Влияние плана Дауэса на экономику Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:46, реферат

Описание работы

Экономические последствия первой мировой войны. Хозяйство Германии в 20-е гг. Германия, которая сыграла наиболее активную роль в подготовке мировой войны, стала ее самой униженной жертвой. Она не только не добилась передела мира в свою пользу, но и утратила жизненно важные ресурсы, территории, людей. С особым удовлетворением противники Германии в войне пригласили ее делегацию 7 мая 1919 г. в Версальский дворец для ознакомления с проектом мирного договора. "Час тяжелой расплаты настал, – заявил председатель Парижской конференции стран-победительниц, премьер-министр Франции Клемансо. – Вы просили нас о мире. Мы склонны предоставить его вам. Мы вручаем вам том, содержащий наши мирные условия". Эти условия фактически ставили Германию на колени, обкладывали со всех сторон, как истощенного, загнанного волка, обвязывали тысячами нитей, как поверженного Гулливера.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 28.48 Кб (Скачать)

   Один  из соавторов и исполнителей “Плана Дауэса”, германский банкир Шахт, подводя его итоги в 1929 г. с удовлетворением отмечал, что “Германия за 5 лет получила столько же иностранных займов, сколько их получила Америка за 40 лет, предшествовавших Первой Мировой войне” (“История Великой Отечественной войны” в 6 томах, т. 1, с. 4).

   К 1929 г. Германия обогнала Англию по объему промышленного производства (12% общемирового) и заняла второе место в мире после  США (44%) (“История Второй Мировой войны” в 12 томах, т. 1, с. 112).

   В 1929 г. американские инвестиции в Германии составили 70% всех иностранных капиталовложений и большая часть из них принадлежала американской финансовой группе Моргана. Таким образом, на смену мировой финансовой гегемонии Ротшильдов, длившейся с 1815 по 1917 г., пришла финансовая гегемония Морганов, которые до 1915 г обслуживали интересы Ротшильдов в Северной и Южной Америке.

   Вот как оценивает итоги “плана Дауэса” американский исследователь Ральф Эпперсон: “Без капиталов, предоставленных Уолл-Стритом, не существовало бы Гитлера и Второй Мировой войны” (Р. Эпперсон, “Невидимая рука”... , с. 294).В 1929 г. вся германская промышленность принадлежала фактически различным американским финансово-промышленным группам.

   Принадлежавшая  Рокфеллеру “Стандарт Ойл” контролировала всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность и производство синтетического бензина из угля (Р. Эпперсон, с. 294).

   Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность в лице концерна “  И.Г. Фарбенидустри”. Через принадлежавшую Морганам американскую компанию связи “ИТТ” они контролировали 40% телефонной сети Германии и 30% акций авиастроительной фирмы “Фокке-Вульф”. Через “Дженерал электрик” Морган контролировал германскую радио- и электротехническую промышленность в лице германских концернов “АЭГ”, “Сименс”, “Осрам”. Через “Дженерал моторз” Морган контролировал германский автомобилестроительный концерн “Оппель”. Генри Форд контролировал 100% акций концерна “Фольксваген”.

   К моменту прихода Гитлера к  власти под полным контролем американского  финансового капитала находились такие  ключевые отрасли германской промышленности, как: нефтепереработка и производство синтетического горючего, химическая, автомобилестроительная, авиационная, электротехника и радиоприборостроение, значительная часть машиностроения. Всего 278 фирм и концернов, а также ключевые банки, такие как “Дойче банк”, “Дрезднер банк”, Донат банк” и ряд других. (Р. Эпперсон, с. 294, “История Великой Отечественной войны” в 6 томах, т. 1, с. 34-35, “История Второй Мировой войны” в 12 томах, т. 1, с. 112, 183 и т. 2, с. 344).

