Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:58, курсовая работа
целью данной работы является исследование и выявление последствий монголо-татарского нашествия на российскую государственность. Для достижения поставленной цели в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть особенности культуры, быта и становления государственности у монголо-татар;
2) определить основные этапы монголо-татарского нашествия на Русь;
3) изучить политику монгольских ханов по отношению к русским княжествам;
4) выявить влияние ордынского ига на становление российской государственности.
Введение
В XIIIв. Руси пришлось вести борьбу с иноземными захватчиками. Почти одновременно на нее обрушились кочевники-монголы с востока и европейские феодалы с запада. Исход борьбы с захватчиками надолго определил историческую судьбу нашей страны, оказал огромное влияние на ее дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие.
Вопрос о степени влияния монголо-татарского завоевания на развитие
русских земель является дискуссионным. Часть дореволюционных российских историков считали, что монголы оказали большое влияние на развитие московского государства, которое сложилось под влиянием монгольской государственности. Например, Н.М. Карамзин первым из историков высказал мысль о наличии определенных положительных для Руси последствий власти Орды, благодаря которым была якобы быстрее изжита раздробленность, возродилась монархия, а Москва, по его мнению, была «обязана своим величием ордынскому хану». В.О. Ключевский также полагал, что без Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.
Другие же историки, такие как С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров разделяли точку зрения, согласно которой татарское иго не произвело глубоких социальных переворотов в жизни Русского государства, а только лишь затормозило естественный ход исторического развития страны.
Более взвешенно рассматривал последствия ига К.Н. Бестужев - Рюмин, который разделил их на «прямые» (убийства, грабежи, разрушения и т.п.) и «косвенные» (задержка культурного развития Руси и ее отрыв от европейской цивилизации), причем последние он считал главными.
Имеются и другие мнения. Так, М.В. Нечкина, а затем и другие историки пытались дать «смягченную» оценку монгольского нашествия и последующих лет владычества Орды над Русью. Наиболее ярко позиция по этому вопросу была высказана Л.Н. Гумилевым. Он категорически отвергал само понятие «монголо - татарское иго», называя его мифом.
Так или иначе, в период золотоордынского владычества Русь понесла заметные изменения в социальной, экономической, политической и культурной сфере. Наиболее негативно ордынское иго проявилось во влиянии на тип и формы развития российской государственности.
В современной исторической литературе проблема оценки монгольского и в целом азиатского влияния на русскую историю и государственность вновь приобрела дискуссионный характер. Это связано, прежде всего, со спорами о «евразийской» сущности российской государственности.
Таким образом, целью данной работы является исследование и выявление последствий монголо-татарского нашествия на российскую государственность. Для достижения поставленной цели в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть особенности культуры, быта и становления государственности у монголо-татар;
2) определить основные этапы монголо-татарского нашествия на Русь;
3) изучить политику монгольских ханов по отношению к русским княжествам;
4) выявить влияние ордынского ига на становление российской государственности.
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе «Ранее феодальное государство у монголов» описываются отличительные черты внешности, одежды, особенности быта, и формирования государства у кочевников.
Во второй главе « Монголо-татарское нашествие на Русь» подробно описано положение российских княжеств перед нашествием, основные этапы и события их захвата монголами. Отдельный вопрос посвящен политике золотоордынцев по отношению к князьям, а также рассмотрена Куликовская битва как первый шаг противостояния монголо-татарам.
В последней главе «Российская государственность после освобождения от ига» выявлены последствия монголо-татарского нашествия на Русь и определено влияние золотоордынцев на становление российской государственности.
