Внешнеполитический курс СССР в 1970-1980 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности» в период Холодной войны (1). Это очень важный период в мировой истории. Холодная война сопровождалась массовой гонкой ядерных вооружений, угрожавшей привести к третьей мировой войне.

Содержание

Введение 3
Международная политика СССР 5
СССР и социалистический лагерь 8
Отношения между Востоком и Западом 11
Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 14
Отношения между СССР и США 17
Обострение международной напряженности 22
Ввод советских войск в Афганистан 25
Отношения со странами третьего мира 28
Заключение. 30

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 49.32 Кб (Скачать)

     Четырехстороннее  соглашение между СССР, США, Великобританией  и Францией по Западному Берлину  было подписано 3 ноября 1971 г. Стороны договорились о том, что западные секторы Берлина не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ей.(5)

     Нормализация  отношений с Западной Германией  была для СССР важным политическим и дипломатическим успехом, т.к. Советское государство в течение многих лет добивалось признания послевоенных границ и политического порядка, установленного им в Восточной Европе, — принятию которых ранее оказывала сопротивление ФРГ. Со стороны же СССР нормализация не потребовала серьезных уступок. Одним из первых последствий потепления советско-германских отношений было оживление экономического обмена между этими странами.

    Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)

     Соглашения, заключенные в начале 70-х гг., расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ),  которого так добивался Советский Союз.(6).Совещание по сотрудничеству стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов.

     Оно было созвано в 1973 году по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств.(7) Изначально сама идея созыва принадлежит Польской Народной Республикой, которая внесла ее в 1964 году в ООН. Затем уже в 1966 году эту идею поддержал XXIII съезд КПСС, поручивший советскому руководству добиться ее претворения в жизнь. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы.(8)

     Целью СБСЕ ставилось преодоление напряженности  в отношениях между Востоком и  Западом, укрепить международную «разрядку».

     Совещание (СБСЕ ) происходило в три этапа и растянулось на два года (1973-1975).

     Первый  этап прошел на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел - с 3 по 7 июля 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки.

     Второй  этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

     Третий, заключительный этап проводился в Хельсинки  с 30 июля по 1 августа 1975 года, состоялось совещание на высшем уровне. Подобное, масштабное событие впервые проводилось  в послевоенной истории всей Европы. За один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания.

     Заключительный  акт регламентировал принципы взаимоотношений между государствами. Он зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе.

     Главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались  руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость  границ; территориальная целостность  государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. В 1977 г., эти принципы были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различными политическими системами.

     После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ.

     Советское руководство расценило Хельсинское  совещание как свою крупную победу. США признали рост сферы влияния  СССР.

     Позднее в 1988 году движение СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) преобразовали в ОБСЕ(Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе). Организация по безопасности в Европе действует и в настоящее время. Она  предотвращает возникновение конфликтов в регионе, регулирует  кризисные ситуации, ликвидирует последствия конфликтов. В 2011 году будет проводиться саммит Организации седьмой раз в истории СБСЕ.(9).

    Отношения между СССР и США

 

    Многие  американские руководители неоднократно заявляли о большом значении для  дела мира советско-американских отношений. «Американо-советская дружба, отмечал  Эйзенхауэр, - это один из краеугольных камней, на котором должно быть построено  здание мира».( М., Международные отношения, 1991, с. 232)

    В свою очередь советская сторона также неоднократно заявляла, что в СССР придают большое значение улучшению отношений между двумя державами: «В деле разрядки международной напряженности особо важное значение имеет улучшение отношений между США и Советским Союзом» - 1959 год XXI съезд КПСС.

    Начало  разрядке положил официальный визит  президента США Р.Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Итоги визита были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в "Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки". "Основы" регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно-технических и культурных связей двух стран.

    В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1). Договор устанавливал для  обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок; однако число ядерных зарядов у сторон не оговаривалось и их наращивание сторонами продолжалось.

    В Москве также был заключен договор  по средствам противоракетной обороны (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной  обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву. Не трудно заметить, что руководство США первоочередным решило обезопасить свои средства-нападения, а руководство СССР – многомиллионную столицу. Тем не менее, в 1987 г. сквозь условия данного договора беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел западногерманский пилот-"любитель" М. Руст.  Совершая полет, Руст сумел вторгнуться в советское воздушное пространство, пролететь над десятком сверхсекретных военно-воздушных и ракетных баз и приземлиться на Красной площади.

Американский  специалист по национальной безопасности Вильям Одом уверен, что после пролета Руста в Советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой Вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году.( http://svpressa.ru/society/article/9326/) 

    В июне 1973 г. с ответным визитом в  США направился Брежнев. В результате встреч лидеров двух держав в 1974-1975 гг. были достигнуты новые договоренности о сотрудничестве в различных  областях.