   Говоря  о значении “Плана Дауэса” в отношении СССР с точки зрения американского и английского финансового капитала, министр иностранных дел Англии О. Чемберлен в феврале 1925 г. отмечал, что “Россия нависла, как грозовая туча, над восточным горизонтом Европы - угрожающая, не поддающаяся учету, но, прежде всего, обособленная”. Поэтому, по его мнению, необходимо: “определить политику безопасности вопреки России и даже, пожалуй, за счет России”. (Локарнская конференция 1925 г., Документы, М., 1959, с. 43). Хотя США никогда не признавали законность связи долговых обязательств стран, относящихся к первой мировой войне, с репарационными претензиями к Германии, такая связь является реальностью.

   Хотя  Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты  Германии по планам Дауэса и Янга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд рейхсмарок до 25 млрд рейхсмарок, причем ок. 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Янга, выплаты Германии Соединенным Штатам по долгам составили 449 млн рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга способствовало репарационным выплатам Германией др. странам-союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало выплатам по долгам Соединенным Штатам. Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одногодичный мораторий на выплаты по В.д. Соединенным Штатам. Лозаннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках к-рого Германия разместила в Банке международных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд рейхсмарок (ок. 715 млрд дол.) для хранения там в течение трех лет с последующей свободной продажей. Вскоре после этого должники Соединенных Штатов стали уклоняться от выплаты В.д. в связи с экон. трудностями, а в июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами. Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии. 

   План  Юнга. 

         Для утверждения плана Юнга  в Гааге в августе 1929 г. и  январе 1930 г. работала международная  конференция. Она утвердила план  Юнга. Кроме того, путем обмена  нотами между Францией, Бельгией  и Германией была оформлена  договоренность о сроках и  методах окончательной эвакуации  союзных войск из Рейнской  области. Был отменен финансовый  и экономический контроль над  Германией. План Юнга и сопутствующие  ему договоренности закрепили  разрядочные тенденции в Европе.

         В дальнейшем реализация плана  Юнга была остановлена. В условиях  начавшегося мирового экономического  кризиса летом 1931 г. президент  США Герберт Гувер заявил о  введении моратория на выплату  американских долгов по межсоюзническим  обязательствам военного времени  на 1931-1932 гг. с одновременной приостановкой всех других межгосударственных платежей, включая репарационные. Затем с учетом тяжести ситуации в международных финансах был поставлен вопрос о полном аннулировании репарационных выплат по плану Юнга. Летом 1932 г. на конференции в Лозанне была определена сумма заключительного германского платежа в 3 млрд. марок, подлежавшая выплате в течение 15 лет (по истечении 3-летнего моратория на 1932-1934 гг.). Эта сумма никогда не была выплачена.

   13 апреля 1934 г. вступил в силу  Закон Джонсона о невыполнении  обязательств по В.д., запрещавший  фин. операции с правительствами  любых зарубежных стран, не  осуществляющих платежи по своим  В.д. 10 марта 1941 г. был утвержден  Закон о ленд-лизе, в соответствии  с к-рым в последующие годы предоставлялась основная часть военных кредитов на нужды второй миружды второй мировой войны.

   К концу 1936 года межсоюзнические, по принятой тогда терминологии, долги (без аннулированных в 1932 г. германских репараций), возникшие  в результате Первой мировой войны, которые формально сохраняли свою силу, а фактически больше не оплачивались, включая долги Румынии, Югославии, Греции, Польши, Чехословакии, Португалии, составляли около 25 млрд. долл. в текущих ценах, или 250 млрд. долл. в ценах 2000 года, включая долги Соединенным Штатам в размере 20 млрд. текущих долл. (БСЭ, том 28, 1938 г., с. 660). И никаких арестов имущества.

   Именно  “безучетность” и “обособленность” СССР больше всего тревожили американских и английских банкиров. 

   Вывод 

   Таким образом, 20-е гг. для экономики  Германии стали сначала годами величайшей разрухи и национального унижения, но затем периодом постепенного преодоления  кризиса и восстановления хозяйства. Экономическому подъему 1924 – 1928 гг. способствовали иностранные инвестиции и кредиты, обновление основного капитала и модернизация производства, монополизация и возможность выхода на внешние рынки.

Информация о работе Влияние плана Дауэса на экономику Германии