Влияние идей Просвещения на личность и политическую деятельность Екатерины Великой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:08, реферат

Описание работы

Будучи еще великой княгиней Екатерина пристрастилась к чтению. Однако,
отвергнув популярные тогда среди европейских аристократок любовные романы,
принялась за более серьезную литературу. Случайно попавшие к будущей
императрице труды французских просветителей стали ее настольными книгами.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории России на тему.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

крепостных. Этот богатый материал государыня использовала после во время

разработки тех  или иных законопроектов.

VI «Потемкинские  деревни»

Отрицать, что Екатерина II была в душе приверженецей Просвещения  сложно.

Можно, конечно, говорить, что вся ее переписка с гуманистами  это фарс, мода,

желание завоевать  авторитет среди верхушек европейской  власти, желание

прослыть в веках  мудрейшей из мудрейших правителей своего времени. Возможно

во всем этом и  есть доля правды, однако надо отметить, что не будь Екатерина

согласна с идеями того же Вольтера, Дидро и других стала бы она рискуя своим,

итак по сути незаконным царствованием, хотя бы пытаться претворить в жизнь

эти постулаты. Неужели  не было другого выхода? Мне кажется, если постараться,

то можно было в таком случае найти другой путь, как усидеть на троне!

Однако воззрения - это одно, а конкретные действия, совсем другое. Далеко не

всегда намерения  императрицы претворялись в жизнь. Самым наболевшим вопросом

оставался крестьянский. В бумагах Екатерины существует не мало горьких,

сочувствующих слов по этом поводу: «...предрасположение к деспотизму

...прививается  с самого ранняго возраста  к детям, которыя видят, с  какой

жестокостью их родители обращаются со своими слугами; ведь нет  дома, в

котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для

пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила  в этот несчастный

класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления». «Если крепостнаго

нельзя признать персоною, - иронизирует она в  другом месте, - следовательно,

он не человек, но его скотом извольте признавать, что к немалой славе от

всего света нам  приписано будет». Рабство же «есть  подарок и умок татарский»,

в то время как  «славяне были люди вольны». Не укрылось от Екатерины и то, что

крепостничество было тормозом на пути развития эффективного хозяйства. «Чем

больше над крестьянином притеснителей, - замечала она, - тем  хуже для него и

для земледелия». И продолжала: «Великий двигатель  земледелия - свобода и

собственность».

И после таких  слов Екатерина фактически с отменой гетманства на Украине

закрепощает крестьян.

Да, такие противоречия возникали на протяжении всего царствования Екатерины

II и в этом  ее парадокс.

На мой взгляд, проблема была в том, что Екатерина  с начала своего

царствования была связана довольно веской причиной, вследствие которой она не

могла действовать  иначе:

Взойдя на престол  в век дворцовых переворотов, Екатерина понимала, что в

случае слишком  резких действий против господствующего  класса (дворянства) она

просто может  лишиться власти (это в лучшем случае, а в худшем - головы).

Однако, это не оправдывает действия Екатерины, направленные на фальсификацию

реального положения  в стране для ее европейских адресатов. Например, всем

известная история  про то, как в письме Вольтеру Екатерина писала, что русский

крестьянин каждый день имеет на обед курицу, а то и  индюшку. И это не

единственный момент.

Не все получалось, а хотелось. Зато совсем не хотелось упасть лицом в грязь

перед Европой, к  которой она себя причисляла.

Но подумайте, у  какого человека нет недостатков? Понятно, что эти поступки не

превозносят Екатерину  в наших глазах, однако может иметь  слабости женщина,

повелевать самой  огромной страной на протяжении 34 лет  в период, когда

правители здесь  сменялись также часто, как туалеты  у придворных дам, причем

зачастую не самыми гуманными способами.

В заключении хочу сказать, что век Екатерины II - это  эпоха духовного

расцвета, формирования национального самосознания, складывания  в обществе

понятий чести, личного  достоинства, законности. Не случайно историки говорят

о двух не поротых  поколениях Екатерины, из которых вышли  герои 1812 года и

декабристы, великие  писатели и художники - гордость отечественной  культуры.

Немалая заслуга  в развитии свободной мысли, литературы и искусств принадлежит

самой императрице, чьи собственные духовные запросы и интересы были

необыкновенно широки и которая собственным примером побуждала подданных к

занятия журналистикой  и историей, сочинительством и  архитектурой, театром и

живописью. Духовные силы. Накопленные русскими людьми в послепетровское

время, именно при  Екатерине как бы прорвались наружу, выплеснулись в

литературные и  художественные шедевры, мучительные  размышления о судьбе

отечества и месте  России в мире.

Конечно, и при  Екатерине, как и во всякое время, народ познал немало тягот,

страданий, несправедливостей. И реальная жизнь была очень далека от того

лубочного всеобщего  благоденствия, о котором мечтала  императрица. И все же

этот период русской  истории с гораздо большим основанием, нежели другие,

может именоваться  периодом расцвета России.

     Вторая половина XVIII века не случайно названа екатерининской эпохой,

личность  императрицы наложила на нее особый отпечаток. Волею судеб на

российском  престоле оказался человек яркий, незаурядный, оставивший заметный

след  в отечественной  истории, - несомненно, один из наиболее талантливых

государственных деятелей России, верно  сумевший понять и  оценить объективные

тенденции развития общества и  небезуспешно пытавшийся их направлять. Деяния

Екатерины имели долговременное значение и во многом определили последующую

историю страны.

Список  литературы:

1.А.Б. Каменский    Жизнь и Судьба императрицы  Екатерины II

2.Н.И. Павленко        Екатерина Великая

3.О. А. Омельченко  Екатерина II

4.Записки императрицы  Екатерины II

5.Чельцов-Бебутов  М.А Курс уголовно-процессуального  права, очерки по истории

суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных буржуазных

государств. Санкт-Петербург; 1995.

    

Информация о работе Влияние идей Просвещения на личность и политическую деятельность Екатерины Великой