Глава 1. Ранее феодальное государство у монголов
1.1 Культура и быт монголо-татар
Родина монголов — Центральная Азия (территория нынешней Монгольской Народной Республики). Монголы вели кочевой образ жизни. Племена, жившие в лесах, промышляли охотой и рыбной ловлей; другие, кочевавшие в долинах, занимались скотоводством: летом со всем своим имуществом, которое включало круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и палок, покрытые войлоком переносные дома, они поднимались на горные пастбища, а зимой спускались в долины. Земледелие не было им знакомо…
О внешнем виде
Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и между щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них плоский и небольшой; глаза маленькие и ресницы приподняты до бровей. В поясе они в общем тонки; за исключением некоторых, и притон немногих, росту почти все невысокого. Борода у всех почти вырастает очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут. На маковке головы они имеют гуменце наподобие клириков и все вообще бреют [голову] на три пальца ширины от одного уха до другого; эти выбритые места соединяются с вышеупомянутым гуменцем; надо лбом равным образом также все бреют на два пальца ширины; те же волосы, которые находятся между гуменцем и вышеупомянутым бритым местом, они оставляют расти вплоть до бровей, а с той и другой стороны лба оставляют длинные волосы, обстригая их более чем на-половину; остальным же волосам дают расти... Из этих волос они составляют две косы и завязывают каждую за ухом. Ноги у них также небольшие.[11]
Одежда
Одеяние же как у мужчин, так и у женщин сшито одинаковым образом… На голове же они носят нечто круглое, сделанное из прутьев или из коры, длиной в один локоть и заканчивающееся наверху четырехугольником, и снизу доверху этот [убор] все увеличивается в ширину, а наверху имеет один длинный и тонкий прутик из золота, серебра, или дерева, или даже перо; и этот [убор] нашит на шапочку, которая простирается до плеч. И как шапочка, так и вышеупомянутый убор покрыты букараном или пурпуром, или балдакином. Без этого убора они никогда не появляются на глаза людям, и по нему узнают их другие женщины. Девушек же и молодых женщин с большим трудом можно отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины…[11]
...Их пищу составляет всё, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо... Они едят также очищения, выходящие из кобыл вместе с жеребятами... мы видели даже, как они ели вшей и мышей...Скатертей и салфеток у них нет, хлеба у них нет, равно как и зелени, и овощей, и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы с трудом могут жить на это...
Кобылье молоко, если оно у них есть, они пьют в огромном количестве, пьют также овечье, коровье и верблюжье молоко. Вина, пива и меду у них нет, если этого им не пришлют и не подарят другие народы. Зимою у них нет даже и кобыльего молока, если они не богаты. Они также варят просо с водою, размельчая его настолько, что могут не есть, а пить. И каждый из них пьет поутру чашу или две, и днем они больше ничего не едят, а вечером каждому дается немного мяса, и они пьют мясную похлебку. Летом же, имея тогда достаточно кобыльего молока, они редко едят мясо, если им случайно не подарят его, или они не поймают на охоте какого-нибудь зверя или птицу.[11 ]
Но охота и скотоводство не обеспечивали монголам необходимого пропитания, недостающее продовольствие они пополняли, занимаясь разбоем и набегами. Разбой и набеги были той же войной. Для монголов они являлись обычным промыслом.
В ХII векеу них происходит распад первобытно- общинных отношений. Здесь начала выделяться родоплеменная знать - найоны (князья) и багатуры (богатыри), окруженные дружинниками - нукерами (нукер в переводе означает друг). Они захватывали у общин скотоводов -аратов- пастбища и стада. (Складывается особый тип кочевого феодализма, для которого, как полагает ряд исследователей, характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.) Становление раннеклассового государства проходило здесь, как и обычно, в кровавой междоусобной борьбе между разными племенами и вождями. В ходе этой борьбы победу одержал Темучин (или Темуджин), которому на хурале (съезде монгольской знати) в 1206 г. было присвоено почетное имя Чингисхан, что означало «великий хан».
