Влияние Запада на церковный раскол в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 02:23, реферат

Описание работы

В переломные моменты Российской истории (а мое поколение
вступает в жизнь именно в такое время) принято искать корни
происходящего в ее далеком прошлом. Действительно, тысячелет-
няя история России таит немало загадок. Но среди множества
проблем есть главная, являющаяся одинаково актуальной как
несколько веков назад, так и теперь, на пороге XXI века. И
эта главная проблема российской истории - выбор пути разви-
тия. Как отвечали историки XIX века, специфика нашей страны -
ее расположение на границе Европы и Азии.

Содержание

1. Введение
2. Начало западного влияния
3. Почему оно началось в xvii в
4. Постепенность влияния
5. Начало реакции западному влиянию
6. Церковный раскол
7. Его начало
8. Мнения о его происхождении
9. Патриарх никон
10. Заключение
11. Литература:

Работа содержит 1 файл

Западное влияние на церковный раскол в России.DOC

— 43.00 Кб (Скачать)

удовлетворения  наиболее  насущных материальных своих потреб-

ностей,  касавшихся обороны страны, военного дела, в чем осо-

бенно сильно чувствовалась отсталость. Оно брало из-за грани-

цы военные,  а потом и другие технические  усовершенствования

нехотя,  не заглядывая далеко вперед, в возможные последствия

своих начинаний и не допытываясь,  какими усилиями западноев-

ропейский  ум достиг таких технических успехов и какой взгляд

на мироздание и на задачи бытия направлял эти усилия. Понадо-

бились пушки,  ружья,  машины,  корабли, мастерства. В Москве

решили,  что все эти предметы безопасны для душевного  спасе-

ния,  и даже обучение всем этим хитростям было признано делом

безвредным и безразличным в нравственном  отношении:  ведь  и

церковный устав допускает в случае нужды отступление от кано-

нических описаний в подробностях ежедневного обихода.  Зато в

заветной области чувств, понятий, верований, где господствуют

высшие,  руководящие интересы жизни,  решено было не уступать

иноземному влиянию ни одной пяди.

     НАЧАЛО РЕАКЦИИ ЗАПАДНОМУ ВЛИЯНИЮ.  Потребность  в  новой

науке,  встретилась  в  московском  обществе  с укоренившейся

здесь веками неодолимой  антипатией  и  подозрительностью  ко

всему, что шло с католического и протестантского Запада. Едва

московское общество отведало плодов этой науки,  как  им  уже

начинает владеть тяжелое раздумье,  безопасна ли она, не пов-

редит ли чистоте веры и нравов.  Это раздумье - второй момент

в настроении русских умов XVII в., наступивший вслед за недо-

вольством своим положением. Он также сопровождался чрезвычай-

но важными последствиями.

     ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ.  Русским церковным расколом называется

отделение значительной части русского общества от господству-

ющей русской православной церкви.  Это разделение началось  в

царствование  Алексея  Михайловича  вследствие церковных нов-

шеств патриарха Никона.  Раскольники считали себя  такими  же

православными христианами,  какими считали себя и церковники.

Старообрядцы в общем не расходились с церковниками ни в одном

догмате веры, ни в одном основании вероучения; но они отколо-

лись от господствующей церкви, перестали признавать авторитет

церковного правительства во имя "старой веры", будто бы поки-

нутой этим правительством; поэтому их считали не еретиками, а

только раскольниками.  Раскольники называли церковников нико-

нианами,  а себя старообрядцами или староверами,  держащимися

древнего  дониконовского обряда и благочестия.  Если старооб-

рядцы не расходятся с церковниками в догматах,  в основах ве-

роучения,  то,  спрашивается,  отчего  же произошло церковное

разделение, отчего значительная часть русского церковного об-

щества оказалась за оградой русской господствующей церкви.

     ЕГО НАЧАЛО.  До патриарха Никона русское  церковное  об-

щество было единым церковным стадом с единым высшим пастырем;

