Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа
1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности» в период Холодной войны (1). Это очень важный период в мировой истории. Холодная война сопровождалась массовой гонкой ядерных вооружений, угрожавшей привести к третьей мировой войне.
Введение 3
Международная политика СССР 5
СССР и социалистический лагерь 8
Отношения между Востоком и Западом 11
Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 14
Отношения между СССР и США 17
Обострение международной напряженности 22
Ввод советских войск в Афганистан 25
Отношения со странами третьего мира 28
Заключение. 30
Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Стороны договорились о том, что западные секторы Берлина не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ей.(5)
Нормализация отношений с Западной Германией была для СССР важным политическим и дипломатическим успехом, т.к. Советское государство в течение многих лет добивалось признания послевоенных границ и политического порядка, установленного им в Восточной Европе, — принятию которых ранее оказывала сопротивление ФРГ. Со стороны же СССР нормализация не потребовала серьезных уступок. Одним из первых последствий потепления советско-германских отношений было оживление экономического обмена между этими странами.
Соглашения, заключенные в начале 70-х гг., расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которого так добивался Советский Союз.(6).Совещание по сотрудничеству стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов.
Оно было созвано в 1973 году по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств.(7) Изначально сама идея созыва принадлежит Польской Народной Республикой, которая внесла ее в 1964 году в ООН. Затем уже в 1966 году эту идею поддержал XXIII съезд КПСС, поручивший советскому руководству добиться ее претворения в жизнь. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы.(8)
Целью
СБСЕ ставилось преодоление
Совещание (СБСЕ ) происходило в три этапа и растянулось на два года (1973-1975).
Первый этап прошел на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел - с 3 по 7 июля 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки.
Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.
Третий, заключительный этап проводился в Хельсинки с 30 июля по 1 августа 1975 года, состоялось совещание на высшем уровне. Подобное, масштабное событие впервые проводилось в послевоенной истории всей Европы. За один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания.
Заключительный акт регламентировал принципы взаимоотношений между государствами. Он зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе.
Главным
политическим итогом совещания стала
"Декларация принципов", которыми
государства-участники
После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ.
Советское
руководство расценило
Позднее в 1988 году движение СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) преобразовали в ОБСЕ(Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе). Организация по безопасности в Европе действует и в настоящее время. Она предотвращает возникновение конфликтов в регионе, регулирует кризисные ситуации, ликвидирует последствия конфликтов. В 2011 году будет проводиться саммит Организации седьмой раз в истории СБСЕ.(9).
Многие американские руководители неоднократно заявляли о большом значении для дела мира советско-американских отношений. «Американо-советская дружба, отмечал Эйзенхауэр, - это один из краеугольных камней, на котором должно быть построено здание мира».( М., Международные отношения, 1991, с. 232)
В свою очередь советская сторона также неоднократно заявляла, что в СССР придают большое значение улучшению отношений между двумя державами: «В деле разрядки международной напряженности особо важное значение имеет улучшение отношений между США и Советским Союзом» - 1959 год XXI съезд КПСС.
Начало разрядке положил официальный визит президента США Р.Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Итоги визита были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в "Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки". "Основы" регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно-технических и культурных связей двух стран.
В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1). Договор устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок; однако число ядерных зарядов у сторон не оговаривалось и их наращивание сторонами продолжалось.
В
Москве также был заключен договор
по средствам противоракетной
Американский
специалист по национальной безопасности
Вильям Одом уверен, что после пролета
Руста в Советской армии были проведены
радикальные изменения, сопоставимые
с чисткой Вооруженных сил, организованной
Сталиным в 1937 году.( http://svpressa.ru/society/
В июне 1973 г. с ответным визитом в США направился Брежнев. В результате встреч лидеров двух держав в 1974-1975 гг. были достигнуты новые договоренности о сотрудничестве в различных областях.
