Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 02:23, реферат
В переломные моменты Российской истории (а мое поколение
вступает в жизнь именно в такое время) принято искать корни
происходящего в ее далеком прошлом. Действительно, тысячелет-
няя история России таит немало загадок. Но среди множества
проблем есть главная, являющаяся одинаково актуальной как
несколько веков назад, так и теперь, на пороге XXI века. И
эта главная проблема российской истории - выбор пути разви-
тия. Как отвечали историки XIX века, специфика нашей страны -
ее расположение на границе Европы и Азии.
1. Введение
2. Начало западного влияния
3. Почему оно началось в xvii в
4. Постепенность влияния
5. Начало реакции западному влиянию
6. Церковный раскол
7. Его начало
8. Мнения о его происхождении
9. Патриарх никон
10. Заключение
11. Литература:
удовлетворения наиболее насущных материальных своих потреб-
ностей, касавшихся обороны страны, военного дела, в чем осо-
бенно сильно чувствовалась отсталость. Оно брало из-за грани-
цы военные, а потом и другие технические усовершенствования
нехотя, не заглядывая далеко вперед, в возможные последствия
своих начинаний и не допытываясь, какими усилиями западноев-
ропейский ум достиг таких технических успехов и какой взгляд
на мироздание и на задачи бытия направлял эти усилия. Понадо-
бились пушки, ружья, машины, корабли, мастерства. В Москве
решили, что все эти предметы безопасны для душевного спасе-
ния, и даже обучение всем этим хитростям было признано делом
безвредным и безразличным в нравственном отношении: ведь и
церковный устав допускает в случае нужды отступление от кано-
нических описаний в подробностях ежедневного обихода. Зато в
заветной области чувств, понятий, верований, где господствуют
высшие, руководящие интересы жизни, решено было не уступать
иноземному влиянию ни одной пяди.
НАЧАЛО РЕАКЦИИ ЗАПАДНОМУ ВЛИЯНИЮ. Потребность в новой
науке, встретилась в московском обществе с укоренившейся
здесь веками неодолимой антипатией и подозрительностью ко
всему, что шло с католического и протестантского Запада. Едва
московское общество отведало плодов этой науки, как им уже
начинает владеть тяжелое раздумье, безопасна ли она, не пов-
редит ли чистоте веры и нравов. Это раздумье - второй момент
в настроении русских умов XVII в., наступивший вслед за недо-
вольством своим положением. Он также сопровождался чрезвычай-
но важными последствиями.
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Русским церковным расколом называется
отделение значительной части русского общества от господству-
ющей русской православной церкви. Это разделение началось в
царствование Алексея Михайловича вследствие церковных нов-
шеств патриарха Никона. Раскольники считали себя такими же
православными христианами, какими считали себя и церковники.
Старообрядцы в общем не расходились с церковниками ни в одном
догмате веры, ни в одном основании вероучения; но они отколо-
лись от господствующей церкви, перестали признавать авторитет
церковного правительства во имя "старой веры", будто бы поки-
нутой этим правительством; поэтому их считали не еретиками, а
только раскольниками. Раскольники называли церковников нико-
нианами, а себя старообрядцами или староверами, держащимися
древнего дониконовского обряда и благочестия. Если старооб-
рядцы не расходятся с церковниками в догматах, в основах ве-
роучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное
разделение, отчего значительная часть русского церковного об-
щества оказалась за оградой русской господствующей церкви.
ЕГО НАЧАЛО. До патриарха Никона русское церковное об-
щество было единым церковным стадом с единым высшим пастырем;
но в нем в разное время и из разных источников возникли и ут-
вердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обря-
ды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь
приняла христианство. Это были двуперстное крестное знамение,
образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не
на пяти просфорах, хождение по-солонь, т. е. по солнцу (от
левой руки к правой, обратившись к алтарю), в некоторых свя-
щеннодействиях, например, при крещении вокруг купели или при
венчании вокруг аналоя, особое чтение некоторых мест символа
веры ("царствию его несть конца", "и в духа святого, истинно-
го и животворящего ") двоение возгласа аллилуия.0. Некоторые
из этих обрядов и особенностей были признаны русской церков-
ной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом по-
лучили законодательное утверждение со стороны высшей церков-
ной власти. Со второй половины XVI в., когда в Москве нача-
лось книгопечатание, эти обряды и разночтения стали проникать
из рукописных богослужебных книг в печатные их издания и че-
рез них распространились по всей России. Таким образом, пе-
чатный станок придал новую цену этим местным обрядам и текс-
туальностям и расширил их употребление. Некоторые из таких
разновидностей внесли в свои издания справщики церковных
книг, напечатанных при патриархе Иосифе в 1642-1652 гг. Так
как вообще текст русских богослужебных книг был неисправен,
то преемник Иосифа патриарх Никон с самого начала своего уп-
равления русской церковью ревностно принялся за устранение
этих неисправностей. В 1654 г. он провел на церковном соборе
постановление о переиздании церковных книг, исправив их по
верным текстам, по славянским пергаментным и древним гречес-
ким книгам. С православного Востока и из разных концов России
в Москву навезли горы древних рукописных книг греческих и
церковно-славянских; исправленные по ним новые издания были
разосланы по русским церквям с приказанием отобрать и истре-
бить неисправные книги, старопечатные и старописьменные.
