Внешнеполитический курс СССР в 1970-1980 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности» в период Холодной войны (1). Это очень важный период в мировой истории. Холодная война сопровождалась массовой гонкой ядерных вооружений, угрожавшей привести к третьей мировой войне.

Содержание

Введение 3
Международная политика СССР 5
СССР и социалистический лагерь 8
Отношения между Востоком и Западом 11
Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 14
Отношения между СССР и США 17
Обострение международной напряженности 22
Ввод советских войск в Афганистан 25
Отношения со странами третьего мира 28
Заключение. 30

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 49.32 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Международная политика СССР 5

СССР  и социалистический лагерь 8

Отношения между Востоком и  Западом 11

Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 14

Отношения между СССР и США 17

Обострение  международной напряженности 22

Ввод  советских войск  в Афганистан 25

Отношения со странами третьего мира 28

Заключение. 30 

    Введение

    1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности» в период Холодной войны (1). Это очень важный период в мировой истории. Холодная война сопровождалась массовой гонкой ядерных вооружений, угрожавшей привести к третьей мировой войне.

    Мир оказался на грани такой войны  при Карибском кризисе в 1962 году, когда  две противоборствующие стороны, Советский союз и США, чуть не привели  все человечество к самоуничтожению. Кризис стал переломным моментом в «Холодной войне», после которого обеими сторонами были предприняты шаги к мирному сосуществованию и ограничению гонки вооружений(2). Однако антивоенный настрой продержался недолго.

    Внешняя политика СССР в период с 1970-1980 гг.  была направлена на снижение агрессивности  между странами  социалистического и капиталистического строя. Советское руководство на международной арене первоочередными задачами считало снижение военной угрозы, завершение «холодной войны», расширение международных связей и усиление влияния СССР в мире в целом.

    Однако  внешнеполитический курс Советского союза  имел очень сложный и противоречивый характер, были не только успехи и достижения, но и серьезные просчеты. Шаги по укреплению мира перечеркивались авантюрами, подрывавшими международный авторитет  СССР.  

В данной курсовой работе мы описываем внешнюю политику Советского государства на период с 1970-1980 гг., отношение СССР и социалистического лагеря, попытки нормализации отношений со странами Запада, в первую очередь с Соединенными Штатами Америки, и поддержка СССР стран третьего мира. 

     Целью  данной курсовой работы является  описание, обоснование, причины провала  политики «разрядки».  
 

    Данная  тема очень заинтересовала меня, к  сожалению, она довольно кратко освещается в учебной литературе. Это и повлияло на мой выбор темы курсовой: «Внешнеполитический курс СССР в 1970-1980 гг.» Я считаю ее актуальной и в наше время, потому что события того времени оказали сильное воздействие на все сферы жизни современной России. Я считаю, что в период «Холодной войны» и в настоящее время Соединенные штаты ведут двойную политику и возможно в будущем может разразиться вторая гонка ядерных вооружений. Как говорил американский промышленник Генри Форд: «Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию». Правильный анализ истории дает шанс не наступать второй раз на одни и те же «грабли».

    Международная политика СССР

      «Международную политику Советского  Союза, ее цели, задачи и практические  пути их реализации в середине 60-х—середине 80-х годов определяла  КПСС, как «руководящая и направляющая»  сила советского общества».( «История России 20 столетия» Поцелуев В.А.)

    В отчётном докладе XXIV съезда КПСС, проводившегося с 30 марта по 9 апреля 1971 г., было отмечено, что партия последовательно проводит курс на укрепление мировой социалистической системы, углубление сотрудничества социалистических государств, сплочение международного коммунистического движения на марксистско-ленинской основе.(2). Главная цель внешней политики СССР на съезде ЦК КПСС по-прежнему состоит в том, чтобы обеспечить вместе с др. социалистическими странами благоприятные международные условия для построения социализма и коммунизма.(3).

    Так же на данном  съезде КПСС в марте 1971 года была выдвинута Программа  мира. Основные положения Программы  диктовали определенный ряд задач  Советского государства на международной арене, а именно:

    • запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;
    • ядерное разоружение всех государств, обладавших им;
    • прекращение гонки вооружений и сокращения ядерного и обычного оружия;
    • ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;
    • обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;
    • обеспечение свободы и независимости народе мира;
    • углубление и укрепление сотрудничества между государствами.

    Программа мира явилась важным фактором оздоровления международной обстановки, эффективно способствующая позитивному развитию отношений между государствами различных социальных систем и активизирующая борьбу всех прогрессивных сил за прочный мир.

    По  мнению Валентины Волошиной, главные  задачи внешней политики СССР заключались  в том, чтобы: «устранить угрозу распада  социалистического лагеря и еще  теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между  Востоком и Западом (политика «разрядки»); продолжать политику последовательной поддержки «прогрессивных» движений и режимов во всем мире».

    Исторической  реальностью явилось установление военно–стратегического  равенства. Это равновесие объективно укрепило международный мир, хотя и было крайне непрочным.

