Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:19, реферат
В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.
Введение……………………………………………………………………………........2
1.Отношения между домовладыкой и подвластными…….……………………….....3
2.Возникновение отцовской власти………...………………….……………………....6
3.Влияние отеческой власти на имущественное положение подвластных ………....9
Заключение……………………………………………………………………………..15
Оглавление……………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Отношения между домовладыкой и подвластными…….……………………….....3
2.Возникновение
отцовской власти………...………………….……………………..
3.Влияние отеческой власти на имущественное положение подвластных ………....9
Заключение……………………………………………………
Оглавление……………………………………………………
Введение
Специфический институт именно римского семейного права составляла так называемая отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae). Как отмечали сами римские юристы, «ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне»1. Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.
В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.
1.Отношения
между домовладыкой
и подвластными
Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка (paterfamilias), единственный полноправный гражданин, квирит (термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т.е. имеющий власть).
По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя мыслима была лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу.
Поэтому в Римском государстве власть:
По мере упадка нравов злоупотребления отеческой властью стали встречаться все чаще и чаще. Однако самый принцип единого и полного господства в семье домовладыки в имущественном и личном отношении перестал мало-помалу гармонировать с изменившимися воззрениями общества, и поэтому первоначально крайне широкая власть домовладыки стала подвергаться ограничениям, так что для юстинианова права мы имеем дело лишь с небольшими остатками прежде очень мощной patriae potestatis. Но сновной характер господства в интересах отца, а не подвластного, остается за нею до конца.
Все члены семьи подчинялись главе семьи.
Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их—и жену, и детей и имущество — домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (так называемого виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования:
По римскому праву родительская власть над детьми принадлежала отцу только в отношении детей из правильного брака; объем власти в отношении усыновленных был несколько иным. Внебрачные дети не пользовались особым статусом: власть над ними считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.
Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.
Отец в отношении своего ребенка обладал многими правами. Отец мог распоряжаться жизнью ребенка вплоть до достижения им совершеннолетнего возраста. Однако это право ограничивалось нравами и обычаями.
Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей:
1) право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;
2) право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);
3) право-обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой; 4) право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание; однако эта продажа не была длительной, а также не могла (в древнейшую эпоху) осуществляться более 3 раз; 5) право на виндикационный иск в отношении лиц удерживающих его детей, смысл которого заключался в « требовании отобрать вещь у реально ею владеющего несобственника и вернуть ее невладеющему собственнику»2 (таким образом, похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).
Сохранение статуса домовладыки не зависело также от приобретения подвластными, детьми, домочадцами какого-либо специального публично-правового статуса: так, даже избранный магистратом сын сохранял подчиненность в сфере частного права своему отцу или домовладыке, если не был от этого освобожден через соответствующую правовую процедуру (что, впрочем, требовали приличия mores). Сын мог занимать высокие государственные должности, иметь в своем подчинении армию, но в семье он был подчинен только отцу и действовал с его непосредственного согласия. Данное правило действовало, даже если сын сам имеет семью.
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.
Дочери не обладали никакой самостоятельностью (ни личной, ни имущественной) и переходили из-под власти одного домовладыки к другому (брату, племяннику и т. д.).
Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Жена не могла жить одна, рецепированное право прямо ввело в обиход требование об обязательности ее следовать местожительству своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т.е. ее невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и для нее влекущей штрафные последствия).
Супруги (и муж в том числе)
обязаны были поддерживать
Дети,
в общем принципе, не обладали до
своего освобождения из-под власти
отца-домовладыки никаким самостоятельным
имуществом. Однако признавались исключения,
вызванные требованиями публичного правопорядка.
Так, все приобретенное подвластным сыном
на войне считалось только его личной
собственностью. На таком же положении
были приобретения на гражданской службе.
Самостоятельным имуществом детей (как
дочерей, так и сыновей) считалось то, что
получено по наследству от матери или
из ее семьи.
2.
Возникновение отцовской
власти
Выделялось несколько оснований возникновения отцовской власти:
1) рождение детей в браке лиц, являющихся гражданами Рима. Законными признаются дети, которые рождены не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после свадьбы. Дети, рожденные до 182 дней после свадьбы, признавались законными, если муж признавал свое отцовство;
2) признание законными детей, рожденных вне брака;
3) усыновление.
Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.
К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство.
Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.
Легитимация, т.е. признание законными детей, рожденных вне брака, существует только для детей от конкубины. Конкубинат – «дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака»3. В силу легитимации эти дети получают все права законного рождения, т.е. поступают под отеческую власть и делаются агнатами и когнатами родственников отца (до легитимации они состоят в когнатском родстве лишь с родственниками матери). Легитимация предполагает согласие или, по меньшей мере, отсутствие противоречия со стороны детей, которые не должны делаться лицами alieni juris против своей воли.
Легитимация
совершается тремя способами:
1. Для узаконения детей заключается брак
с конкубиной и составляются pacta dotalia.
2. Рескрипт (ответ императора на правовые
запросы) у императора испрашивает обыкновенно
отец детей; но он может также в своем завещании,
назначая детей от конкубины своими наследниками,
дать разрешение им самим испросить рескрипт
у императора (legitimatio per testamentum). Эта легитимация
имеет место при невозможности брака с
конкубиною (например, в случае ее смерти)
и предполагает отсутствие законных детей
у лица, узаконяющего детей от конкубины.
3. Курия - это муниципальный сенат в городах
и местечках империи; члены этих сенатов
составляли знать, которая пользовалась
некоторыми привилегиями (например, изъятие
от пытки, телесных наказаний). Но эти привилегии
не шли вровень с тяжкими имущественными
повинностями, лежавшими на курионах:
последние должны были на свой счет давать
публичные игры, а главным образом пополнять
из своего кармана недоимки, получавшиеся
при взыскании личной и земельной подати
с населения их общины.
Поэтому курионы всеми путями старались избавиться от своего звания, а правительство всеми мерами заботилось о сохранении этого учреждения. В числе поощрительных мер были рассматриваемый нами способ легитимации: отец, сам, не будучи курионом, узаконял своего сына от конкубины, если он делал его курионом своей patriae, дочь он мог узаконить, выдавая ее замуж за куриона; при этом он должен был подарить или завещать узаконяемому лицу надлежащее количество земли. Последствия этой легитимации сужены: узаконенный делался лишь подвластным и suus heres своего отца, но не делался агнатом и когнатом родственников отца.
1)
Усыновлять могут по общему
правилу только мужчины;
2) Не могут быть усыновляемы дети от конкубины; для них существует легитимация.
3)
Усыновление не может быть
сделано с прибавлением срока
или условия, ибо это не
4) Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция — для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. Отсюда и различные формальные акты усыновления.
Информация о работе Влияние отеческой власти на имущественное положение подвластных