Ужаснулись православные русские люди, заглянув в эти новоисп-
равленные книги и не найдя в них ни двуперстия, ни Исуса, ни
других освященных временем обрядов и начертаний: они усмотре-
ли в этих новых изданиях новую веру, по которой не спасались
древние святые отцы, и прокляли эти книги, как еретические,
продолжая совершать служение и молиться по старым книгам.
Московский церковный собор 1666-1667 гг., на котором присутс-
твовали два восточных патриарха, положил на непокорных клятву
(анафему) за противление церковной власти и отлучил их от
православной церкви, а отлученные перестали признавать отлу-
чившую их иерархию своей церковной властью. С тех пор и рас-
кололось русское церковное общество.
МНЕНИЯ О ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИИ. Отчего же произошел раскол?
По объяснению старообрядцев, от того, что Никон, исправляя
богослужебные книги, самовольно отменил двуперстие и другие
церковные обряды, составляющие святоотеческое древнеправос-
лавное предание, без которого невозможно спастись, и, когда
верные древнему благочестию люди встали за это предание,
русская иерархия отлучила их от своей испорченной церкви. Но
в таком объяснении не все ясно. А каким образом двуперстие
или хождение по-солонь сделалось для старообрядцев святооте-
ческим преданием, без которого невозможно спастись? Каким об-
разом простой церковный обычай, богослужебный обряд или текст
мог приобрести такую важность, стать неприкосновенной святы-
ней, догматом? Православные дают более глубокое описание.
Раскол произошел от невежества раскольников, от узкого пони-
мания ими христианской религии, от того, что они не умели от-
личить в ней существенное от внешнего, содержание от обряда.
Но и этот ответ не разрешает всего вопроса. Положим, извест-
ные обряды, освященные преданием, местной стариной, могли по-
лучить неподобающее им значение догматов; но ведь и авторитет
церковной иерархии освящен стариной, и притом не местной, а
вселенской, и его признание необходимо для спасения: святые
отцы не спасались без него, как без двуперстия. Каким образом
старообрядцы решили пожертвовать одним церковным постановле-
нием для другого, отважились спасаться без руководства закон-
ной иерархии, ими отвергнутой? Но религиозный текст и обряд,
как и всякий обряд и текст с практическим, житейским действи-
ем, кроме специально богословского имеет еще общее психологи-
ческое значение и с этой стороны, как и всякое житейское, т.
е. историческое, явление, может подлежать историческому изу-
чению.
ПАТРИАРХ НИКОН. Процесс раскола в русской православной
церкви, о котором идет речь в данном реферате, назревал де-
сятки лет. Реформа церкви была неизбежна. Но любое историчес-
кое событие реализуется лишь через деяния конкретных истори-
ческих личностей, которые силой своего ума, своей воли по
праву заслуживают звание великих личностей. Одной из таких
великих и загадочных личностей в истории XVII в. является
патриарх Никон.
Он родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи
своей грамотности стал сельским священником, но по обстоя-
тельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя суро-
вым образом жизни в северных монастырях и способностью сильно
влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя, доволь-
но быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, в
47 лет стал всероссийским патриархом. Из русских людей XVII
в. Никон был самым крупным и своеобразным деятелем. В спокой-
ное время в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен,
вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив. Но это едва
ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить
громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это
неспособны. За ожесточение в борьбе его считали злым; но его
тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если заме-
чал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Ни-
кон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез и
страданий; благотворительность, помощь слабому или больному
Информация о работе Влияние Запада на церковный раскол в России