1.2 Войско Чингисхана и его завоевания
Чингисхан укрепил издавна существовавшую военную организацию монголов. Все войско делилось на десятки, десятки объединялись в сотни, сотни – в тысячи, десять тысяч составляли один тумен, или по-русски тьму. В войске Чингисхана действовал закон: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу[4]. Отсюда и войско было сильным и хорошо подготовленным. Также нередко Чингисхан использовал различные хитрые приемы для введение в заблуждение и устрашения противника:
«…когда же они желают приступить к сражению, то располагают все войска так, как они должны сражаться. Вожди или начальники войска … имеют рядом с собой на конях отроков, а также женщин и лошадей. Иногда они делают изображения людей и помещают их на лошадей; это они делают для того, чтобы заставить думать о большом количестве воюющих. Пред лицом врагов они посылают отряд пленных и других народов, которые находятся между ними; может быть, с ними идут какие-нибудь татары. Другие отряды, более храбрых людей, они посылают далеко справа и слева, чтобы их не видали их противники, и таким образом окружают противников и замыкают в середину; и таким образом они начинают сражаться со всех сторон. И хотя их иногда мало, противники их, которые окружены, воображают, что их много. А в особенности бывает это тогда, когда они видят тех, которые находятся при вожде или начальнике войска, отроков, женщин, лошадей и изображения людей, как сказано выше, которых они считают за воителей, а вследствие этого приходят в страх и замешательство. А если случайно противники сражаются, то татары устраивают им дорогу для бегства, и, как только те начнут бежать и отделяться друг от друга, они их преследуют и тогда, во время бегства, убивают больше, чем могут умертвить на войне. Однако надо знать, что, если можно обойтись иначе, они неохотно вступают в бой, но ранят и убивают людей и лошадей стрелами, а когда люди и лошади ослаблены стрелами, тогда они вступают с ними в бой».[1,90-91]
С такой армией Чингисхан сравнительно быстро покорил многие народы и раздвинул границы Монголии до огромных размеров. К 1211 году войска Чингисхана захватили земли бурят, якутов, енисейских киргизов и уйгуров. В это же время они вели кровопролитную войну в Северо-Западном Китае.
В 1212 году на сопках Маньчжурии монголы разгромили основные цзиньские воинские соединения. В 1215 году под их ударами пал город Яньцзин (Пекин). После вторжения в Китай армия Чингисхана взяла устремила свой взгляд на богатейшие государства Средней Азии. Цель Чингисхана - разграбление городов Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча и других. Хитростью и коварством татары, истребив половцев, двинулись к Днепру, где и произошла первая встреча русских дружинников и воинственных кочевников. Все завоевание было совершено за 3 года - 1219-1221гг.
«Подобно саранче распространялись они [монголо-татары] по лицу земли, они принесли ужасающие опустошения в восточных частях, разорив их огнем и мечом. Пройдя через землю Сарации, они разрушали до основания города, рубили леса, низвергали крепости, выдергивали виноградники, опустошали сады, убивали горожан и крестьян. Во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других же поселян, менее способных к бою, оставляют для обработки земли, а жен, дочерей и родственниц тех людей, кого погнали в бой и кого убили, делят между оставленными для обработки земли, назначая каждому по двенадцати или больше, и обязывают тех людей впредь именоваться татарами.» [7,29]
2.1 Установление монголо-татарского владычества.
Перед нашествием татаро-монгольских орд на русские земли Русское государство представляло собой несколько крупных княжеств, постоянно соперничавших между собой, но не обладавших одним большим войском, способным оказать сопротивление армаде кочевников.
Бывшая Киевская Русь оказалась рассечена на две части: Южную и Северо-Восточную. Центром Южной Руси из-за потери Киевом своего политического значения стало Галицкое княжество, возглавляемое тогда Ярославом Осмыслом. В Северо-Восточной части преобладающее положение стала занимать Владимиро-Суздальская земля. Наряду с Галичем сформировался еще один политический центр - Владимир, от Дикого поля и от набегов половцев который охраняли непроходимые леса, болота, реки и Рязанско-Муромское княжество.
В 1227 году умер Чингисхан. В соответствии с его завещанием обширные владения монголов были разделены на области (улусы) во главе с его сыновьями и внуками. Великим ханом был провозглашен сын Чингисхана Угэдей. Одному из внуков Чингисхана, Батыю, досталась часть земель от Иртыша и далее на запад до тех пределов, "до которых доходили копыта монгольских коней". Эту территорию предстояло еще завоевать. Новый властелин Угэдей отправил своего племянника Батыя с огромным полчищем на запад для покорения стран к северу и западу от Каспийского моря. Новый поход монголов на запад, во главе которого оказался Батый, стал общемонгольским делом. В нем участвовали ряд монгольских царевичей, опытные военачальники, в том числе Судубей, войска ряда покоренных народов.[4]
Информация о работе Влияние монголо-татарского ига на формирование русской государственности