В
ноябре 1974 г. удалось договориться о
новом соглашении об ограничении
стратегических наступательных вооружений
(ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать
предельные рамки по более широкому
спектру вооружений, включая стратегические
бомбардировщики и
В 1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях.
Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США "Союз" – "Аполлон" в 1975 г. Советские руководители и лично Л. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и "колесо истории нельзя повернуть вспять". Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.
Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружения, но они перекрывали ее некоторые, наиболее опасные направления.
Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков (ОВД и НАТО) продолжалось, начался новый виток гонки вооружений. В США начались разработки более разрушительных систем вооружения. В СССР был выдвинут лозунг “создания и поддержания военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. Были увеличены военные расходы, что самым катастрофическим образом отражалось на советской экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценными. Наращивание гонки вооружений сопровождалось взаимными обвинениями и ростом недоверия.
Дальнейшей
нормализации отношений помешала как
политика США (разработка и внедрение
нового типа стратегических вооружений
– крылатых ракет), так и размещение
в 1977 г Советским Союзом в Европе
ракет средней дальности (РСД-10).
Однако в 1979г., после длительных переговоров,
все же была достигнута договоренность
о подписании договора ОСВ-II, который
бы регулировал масштаб
К концу 1970-началу 1980-х гг. международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния), положение СССР в мире ухудшилось, его внешнеполитическая деятельность почти угасла. Это было вызвано рядом причин.
В 1979-1980 годах США развернули широкую кампанию по развертыванию в Западной Европе нейтронного оружия. Они доказывали "гуманность" этого вида оружия массового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. «Нейтронное оружие повышало угрозу ракетно-ядерной конфронтации, рассматриваясь не совсем как ядерное» (Шубин «Золотая осень или период застоя» стр.9) Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада. 7 апреля 1978 г. нейронный проект был приостановлен. Однако американское правительство было настроено на проведении масштабной модернизации и наращивании своих ядерных средств в Европе. «Это стало одной из причин планирования ядерного довооружения в Западной Европе»(Шубин, там же)
Советский
союз, в свою очередь, решил модернизировать
свои ядерные силы в Европе путем
замены устаревших ракет средней
дальности РСД-4 и РСД-5 (СС-4 и СС-5) на
более эффективные РСД-20 (СС-20). Появление
новых ракет вызвало большой переполох
в странах НАТО, и очень быстро советская
ракета СС-20 приобрела известность как
"Гроза Европы".(http://rbase.new-
Действия СССР как нельзя лучше соответствовали планам НАТО, которые только и ждали шанса модернизировать свое ядерное вооружение. Как говорил Киссинджер, американский эксперт в области международных отношений,: « СС-20 явились скорее предлогом для развертывания американских ракет, чем его причиной».
В НАТО стали обсуждать план компенсации советского перевеса новыми американскими ракетами («Першинг-2» и «Томагавк»)
Предварительное решение по этому вопросу было принято на сессии НАТО в мае 1978 г., тогда же был решен вопрос о возможности ядерного довооружения.
После этого американская сторона предприняла попытку «образумить» советское руководство, убедить его не пытаться сломать существующий военный баланс в Европе. Так же она требовала от СССР уменьшить количество ракет СС-20 в рамках договора ОСВ-2 и раскрыть свои планы.
Советское государство сочло данные предъявления унизительными и приняло жесткую позицию, проигнорировав США.
12
декабря 1979 г. на сессии НАТО
было принято решение о
Безопасность Советского Союза оказалась под угрозой, гораздо большей, чем прежде, что подрывало одну из основ внешней политики СССР.( Шубин «Золотая осень или период застоя» стр. 12)
В свою очередь, СССР по согласованию с правительствами ЧССР (Чехословацкая Социалистическая Республика) и ГДР (Германская Демократическая Республика) разместил в 1984 г. в этих странах свои ядерные ракеты СС-20.
Информация о работе Внешнеполитический курс СССР в 1970-1980 гг