    Эта ситуация создавала уникальную возможность  для радикального изменения международных  отношений в сторону разрядки, для ослабления угрозы термоядерного конфликта, ограничения и прекращения вооруженных сил и вооружений, установления доверия между всеми странами.

    СССР  и социалистический лагерь

    Укрепить  пошатнувшиеся позиции Советского союза в социалистическом лагере и среди компартий стран третьего мира было первой внешнеполитической заботой СССР.(1)

    В 1964—1985гг. в отношениях с социалистическими  странами СССР придерживался так  называемой «доктрины Брежнева»: всеми  силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем  руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. На деле же «доктрина» представляла собой Западе «право на вторжение» СССР в союзные страны под предлогом защиты социализма и «ограничение суверенитета» восточноевропейских стран.

    В Отчетном докладе 23 съезда партии ЦК КПСС указывалось, что КПСС выдвигает на будущее как одно из главных направлений внешнеполитической деятельности партии и Советского государства развитие и укрепление социализма на принципах марксизма-ленинизма, развитие и укрепление политических, экономических и иных связей СССР с социалистическими государствами, всемирное содействие сплоченности социалистического содружества, укрепление его мощи и влияния.6

    В 1970-е гг. углубилось  сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества», т.е. странами, вошедшими  в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) и ОВД (Организация Варшавского договора).

    Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира.

    Особенно  ярко углубление социалистического  сотрудничества проявилось в курсе  на объединение экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята  Комплексная программа социально-экономической  интеграции, предусматривавшая международное  разделение труда, создание единого  рынка социалистических стран, сближение  народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных  корпораций, а также курсе на экономическое  объединение западных стран в  системе Общего рынка.

    Важную  роль в деле сплочения и единства стран социалистического содружества  играла Декларация правительства СССР об основах развития и дальнейшего  укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими  социалистическими странами.2

    К 1970м годам нормализовались отношения  СССР и Чехословакии, критически вставшие в 60х годах. Здесь впервые была применена «доктрина Брежнева» при вводе в 1968 году  советских, немецких, болгарских и польских войск для подавления антисоциалистических процессов («Пражская весна») Эта акция вызвала осуждение большинства государств мировой общественности, в том числе со стороны международного коммунистического движения, раскол в социалистическом лагере усилился.

    Драматично  развивались события в Польше. Рабочий профсоюз «Солидарность», созданный в 1970 г., организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Советский Союз принял политическое участие в разрешении кризиса. В 1981-1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности. Тем не менее, польский кризис явился началом распада социалистической системы в Европе.

    Особенно  напряженно складывались отношения с Китаем. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. В Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул территориальные претензии к СССР. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого четко не была определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После конфликта на острове Даманском были предприняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа, была увеличена численность советских войск в Монголии.

    Отношения между Востоком и  Западом

    В международных отношениях 1970-е годы прошли под знаком растущего авторитета СССР. Однако в сфере отношений  с Западом не все было так просто.

     До  этого времени военное вмешательство  Соединенных Штатов во Вьетнаме и  приоритет, отдаваемый Советским Союзом социалистическому лагерю с целью  его сплочения, мешали заключить  какой-либо важный и прямой договор  между двумя великими державами.(1).

     Однако и здесь наметились позитивные изменения. Начало 70х годов было отмечено радикальным поворотом в сторону реальной «разрядки» напряженности между Востоком и Западом. Во взаимоотношениях между ними усилилась тенденция к уменьшению противостояния и нормализации отношений.(3)

     Предпосылкой на пути к «разрядке» можно считать подписанный в 1968 году СССР, США и Великобританией «Договор о нераспространении ядерного оружия». В 1971 году тем же составом был подписан «Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия». «Наступает эра переговоров», — отметил президент США Р.Никсон в январе 1969 г. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться.

     Решительным шагом к улучшению отношений  между Советским государством и  Францией стал визит в Москву французского Президента Шарля де Голя и последовавшие взаимные визиты советских и французских министров и глав правительств. В октябре 1971г. был подписан документ “Принципы сотрудничества между СССР и Францией”, который заложил хорошую основу для развития советско-французских отношений.. Документ подтверждал нерушимость нынешних границ; невмешательство во внутренние дела; равенство; независимость; отказ от применения силы или угрозы ее применения. (4). Обе стороны договора также основали особенную политическую франко-русскую комиссию. Было даже заключено соглашение о создании прямой линии связи между Кремлём и Елисейским дворцом.

     В 1970-е годы так же начали налаживаться отношения СССР и ФРГ (Федеративная Республика Германии). В 1970 г. Л. И. Брежнев  и канцлер ФРГ В. Брандт подписали  Московский договор. Согласно ему границы  всех государств в Европе рассматривались  как нерушимые. ФРГ навсегда отказалось от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945г. в качестве Калининградской  области. В обмен Вилли Брандт добился от ЛИ. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению  двух Германий, если для этого возникнут  в будущем соответствующие условия. Юридическую силу договор получил  после заключения Четырехстороннего  соглашения по Западному Берлину.

Информация о работе Внешнеполитический курс СССР в 1970-1980 гг