    В ноябре 1974 г. удалось договориться о  новом соглашении об ограничении  стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений, включая стратегические бомбардировщики и разделяющиеся  боеголовки. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако этого не произошло  из-за появления в США нового типа вооружений — «крылатых ракет» и  отказа устанавливать на них ограничения. Таким образом, не останавливая гонку  вооружений, договор сужал ее фронт. Этому способствовала подписанная  в 1972 и вступившая в силу в марте 1975 г. конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении.

    В 1974 и 1976 годах СССР и США подписали  два договора в области ядерных  испытаний. Первый ограничил подземные  испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью  более 150 килотонн, второй регулировал  подземные ядерные взрывы в мирных целях.

    Научно-техническим  символом разрядки международной напряженности  и советско-американских отношений  стал совместный полет космических  кораблей СССР и США "Союз" –  "Аполлон" в 1975 г. Советские руководители и лично Л. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и "колесо истории нельзя повернуть вспять". Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.

    Эти соглашения не означали прекращения  гонки вооружения, но они перекрывали  ее некоторые, наиболее опасные направления.

    Однако  и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков (ОВД  и НАТО) продолжалось, начался новый виток гонки вооружений. В США начались разработки более разрушительных систем вооружения. В СССР был выдвинут лозунг “создания и поддержания военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. Были увеличены военные расходы, что самым катастрофическим образом отражалось на советской экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценными. Наращивание гонки вооружений сопровождалось взаимными обвинениями и ростом недоверия.

    Дальнейшей  нормализации отношений помешала как  политика США (разработка и внедрение  нового типа стратегических вооружений – крылатых ракет), так и размещение в 1977 г Советским Союзом в Европе ракет средней дальности (РСД-10). Однако в 1979г., после длительных переговоров, все же была достигнута договоренность о подписании договора ОСВ-II, который  бы регулировал масштаб вооружений, но введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. привело к срыву ратификационного процесса и новому витку противостояния СССР и США.

    Обострение  международной напряженности

    К концу 1970-началу 1980-х гг. международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния), положение СССР в мире ухудшилось, его внешнеполитическая деятельность почти угасла. Это было вызвано рядом причин.

    В 1979-1980 годах США развернули широкую  кампанию по развертыванию в Западной Европе нейтронного оружия. Они доказывали "гуманность" этого вида оружия массового поражения тем, что  оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. «Нейтронное оружие повышало угрозу ракетно-ядерной конфронтации, рассматриваясь не совсем как ядерное» (Шубин «Золотая осень или период застоя» стр.9) Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада. 7 апреля 1978 г. нейронный проект был приостановлен. Однако американское правительство было настроено на проведении масштабной модернизации и наращивании своих ядерных средств в Европе. «Это стало одной из причин планирования ядерного довооружения в Западной Европе»(Шубин, там же)

    Советский союз, в свою очередь, решил модернизировать  свои ядерные силы в Европе путем  замены устаревших ракет средней  дальности РСД-4 и РСД-5 (СС-4 и СС-5) на более эффективные РСД-20 (СС-20).  Появление новых ракет вызвало большой переполох в странах НАТО, и очень быстро советская ракета СС-20 приобрела известность как  "Гроза Европы".(http://rbase.new-factoria.ru)

    Действия  СССР как нельзя лучше соответствовали  планам НАТО, которые только и ждали  шанса модернизировать свое ядерное  вооружение. Как говорил Киссинджер, американский эксперт в области международных отношений,: « СС-20 явились скорее предлогом для развертывания американских ракет, чем его причиной».

    В НАТО стали обсуждать план компенсации  советского перевеса новыми американскими  ракетами («Першинг-2» и «Томагавк»)

    Предварительное решение по этому вопросу было принято на сессии НАТО в мае 1978 г., тогда же был решен вопрос о возможности ядерного довооружения.

    После этого американская сторона предприняла попытку «образумить» советское руководство, убедить его не пытаться сломать существующий военный баланс в Европе. Так же она требовала от СССР уменьшить количество ракет СС-20 в рамках договора ОСВ-2 и раскрыть свои планы.

    Советское государство сочло данные предъявления унизительными и приняло жесткую позицию, проигнорировав США.

    12 декабря 1979 г. на сессии НАТО  было принято решение о размещении  в Европе 108 ракет «Першинг-2»,  и 464 крылатых ракет «Томагавк», нацеленных на СССР и его союзников.( http://www.i-u.ru) Ракеты могли достичь Москвы за 8 минут, отклонившись при этом от цели всего на несколько метров. Из-за высокой точности попадания в цель их прозвали на Западе ракетами "персональной охоты за советскими руководителями". В 1983-1984 гг. ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия парламентов этих стран.

    Безопасность  Советского Союза оказалась под  угрозой, гораздо большей, чем прежде, что подрывало одну из основ внешней  политики СССР.( Шубин «Золотая осень или период застоя» стр. 12)

    В свою очередь, СССР по согласованию с  правительствами ЧССР (Чехословацкая Социалистическая Республика) и ГДР (Германская Демократическая Республика) разместил в 1984 г. в этих странах свои ядерные ракеты СС-20.

Информация о работе Внешнеполитический курс СССР в 1970-1980 гг