но в нем в разное время и из разных источников возникли и ут-

вердились некоторые местные церковные мнения,  обычаи и обря-

ды,  отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь

приняла христианство. Это были двуперстное крестное знамение,

образ написания имени Исус,  служение литургии на семи,  а не

на пяти просфорах,  хождение по-солонь,  т.  е. по солнцу (от

левой руки к правой,  обратившись к алтарю), в некоторых свя-

щеннодействиях,  например, при крещении вокруг купели или при

венчании вокруг аналоя,  особое чтение некоторых мест символа

веры ("царствию его несть конца", "и в духа святого, истинно-

го и животворящего ") двоение возгласа аллилуия.0.  Некоторые

из  этих обрядов и особенностей были признаны русской церков-

ной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом по-

лучили  законодательное утверждение со стороны высшей церков-

ной власти.  Со второй половины XVI в.,  когда в Москве нача-

лось книгопечатание, эти обряды и разночтения стали проникать

из рукописных богослужебных книг в печатные их издания и  че-

рез них распространились по всей России.  Таким образом,  пе-

чатный станок придал новую цену этим местным обрядам и  текс-

туальностям  и  расширил их употребление.  Некоторые из таких

разновидностей внесли  в  свои  издания  справщики  церковных

книг,  напечатанных при патриархе Иосифе в 1642-1652 гг.  Так

как вообще текст русских богослужебных книг  был  неисправен,

то  преемник Иосифа патриарх Никон с самого начала своего уп-

равления русской церковью ревностно  принялся  за  устранение

этих неисправностей.  В 1654 г. он провел на церковном соборе

постановление о переиздании церковных книг,  исправив  их  по

верным текстам,  по славянским пергаментным и древним гречес-

ким книгам. С православного Востока и из разных концов России

в  Москву  навезли  горы  древних рукописных книг греческих и

церковно-славянских;  исправленные по ним новые издания  были

разосланы  по русским церквям с приказанием отобрать и истре-

бить  неисправные  книги,  старопечатные  и  старописьменные.

Ужаснулись православные русские люди, заглянув в эти новоисп-

равленные книги и не найдя в них ни двуперстия,  ни Исуса, ни

других освященных временем обрядов и начертаний: они усмотре-

ли в этих новых изданиях новую веру,  по которой не спасались

древние святые отцы,  и прокляли эти книги,  как еретические,

продолжая совершать служение и  молиться  по  старым  книгам.

Московский церковный собор 1666-1667 гг., на котором присутс-

твовали два восточных патриарха, положил на непокорных клятву

(анафему)  за  противление  церковной  власти и отлучил их от

православной церкви,  а отлученные перестали признавать отлу-

чившую их иерархию своей церковной властью.  С тех пор и рас-

кололось русское церковное общество.

     МНЕНИЯ О ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИИ.  Отчего же произошел раскол?

По объяснению старообрядцев,  от того,  что Никон,  исправляя

богослужебные  книги,  самовольно отменил двуперстие и другие

церковные обряды,  составляющие святоотеческое  древнеправос-

лавное предание,  без которого невозможно спастись,  и, когда

верные древнему благочестию  люди  встали  за  это  предание,

русская иерархия отлучила их от своей испорченной церкви.  Но

в таком объяснении не все ясно.  А каким  образом  двуперстие

или  хождение по-солонь сделалось для старообрядцев святооте-

ческим преданием, без которого невозможно спастись? Каким об-

разом простой церковный обычай, богослужебный обряд или текст

мог приобрести такую важность,  стать неприкосновенной святы-

ней,  догматом?  Православные  дают  более глубокое описание.

Раскол произошел от невежества раскольников,  от узкого пони-

мания ими христианской религии, от того, что они не умели от-

личить в ней существенное от внешнего,  содержание от обряда.

Но и этот ответ не разрешает всего вопроса.  Положим, извест-

ные обряды, освященные преданием, местной стариной, могли по-

лучить неподобающее им значение догматов; но ведь и авторитет

церковной иерархии освящен стариной,  и притом не местной,  а

вселенской,  и его признание необходимо для спасения:  святые

отцы не спасались без него, как без двуперстия. Каким образом

старообрядцы  решили пожертвовать одним церковным постановле-

нием для другого, отважились спасаться без руководства закон-

ной иерархии,  ими отвергнутой? Но религиозный текст и обряд,

как и всякий обряд и текст с практическим, житейским действи-

ем, кроме специально богословского имеет еще общее психологи-

ческое значение и с этой стороны,  как и всякое житейское, т.

е.  историческое, явление, может подлежать историческому изу-

чению.

     ПАТРИАРХ НИКОН.  Процесс  раскола в русской православной

церкви,  о котором идет речь в данном реферате,  назревал де-

сятки лет. Реформа церкви была неизбежна. Но любое историчес-

кое событие реализуется лишь через деяния конкретных  истори-

ческих  личностей,  которые  силой своего ума,  своей воли по

праву заслуживают звание великих личностей.  Одной  из  таких

великих  и  загадочных  личностей в истории XVII в.  является

патриарх Никон.

     Он родился  в 1605 г.  в крестьянской среде,  при помощи

своей грамотности стал сельским священником,  но  по  обстоя-

тельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя суро-

вым образом жизни в северных монастырях и способностью сильно

влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя, доволь-

но быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, в

47  лет стал всероссийским патриархом.  Из русских людей XVII

в. Никон был самым крупным и своеобразным деятелем. В спокой-

ное  время  в  ежедневном  обиходе  он  был тяжел,  капризен,

вспыльчив и властолюбив,  больше всего самолюбив. Но это едва

ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить

громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это

неспособны.  За ожесточение в борьбе его считали злым; но его

тяготила всякая вражда,  и он легко прощал врагам, если заме-

чал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Ни-

кон был жесток.  Но он забывал все при виде  людских  слез  и

страданий;  благотворительность,  помощь слабому или больному

Информация о работе Влияние Запада на церковный раскол в России