляют о намерении разместить элементы системы ПРО в Чехии и Польше. Российские власти заявляют о своей крайне негативной реакции, обвиняя американские власти в том, что система ПРО нацелена против России, а не, по официальной версии США, Северной Кореи либо Ирана. В феврале 2007 Владимир Путин произносит «Мюнхенскую речь», в апреле 2007 объявляет о желании ввести мораторий на исполнение ДОВСЕ. В ответ на негативную реакцию России Соединённые Штаты заявляют о том, что они рассматривают вопрос о размещении элементов системы ПРО в ещё нескольких странах. Дальнейшего развития эти заявления не получают. «Мюнхенская речь» Владимира Путина, основным тоном которой стало выражение резкого недовольства унилатерализмом Соединённых Штатов и использованием армии и спецслужб для решения политических задач, была резко осуждена проамериканской прессой, как «объявление новой холодной войны». Однако, как показали опросы общественного мнения, многие жители западной Европы согласны с критикой, прозвучавшей в мюнхенской речи (например в Германии этот показатель превысил 60 %). Вместе с тем, её последствия оказались противоречивыми в свете противоречий между Европой и США. Власти Германии и Испании высказывают точку зрения, что размещение ПРО должно проводиться после консультаций с Россией. Ряд чешских и польских политиков заявляют, что размещение ПРО в их странах как раз и стало необходимым после выступления Путина, показывающего, по их мнению, стремление России доминировать в Восточной Европе. Вместе с тем, чешские и польские власти в течение 2007 года высказывают готовность к проведению консультаций с Россией по вопросу ПРО. Во время саммита G8 2007 года президент Путин выступает с неожиданным предложением использовать для построения ПРО бывшую советскую РЛС в Азербайджане, а впоследствии добавляет в список и новую РЛС в Армавире. Совместное их использование должно снять обеспокоенность России, что ПРО направлена против неё, при этом имея множество преимуществ по сравнению с радаром в Чехии, так как находится ближе к Ирану и позволяет защитить всю Европу, а не только северную, как в случае с радаром в Чехии. Однако, радары в Габале и Армавире направлены на юг и не могут наблюдать за территорией России, как радар, планируемый к установке в Чехии. К концу 2007 года обсуждение продолжается: Соединённые Штаты склоняются к отказу от этого предложения.

Информация о работе Внешняя политика 1991-2011 года